13.09.2017
нефтяная промышленность, нефтепроводы, пеллеты, чёрное золото, University of Calgary
Из всех невероятных открытий, сделанных инженерами специально, можно ошибочно обнаружить и нечто, что могло бы изменить навсегда, например, нефтяную отрасль. Открытие битумных гранул, сделанное канадским учёным, может полностью изменить способ транспортировки нефтепродуктов.
Чтобы сделать великое открытие, учёные трудятся годами. Но
один из исследователей по ошибке открыл нечто, способное навсегда изменить
нефтяную промышленность. Открытые канадским учёным нефтяные гранулы сделают
нефтепроводы бесполезными.
Десятилетиями нефть в промышленных масштабах транспортировалась по гигантским
трубопроводам. Потому что так дешевле, безопаснее и удобнее, чем возить чёрное
золото железнодорожными цистернами. Однако ситуация может поменяться, если
технология превращения жидкой нефти в твёрдые гранулы получит право на жизнь.
Профессор Ян Гейтс (Ian Gates) University of Calgary’s Schulich School of
Engineering (www.ucalgary.ca) работал над технологиями усовершенствования
битума — вязкой, чёрной смеси углеводородов, остающейся в виде остатка после
перегонки нефти. Во время этого процесса он случайно получил густую структуру,
которую можно транспортировать в виде самоуплотняющихся гранул.
По размеру битумные шарики (гранулы-пеллеты) могут варьироваться от мячика для
гольфа до таблетки.
Методика трансформации пока хранится в тайне, известно лишь, что для этого
используются высокие температуры и давление. Конечный продукт очень похож на
конфеты с начинкой — твёрдый, похожий на асфальт внешний слой и жидкая сердцевина,
с газовым пузырьком, который придаёт им плавучесть. Такие гранулы-пеллеты можно
получить как из тяжёлой нефти, так и из битума, сравнительно быстро и дёшево.
Когда гранулы поступают в пункт назначения, их вновь преобразуют в битум,
используя лёгкую нефть – побочный продукт создания гранул. Это рациональный и
более дешёвый способ поставок нефти потребителям. Учёный говорит, что эра
трубопроводов закончилась.
«Трубопроводы, конечно, играют свою роль. Не думаю, что гранулы полностью
заменят трубопроводы. Это открытие просто предлагает ещё один вид транспорта»,
— сказал Гейтс. «Но, конечно, вы сами можете видеть, что пелетты вытесняют
некоторые из подогреваемых железнодорожных вагонов».
По статистике, только в Америке в 2013 год из-за железнодорожных аварий
произошло больше разливов нефти, чем за предшествующие 40 лет. Кстати, только
за последние десять лет произошло 62 разлива сырой нефти из поездов, так что
безопасные гранулы обнаружены очень даже кстати.
Нефтяные гранулы обладают одним колоссальным преимуществом, которое затмевает
всё остальное — они не тонут в воде и практически не разрушаются сами по себе.
Такое сырьё можно зачерпывать ладонью и класть в карман, перегружать и
перевозить при помощи любых неспециализированных транспортных средств. Не нужно
строить нефтеналивные терминалы, не будет больше никаких катастрофических разливов
нефти в океане, а для ликвидации аварии достаточно будет смести гранулы
веником.
Да, перевозка огромных объёмов нефти даже в гранулах всё ещё требует затрат
энергии, однако в отсутствие специальных требований они становятся сопоставимы
с организацией перекачки сырья по трубопроводу. Установки по гранулированию
нефти можно размещать прямо возле скважин, в перспективе сделав их мобильными,
что в корне изменит всю логистику отрасли. С учётом особенностей освоения
непростого региона Арктики, это изобретение вполне может стать революционным.
К работе Гейтса уже проявили интерес некоторые нефтяные компании. К ноябрю
объём производства гранул будет измеряться баррелями, а к следующему году Гейтс
намерен производить несколько сотен баррелей нефти в виде гранул в сутки.
У гранул есть и другая функция: это отличный материал для асфальтирования
дорог, и при этом не требуется их обратная переработка в битум.