Хроники гибнущего государства - Слово о багополучии
Слово о багополучии
Источник: http://www.odnako.org/blogs/show_11193/
В последнее время вокруг нас расплодились округлые энергичные типы, бойко
задающие чеховский вопрос:
– Чем мы хуже чехов? Зачем все эти дебиловатые концепции по улучшению мира и
всеобщей справедливости? Вот посмотрите на чехов. Прагматики, обыватели чистой
воды. Амбиций на сверхдержаву и мировую справедливость --никаких. Космических
кораблей нет, почти все поголовно атеисты. Зато, пока вы тут фигнёй маетесь,
они клепают шкоды и пьют Пиво.
Этой антипроповедью округлые типы крайне успешно троллят сторонников смутной
державности, трудноформулируемой духовности и Исторической Миссии. Смутные
державники, стукнутые кружкой тёмного и придавленные печеным вепревым коленом,
– теряют равновесие. Они не пытаются даже возразить. Вместо этого они
принимаются беспомощно ябедничать, что их оппоненты продали Мечту за Жратву и
вообще хотят жить как свиньи, а не как Че Гевара. Как будто оппонентам от этого
обидно.
На самом деле каждый идеалист в душе чувствует: ему нечего возразить против
ультраобывательского образа жизни. Идеалисту нечего предложить собирающему (или
проектирующему, или рисующему дизайн) шкоды пузатому крепышу в солнечных очках,
шортах и шлёпанцах. Спокойному цинику, благодушно живущему в трёхкомнатной
квартире со стеклопакетами и плазмой, исправно вывозящему текущую жену на
шашлыки и качающему, иногда даже легально, уморительно смешные комедии про
курортные романы.
Мистические сверхценности империалистов, коммунистов, последовательных христиан
и прочих любителей всего большого этому крепышу нужны, как бравому Швейку
немеркнущая слава Австро-Венгрии.
В лице описанной выше модной антимечты, по сути, перед нами встаёт в полный
рост потрясающая модификация пирамиды потребностей Маслова – скрещённая, если
можно так выразиться, с бутылкой Клейна. Это заявление звучит несколько заумно
и требует пояснения – поэтому я его сейчас, разумеется, дам.
Традиционная пирамида потребностей, придуманная послевоенными гуманистами,
предполагала, что лишь в фундаменте человеческих желаний лежат шашлыки, тёлки и
пиво; в них воткнуты арматурины социальных амбиций и желания кому-то
принадлежать, а на вершине человека, как звезда над Кремлём, красуются
творчество и гений.
Антимечта делает эту пирамиду одноэтажной – умело перенаправляя все потребности
на шашлычный уровень. Например, реализация социальных амбиций нужна, потому что
менеджеру проще получить доступ к тёлкам и шашлыкам, чем грузчику. Принадлежать
к какой-то общности (например, мусульманам, евреям или коренным москвичам)
важно, чтобы получать все полагающиеся этой общности шашлыки и тёлок.
Творчество – посмотрите на режиссёров – позволяет добраться до дизайнерских
тёлок и каких-нибудь гвианских шашлыков из ленивцев. Власть же и богатство, в
недостижимом идеале, придают достижимым вами тёлкам и шашлыкам манящий эпитет
«любые».
...Между тем кажущаяся неподстебаемость этого мира базируется на обычном
обмане. Специально для него социотерапия изобрела термин «багополучие» –
образованный от скрещивания слов «благополучие» и «баг» (означающего в
оригинале жесткокрылое насекомое, а в арго – системную ошибку, приводящую к
несколько неожиданным результатам).
Багополучие на практике заканчивается тем, что исповедующая его популяция, не
пронизанная идеалистической сверхзадачей, вымирает или нисходит до уровня
фауны. Это даже не правило – это закон без исключений.
Причина так очевидна, что даже я, мастер говорить банальности с умным видом,
сообщу её с некоторым смущением.
Без сверхличных целей человек становится органически равнодушен к любым
стимулам, кроме шашлычно-тёлочных. А это значит, что заставить его проявлять
доброту, великодушие, терпение, практический патриотизм, стремление к звёздам и
прочие глупости, требующие частичного или полного самопожертвования, – можно
лишь принудительно.
Поскольку системы чисто полицейского принуждения к звёздам и самопожертвованию
современная цивилизация пока не выработала, – как следует промодулированное
пивом и вепревым коленом общество будет разваливаться на наших глазах,
превращаясь в горстку бесполезных и бесцельных одиночек.
Любителям вепревого колена, к примеру, наверняка будет интересно узнать, что
прагматичная Чехия находится среди мировых лидеров по числу разводов – зато в
мировых аутсайдерах по количеству новорожденных. То есть она просто прагматично
аннигилируется. Что население прочих стран-флагманов багополучия, вроде
Голландии и Швеции, всего за два десятилетия на пятую часть заменилось весёлым
черкизоном, понаехавшим со всех краёв Земли. Что от народов гордой Прибалтики,
те же 20 лет назад радостно отказавшихся от всего большого и сосредоточившихся
на прагматичном шашлычном антиидеале, мало что осталось уже сегодня: они
прагматично разъезжаются кто куда, оставляя своих стариков как-нибудь доживать.
История, несмотря на дырявую память, отлично помнит такие случаи. Так,
например, не нашлось никаких аргументов, которые заставили бы циничных и
понимающих толк в быстротечности жизни античных граждан времён конца Римской
республики жертвовать чем-нибудь для будущего. Хотя убеждали их, отметим, не
самые глупые люди. «Вы не хотите воспитывать больше одного-двух детей!» –
истерил в Греции Полибий. «Нам нужно меньше похоти и больше детей!» – канючил в
Риме Цицерон. Разумеется, их никто не слушал. Дети мешали пить тогдашнее пиво и
раскатывать на тогдашних октавиях, а легионы можно было набирать и среди
варваров. В итоге за какие-то три-четыре сотни лет восьмимиллионнная Италия
сошла на нет – после чего её народ были замененсобравшимся со всех концов
Средиземноморья весёлым черкизоном.
К сказанному стоит добавить, что наша эпоха уже никому не выделит эти три-четыре
столетия. Все процессы сегодня ускоряются неимоверно. И любой прагматичный тип,
полагающий, что на его век пива и блондинок хватит без всяких сверхцелей, –
может ошибиться лет на сто.
P.S. Ввиду неизбежности появления массированных упреков от лиц с одноразовым
восприятием в стиле "Так что же! Теперь нельзя пиво пить и шашлыки есть,
да?!" - повторюсь: речь о том, что шашлыки без идеализма вовсе не
самодостаточны, как мечтается многим -- и обречены. Тем Читателям, кому
показалось, будто автор проповедует войну с едой и питьём -- стоит всерьёз
задуматься, почему им в любой агитации за человечность чудятся Голодомор и
Беломорканал.
Автор: Авраам Покой