Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

  Все выпуски  

Объект неустанного разоблачения // Тайная полиция, оргии, мировое господство, спрятанные сокровища и другие мифы о Ватикане



Объект неустанного разоблачения // Тайная полиция, оргии, мировое господство, спрятанные сокровища и другие мифы о Ватикане
2024-11-22 08:00
На этой неделе вышел в российский прокат фильм Эдварда Бергера «Конклав», экранизация остросюжетного романа Роберта Харриса о трудных выборах очередного римского папы. Успех сначала книги, а потом и фильма (широкий мировой прокат только начинается, но сборы уже превысили съемочные затраты) — еще одно свидетельство того, что тайны Ватикана по-прежнему ходовой товар. В сущности, если вынести за скобки новозаветные сюжеты, ничто более из того, что связано с жизнью христианской церкви, исторической и нынешней, настолько стабильного любопытства в массовой культуре не вызывает. Сергей Ходнев рассказывает, какие ватиканские секреты, фантастические или правдоподобные, оказались при этом особенно востребованными — и в чем секрет этой притягательности.

Город исторической доказанности // Великий Новгород: миф об альтернативной истории России
2024-11-22 08:00
Этот город выстроен так, будто находящийся в его центре кремль — невероятное сокровище, которое нельзя осквернять присутствием простых человеческих радостей, подпуская их ближе чем на километр. Только высокая духовность новгородской Софии, только думы о русской истории вокруг памятника тысячелетия. Тот же регламент — пространственная почтительность к древнерусским памятникам — соблюдается по всему городу. Это уникальная городская структура, и в известном смысле именно она кажется самой интересной чертой города.

Жить и быть // «Птица»: Андреа Арнольд находит выход из отчаяния
2024-11-22 08:00
Новый фильм британки Андреа Арнольд «Птица» — самый зрительский из ее фильмов, потому что это сказка о взрослении. И о гипножабе.

Лебединый хрип // «Мария»: Анджелина Джоли в байопике Марии Каллас
2024-11-22 08:00
В российский прокат выходит «Мария» Пабло Ларраина — история последних всхлипов и вздохов великой Марии Каллас, озвученная Анджелиной Джоли, для которой чужая драма, кажется, стала репетицией собственной.

Есть у революции конец // «Эмманюэль»: феминистский ремейк сексуального манифеста
2024-11-22 08:00
До отечественных экранов добралась новая, партийная версия «Эмманюэль», в которой, как и в СССР, секса нет, зато есть разговоры о важном.

Парк лихой культуры и отдыха // «Дети перемен»: опять 1995
2024-11-22 08:00
В онлайн-кинотеатрах выходят «Дети перемен», еще один многосерийный проект о 1990-х, на сей раз сделанный авторским тандемом Сергея Тарамаева и Любови Львовой. Чем новый сериал отличается от других высказываний о волнующей всех эпохе и почему его все-таки стоит посмотреть, даже если вы устали от ностальгии?

Моя гениальная мелодрама // Финальный сезон экранизации бестселлера Элены Ферранте
2024-11-22 08:00
На НВО вышел четвертый, заключительный сезон сериала «Моя гениальная подруга» по «Неаполитанскому квартету» Элены Ферранте. Действие в нем происходит в 1970-е, в «свинцовые» годы террора и мафии, и потому в том, как он снят, есть много отсылок к драмам Дамиано Дамиани.

«Три толстяка» в пятнадцати пунктах // Краткая история первой советской сказки
2024-11-22 08:00
В 1924 году Юрий Олеша закончил писать «Трех толстяков». История о том, как народ под предводительством циркача и оружейника свергает триумвират правителей, захвативших власть и ресурсы в безымянном городе, вышла через четыре года после написания и стала первой революционной советской сказкой. К 100-летию «Трех толстяков» Ульяна Волохова рассказывает, откуда взялась Суок, зачем Олеше понадобился блэкфейс, что в книге понравилось Мандельштаму и не понравилось Лидии Чуковской и почему это не сказка, а научная фантастика.

Рай и трепет // Леонид Аронзон: слагаемые мифа
2024-11-22 08:00
В Издательстве Ивана Лимбаха вышло новое издание двухтомного собрания Леонида Аронзона — одного из самых значительных авторов неофициальной литературы 1960-х, поэта духовного и телесного экстаза, героя мифа, скреплявшего воедино ленинградское подполье.

Искать, найти и прикрыть // «(Не)видимые тела» в парижском Музее Родена
2024-11-22 08:00
Выставка Corps In-visibles посвящена штудиям Огюста Родена в процессе работы над статуей Бальзака. Это совместный проект Музея Родена и музея моды Palais Galliera, который его создатели называют «прелюдией к изучению тел в монументальной скульптуре XIX века». Но исследовательские задачи — далеко не самая интересная сторона этой выставки.

Хорошо продуманное бессознательное // Как возник, что провозгласил и как был усвоен сюрреализм
2024-11-29 08:00
Осенью 1924 года был опубликован «Манифест сюрреализма», с которого начинаются две истории: последнего «изма» в первом авангарде и самого влиятельного движения, метода, программы или образа мысли в культуре последних ста лет. Об основателях и последователях сюрреализма рассказывает Анна Толстова.

Между искусством и фейком // 10 эпизодов сюр(реализм)а в моде
2024-11-29 08:00
В современной моде слово «сюрреализм» вновь стало постоянно звучащим, хотя сейчас имеется в виду чаще всего его укороченная версия. От сюрреализма моды 20–30-х годов прошлого века к сюру 20-х годов нынешнего ведет вполне непрерывная линия, хотя выглядит она на разных этапах по-разному. Елена Стафьева приводит примеры.

Самый гуманный сюр в мире // 10 самых сюрреалистичных советских мультфильмов
2024-11-29 08:00
«Что они курили?» — самый первый и глупый вопрос, задаваемый современными зрителями, сталкивающимися с чудесами советской авторской анимации. Впрочем, «не авторской» у нас как будто бы и не было: величие и парадокс золотой — с оттепели по перестройку — эры отечественной мультипликации были в том, что управляли этим космическим кораблем не амбициозные полководцы и дальновидные стратеги, а маленькие и бесконечно талантливые авторы, обладавшие поразительной внутренней свободой и творческой раскрепощенностью. Павел Пугачев рассказывает о самых диковинных ее примерах.

«Нейросети — это современная алхимия» // Философ Михаил Куртов о связи нейросетевого искусства с сюрреализмом
2024-11-29 08:00
В октябре на фестивале «Послание к человеку» впервые прошла лаборатория нейросетевого фильма «Киберглаз». В ее работе принял участие теоретик медиа и философ Михаил Куртов. О связи нейросетевого искусства с сюрреализмом он рассказал Константину Шавловскому.

Изображая зло // Как Босх придумал адскую реальность
2024-11-29 08:00
У Иеронима Босха было множество ценителей и подражателей в раннее Новое время — от его младшего современника Брейгеля до чудачливых барочных живописцев. Но в ХХ веке сюрреалисты его заново открыли и превратили во вневременного арт-идола. Образы Босха проникли и в высоколобую, и в массовую культуру, подверглись тщательному богословскому, социальному, иконологическому, фрейдистскому анализу, однако более прозрачными от этого не стали. О той реальности, которая стоит за непонятностью босховского ада, размышляет Сергей Ходнев.

Неумолимая правдивость фантасмагории // Как разрушаются границы реальности в «Театральном романе» Михаила Булгакова
2024-11-29 08:00
Булгаков — автор главных фантасмагорий русской литературы, и в книгах его, от «Дьяволиады» до «Мастера и Маргариты», сатана правит бал в переносном и прямом смысле. Однако самым радикально фантасмагорическим сочинением Булгакова по-прежнему остается роман практически документальный. Более того, роман, который становится тем более сюрреалистическим, чем больше в него вторгается не чертовщина, а реальность.

Неустранимая странность бытия // Каким выглядит прошлое в воспоминаниях — и в романе Максима Семеляка
2024-11-29 08:00
В издательстве «Альпина. Проза» вышел роман Максима Семеляка «Средняя продолжительность жизни» — попытка выяснить отношения с прошлым, а вместе с ними и что-то еще. Юрий Сапрыкин тоже вспомнил прошлое и постарался понять, почему этот текст такой странный.

Сюр о чем-то большем // Как Гай Мэддин научился превращать сны в кино
2024-11-29 08:00
Гай Мэддин, канадский режиссер-сновидец, выпустил «Слухи» — свой самый зрительский фильм за почти 40 лет карьеры: там снялись Кейт Бланшетт и Алисия Викандер, там есть даже сюжет и жанр — встреча супергероев «большой семерки» на фоне конца света. Но все это лишь подчеркивает статус Мэддина как главного сюрреалиста последних времен. «Слово "реализм" в кино для меня бессмысленно»,— говорит он.

Гуси у нас // Как документалист Александр Расторгуев пришел от реализма к сюрреализму
2024-11-29 08:00
Работы Александра Расторгуева, главного российского документалиста XXI века, казалось бы, можно отнести к сюрреалистическим в последнюю очередь: «Жар нежных. Дикий, дикий пляж», «Мамочки» или «Срок» — это гиперреалистические произведения. Однако в последнем, незаконченном фильме «Обвиняемый без головы» метод Расторгуева совершает чудесное превращение — или скачок из ультрареализма в настоящий сюрреализм.

Власть безумия и безумие власти // Русское юродство как сюрреализм до сюрреализма
2024-11-29 08:00
Русь восприняла — как и христианство — традицию юродства от Византии; но, в отличие от константинопольского юродивого, московский — почти всегда еще и обличитель «многих неправд», которые творит непостижимая власть, подобная стихийному бедствию. В русской легенде юродивый — рядом с царем, и абсурд добровольного безумия сливается с абсурдом безумия властного.

В избранное