Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Хроники гибнущего государства - Кое-что о российском миддл-классе


Источник: http://www.odnako.org/blogs/show_14030/

Эпиграф: «Почему поляки не любят Россию? Потому что они сами хотели стать Россией».

Уважаемые читатели! В российских школах процветают алкоголизм и наркомания. Цены на еду выбивают почву из-под ног россиян. Треть финансово стабильной молодёжи хотела бы уехать из страны. Государство давно стало частной собственностью чиновников различного уровня, осуществляющих произвол. Кроме того, изобретена революционная методика похудения, объявлена акция на «ситроены» и есть большой выбор туров на Новый год.

Если вам тоже кажется, что процитированное содержание среднестатистического федерального СМИ состоит из взаимоисключающих эмоций, – давайте об этом поговорим.

Дело в том, что в нашей стране существует не только слой прямых рантье -- коррумпированных госслужащих и администраторов, держащих заводы и бензоколонки бандитов и сросшихся с ними оборотней в погонах. Есть ещё прослойка рантье опосредованных, и о ней мы слишком часто забываем. А роль её огромна.

Я о людях, которые лично ничего не держат, не стригут, не контролируют и не доят. Они просто обслуживают контрольно-доярский класс, ведя его бухгалтерию, бегая для него на аудиты, рисуя дизайн его официальных сайтов и продавая ему айфоны, составляя ему пресс-релизы и организуя мероприятия. Эту прослойку, кстати, и называют «российский средний класс», – что отчасти правильно, ибо этот термин ничего толком не значит. Но в то же время и не вполне правильно, потому что эта прослойка не является равномерно размазанной по стране, а на 80% кормится и брачуется в столице нашей Родины.

Этот невнятный и как бы непричастный к творящимся у нас безобразиям класс – такая же системообразующая штука, как чиновно-предпринимательские мафии. Именно эти люди являются медиумом и буфером между цапками и нормальным человеческим большинством. Без них цапки просто не вытянули бы всей организационной работы. (Я напомню, кстати: у того же Сергея Викторовича Цапка был предвыборный штаб, который агитировал за него во время выборов в местный совет, рисовал на «маке» листовки и обзванивал старушек. И был научный руководитель, который Цапку помогал с кандидатской по социологии).

Так вот: именно этот слой является основным производителем и потребителем парадоксального эмоционального бульона, в котором круто замешаны неизбежность погибели России и жажда купить «ситроен» недорого. Этот слой излучает бешеный глобальный пессимизм – что не мешает ему быть собирателем каких-нибудь редких сортов вискарика. Он пишет и читает про то, как в детдомах убивают детей, а в Россию планируют завезти ещё 16 000 000 стайных брюнетов вместо вымирающих от бесчеловечности власти русских, – а бесстрастные рекламные системы подвёрстывают к этим страшилкам девелоперские предложения. Нет, рекламные роботы не издеваются над вымирающим народом. Они просто точно просчитывают аудиторию: регион столичный, зарплата от 45 тыс., работа офисная, планирует разменять двушку на трёшку и взять машинку в кредит.

Разумеется, тут возникает логичный вопрос. Почему этот – самый массовый из благополучных и самый благополучный из массовых – слой населения демонстрирует такой спрос на глобальное уныние, чернуху и отчаяние? Почему, если он столь уж переживает за Родину, он не наводняет собой сайты волонтёров или кургиняновцев? Почему вместо этого он 10 лет упивается болью и смертью, как некий эмокид – и восторженно презирает быдло, участвующее хоть иногда хоть в чём-нибудь созидательном?

У меня есть версия, уважаемые читатели. На самом деле у представителей этого псевдокласса бешеный спрос на такую Родину, которой невозможно помочь и которой нечего стесняться. Ведь если Родине можно помочь, и она не погибнет, – значит, они занимаются чем-то не тем. А может быть, даже вредят своим бездействием. А это категорически вредно для улучшения жилищных условий и покупки всяких штучек. Поэтому справедливость этой мысли допустить невозможно по определению. И поэтому российские «миддлы» интуитивно предпочитают те новости, от которых до одури страшно и хочется забиться в свою двушку (лучше, конечно, трёшку – и чтобы парк был недалеко).

Вот только селективная реклама их выдаёт. 

P.S. Публикация, разумеется, не направлена против всех, кто относит себя к т.н. среднему классу: существование его настолько сомнительно, что у этого понятия нету даже общепринятого определения. Однако автор в курсе, что множество достойных людей по тем или иным причинам причилсяют себя к "миддл-классу". Автор просит их не относить написанное к себе, если они не страдают описанной выше глобальной катастрофилией в сочетании со здоровым потреблением товаров и услуг.

Автор: Виктор Мараховский, шеф-редактор веб-проекта "Однако". Журналист. Родился в Риге в 1978 году. Работал в газетах «СМ-сегодня» («Советская молодёжь»), «Час», "Телеграф".


В избранное