Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

  Все выпуски  

Туда-сюда-издат // 14 историй о том, как писатели пользовались тамиздатом



Туда-сюда-издат // 14 историй о том, как писатели пользовались тамиздатом
2024-11-01 08:00
В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга Якова Клоца «Тамиздат. Контрабандная русская литература в эпоху холодной войны», посвященная текстам советских авторов о ГУЛАГе и сталинизме, опубликованным за границей в 1960–1970-х годах. У советского тамиздата в этом году юбилей — 100 лет назад в США вышел роман Евгения Замятина «Мы», считающийся первым советским тамиздатом. Хотя тамиздат принято ассоциировать именно с советской историей, у самой практики вынужденной публикации за границей сочинений, которые невозможно опубликовать на родине, почтенная история — на протяжении столетий авторы из разных стран отправляли свои рукописи за рубеж, чтобы обойти запреты и напечатать то, что они считали нужным. Ульяна Волохова изучила историю не утратившего актуальности явления и рассказывает, как запрет книг повышал к ним интерес, как изданные за границей книги возвращались на родину и становились важным фактором культурной жизни.

«Современное искусство заражало людей чувством свободы» // Чем занимался отдел новейших течений Третьяковской галереи
2024-11-01 08:00
В конце октября стало известно, что отдел новейших течений Третьяковской галереи прекращает свое существование: его объединяют с бывшим отделом советской живописи, коллекция современного искусства растворится в фонде новообразованного отдела искусства второй половины XX — начала XXI века. Создатель и первый руководитель отдела новейших течений Третьяковки, искусствовед и куратор Андрей Ерофеев инициировал открытое письмо против ликвидации отдела, но, несмотря на протест, решение о расформировании было утверждено. Андрей Ерофеев рассказал Анне Толстовой, в чем ценность коллекции отдела новейших течений и почему ее важно было бы сохранять как отдельное подразделение внутри музея.

Ускользающая простота // Как Геннадий Шпаликов не нашел себе места в застое
2024-11-01 08:00
1 ноября исполняется 50 лет со дня смерти Геннадия Шпаликова — сценариста, режиссера и поэта, одного из символов эпохи оттепели, автора культового и вместе с тем плохо прочитанного. Игорь Гулин рассказывает, как Шпаликов искал ответ на вопрос, куда деваются хорошие люди, и как драма его героев повторяла его собственную.

В чем горе // «Вечная зима»: драма о бессмысленности силы
2024-11-01 08:00
В прокат вышла «Вечная зима», дебютная работа Николая Ларионова с Александром Робаком и Юлией Марченко в главных ролях, фильм о родителях, пытающихся справиться со смертью сына.

Водитель для зомби // «Кадавр»: сумрачный турецкий хоррор
2024-11-01 08:00
В российский прокат вышел «Кадавр», зомби-хоррор, балансирующий на грани между пейзажным роуд-муви, слоубернером и низкобюджетным этнотрешем. Это второй фильм турка Орчуна Бехрама, в котором он ставит себе задачу вписать универсальные хоррор-приемы в узнаваемый национальный киноландшафт.

«Нас очень быстро догнала реальность» // Анна Кузнецова о своем фильме «Каникулы»
2024-11-01 08:00
В прокат выходит дебютный фильм Анны Кузнецовой «Каникулы» — история короткой поездки детской театральной студии на фестиваль в Сочи, в которой детей сопровождают две учительницы — молодая руководительница кружка Таня (Дарья Савельева) и завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова). С первых минут зрители узнают, что театральный кружок обречен, школьное начальство решило его расформировать, и поездка на конкурс — их последняя гастроль, только ни Таня, ни дети еще не знают об этом. Участники вступают в конфликт с оргкомитетом фестиваля (в кульминационный момент организаторы требуют изменить название спектакля, а после показа их ждет разгромное обсуждение жюри в лучших традициях советских партсобраний). В результате спектакль получает утешительный диплом, а дети и взрослые возвращаются домой. «Каникулы» получили гран-при первого фестиваля актуального российского кино «Маяк», и вот спустя год едва ли не чудом добрались до проката. Константин Шавловский обсудил с Анной Кузнецовой цену компромиссов и будущее нового режиссерского поколения в России.

Лажа Галактики // «Франшиза»: Армандо Ианнуччи и Сэм Мендес разоблачают супергероику
2024-11-01 08:00
На HBO выходит сериал «Франшиза», производственная комедия о съемках супергеройского кино, которая метит в Marvel, а попадает в истощившийся супергеройский жанр как таковой.

Деды выживали // «Лихие»: очередные экранные 1990-е
2024-11-01 08:00
На платформе Okko вышли «Лихие» Юрия Быкова и Олега Маловичко, еще один эпос, живописующий 1990-е и до совершенной черноты сгущающий краски. Однако что-то подсказывает, что это не просто кино о разборках в постсоветском Хабаровске и мрачной работе киллера ради выживания семьи, а куда более общее высказывание — о стереотипах мужского мифа и проблемах патриархального воспитания.

Неутомимость рассказчиц // Как героини Miu Miu представляют себя и свое время
2024-11-01 08:00
Во время Art Basel Paris Miu Miu представила выставку «Tales & Tellers» — «Истории и рассказчицы». Выставка сделана лондонской мультидисциплинарной художницей Гошкой Мацугой и посвящена проекту Women’s Tales, серии короткометражек, которые Miu Miu уже много лет делает с женщинами-режиссерами, но это первая в истории Miu Miu заявка на участие в современном искусстве — и сразу довольно амбициозная, для которой была выбрана не самая очевидная форма. О причинах такого выбора — идейных и художественных — Елена Стафьева поговорила с куратором «Tales & Tellers», директором MACBA (Музей современного искусства Барселоны) Эльвирой Диангани Озе.

В избранное