Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

  Все выпуски  

Воля к страсти // Как Фридрих Ницше стал знаменитым и остался непонятым



Воля к страсти // Как Фридрих Ницше стал знаменитым и остался непонятым
2024-10-11 08:00
15 октября исполняется 180 лет со дня рождения Фридриха Ницше — одного из самых известных и влиятельных философов XX века. Его идеи определили европейскую мысль на полтора столетия вперед, стали основой самых зловещих политических течений, превратились в мемы, а для многих — в учебник жизни. Ницше часто мыслит поэтическими образами, в его текстах множество самых непримиримых противоречий, в них легко набрать цитат на любой подходящий случай — и толковать их как будет удобно. Юрий Сапрыкин пытается разобраться, можно ли вообще понять его правильно.

«Смех зрителей еще не означает, что комедия удалась» // Бастер Китон о том, как быть смешным
2024-10-11 08:00
100 лет назад, 13 октября 1924 года, в прокат вышел «Навигатор» — самый успешный фильм в карьере Бастера Китона, одного из величайших комиков немого кино. Изучили мемуары и интервью Китона, чтобы выяснить, что нужно и что не нужно хорошему комику.

Гении места // Лукия Мурина и Николай Исаев: служба охраны памяти
2024-10-11 08:00
Томские художники Лукия Мурина (род. 1987) и Николай Исаев (род. 1987) много работают в паре — над художественными исследованиями и кураторскими проектами. То и другое чаще всего посвящено сохранению памяти и актуализации наследия — томского, сибирского, общечеловеческого.

Широкий русский // «Анора»: каннский победитель в прокате
2024-10-11 08:00
В российский прокат выходит «Анора» Шона Бейкера, история любви американской стриптизерши и русского гопника, выигравшая «Золотую пальмовую ветвь» в Канне и покорившая сердца зрителей недружественных стран — от Теллурайда до Сан-Себастьяна.

И в горе, и в хорроре // «Спи»: ужасы семейных ценностей
2024-10-11 08:00
В российский прокат выходит «Спи» — задорный хоррор про сомнамбулизм из Южной Кореи, участвовавший в каннской неделе критики и десятке фестивалей жанрового кино. Поставил его Ю Чжэ Сон, ученик Пон Чун Хо, получивший благословение мастера.

Ковровая резня // «Ужасающий-3»: масштабное возвращение клоуна-маньяка
2024-10-11 08:00
В российский прокат одновременно со всем миром вышел «Ужасающий-3». Накануне Рождества, в очередной раз неизвестным науке и религии образом восстав из мертвых, адский клоун Арт (Дэвид Говард Торнтон) возвращается в округ Майлз, где его предыдущие злодеяния уже успели стать частью местного фольклора и темой тинейджерских true-crime-подкастов. Экспроприировав у первого попавшегося Санты костюм и бороду (разумеется, не накладную), Арт устраивает предпраздничную бойню, небывалую даже по его собственным изуверским стандартам. Станислав Ф. Ростоцкий рассказывает биографию безумного злодея.

Новые книги о животных и растениях // Выбор Игоря Гулина
2024-10-11 08:00
Андрей Журавлев «Как живые» Альпина нон-фикшн Книга геолога и популяризатора науки Андрея Журавлева — серия небольших эссе (портретов, как называет их автор) о самых странных из вымерших позвоночных животных. Клидагнат, наделенный зубами в кишке, двухголовый гифалозавр, обитавший в вулканах тунгуссогирин, грандиозная акула мегалодон (Журавлев дает ей прозвище «тупорылый каннибал»).

Сочувствие господину Пингвину // «Пингвин»: комикс, снятый по правилам Нового Голливуда
2024-10-11 08:00
На НВО вышел сериал «Пингвин», сиквел полнометражного «Бэтмена» 2022 года. В главной роли — Колин Фаррелл, как и в фильме Мэтта Ривза, загримированный до полной неузнаваемости. «Пингвин» развивает достижение «Бэтмена»: комикс перестал быть комиксом и превратился в реалистичную гангстерскую сагу.

Мир, который вместе видел нас // «Противостояние»: новая экранизация Юлиана Семенова
2024-10-11 08:00
На Первом канале вышел сериал «Противостояние», новая экранизация романа Юлиана Семенова о полковнике Костенко и страшном убийце Кротове. Смотреть ее необязательно — но она служит хорошим поводом вспомнить о том, какое кино снимали по Семенову раньше.

Мода ожидания // Чем интересен модный сезон SS 2025
2024-10-11 08:00
За истекший период мода никуда не шагнула, ничего не добилась и вообще никак не поменялась — и осталась такой же скучной: вот вам краткое содержание прошедших недавно сезонных показов pret-a-porter SS 2025. Но при этом отдельные замечательные моменты там были, и говорить о них все равно имеет смысл.

Он написал самоубийство // Как цензурные запреты помогли «Вертеру» Гёте стать главным романом эпохи
2024-10-18 08:00
250 лет назад, осенью 1774 года, в Лейпциге вышел небольшой роман в письмах, озаглавленный «Страдания юного Вертера». Имя автора на титульном листе первого издания указано не было, но очень быстро стало известно всей читающей Европе. Вплоть до появления «Фауста» (а для иных читателей даже и после) Гёте оставался прежде всего «создателем "Вертера"» — книги, которая в считаные годы разошлась по всему континенту, вызвав вал восторгов, подражаний, проклятий, запретов, пародий. Многие, включая, например, Томаса Манна, полагали, что именно «Вертер» подготовил и чуть ли не спровоцировал Великую французскую революцию. Доходить именно до таких крайностей не обязательно, но совершенно ясно, что успех «Вертера» — не только литературное, но и социальное явление. Сергей Ходнев объясняет, почему оно оказалось характерным, невероятно значимым и просто интересным в своих частностях.

Город-текст, пытающийся вырваться из своего контекста // Екатеринбург: архитектура советского корпоративного проекта, оставшаяся после краха советского проекта
2024-10-18 08:00
Екатеринбург — великий город, тут много разного: Ельцин-центр, новые, вполне китайского вида небоскребы, Храм на Крови на месте Ипатьевского дома, где был расстрелян Николай II с семьей, музей невьянской иконы Евгения Ройзмана (внесен Минюстом в реестр иноагентов), сквер на Октябрьской площади, где горожане в 2019 году не дали построить храм святой Екатерины,— тут есть о чем поговорить. Искать что-то главное — не совсем адекватное занятие. И тем не менее ни о чем из названного я говорить не буду, а самым главным считаю другое.

Художник одной книги // Дмитрий Гутов: марксизм и художественнокритицизм
2024-10-18 08:00
Москвич Дмитрий Гутов (род. 1960), играя одновременно две роли, художника-провокатора и искусствоведа-популяризатора, доказывает, что современное искусство — это кризис безобразия, но жить в состоянии кризиса все же лучше и веселее, чем в состоянии застоя.

Что смотреть на фестивале «Послание к человеку» // Выбор Алексея Артамонова и Наи Гусевой
2024-10-18 08:00
С 18 по 27 октября в Санкт-Петербурге пройдет 34-й Международный кинофестиваль «Послание к человеку», самый авторитетный смотр документального, экспериментального и авторского игрового кино в России. Программным директором фестиваля с этого года стал киновед Михаил Ратгауз, председателем отборочной комиссии — главред «Сеанса» и постоянный автор Weekend Василий Степанов, а визуальный образ «Посланию» в этом году подарил Рустам Хамдамов — его 80-летию будет посвящен специальный показ. Рассказываем о самых интересных фильмах фестиваля.

Настоящая мягкая сила // «На светлой стороне»: китайская история взросления в семи новеллах
2024-10-18 08:00
На Большом фестивале мультфильмов в Москве покажут китайскую картину «На светлой стороне» — сложно устроенную историю из семи новелл, рассказывающих о том, что для человека нет ничего важнее семьи. И возможно, еще о том, что современные китайские мультипликаторы могут с нами, могут как мы и даже лучше нас.

Чувствительная милиционерка // «Сантош»: драма о невозможности правосудия
2024-10-18 08:00
В рамках фестиваля «КароАрт» состоится российская премьера криминальной драмы дебютантки Сандхии Сури, которая была показана в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и номинирована на «Оскар» от Великобритании как лучший фильм на иностранном языке (в фильме говорят на хинди). Российским зрителям мир фильма, несмотря на специфические индийские реалии, будет до боли знаком и понятен.

«Это не игра в прятки с моей стороны» // Владимир Мирзоев о своем «Преступлении и наказании»
2024-10-18 08:00
26 октября на «Кинопоиске» выйдут первые серии новой экранизации «Преступления и наказания», снятой Владимиром Мирзоевым. Театральный режиссер, начинавший в конце 1980-х, Мирзоев обрел второе дыхание благодаря стриминговым сервисам — его «Топи» по сценарию Дмитрия Глуховского (внесен Минюстом в реестр иноагентов) стали настоящим сериальным хитом, а в прошлом году он выпустил адаптацию бестселлера Майка Омера «Внутри убийцы». В «Преступлении и наказании», как и положено экранизации одного из главных русских романов, звездный состав — в роли Родиона Раскольникова Иван Янковский, его друга Разумихина играет Тихон Жизневский, сестру Дуню — Любовь Аксенова, Порфирия Петровича — Владимир Мишуков. Одна из центральных ролей у персонажа по имени Тень в исполнении Бориса Хвошнянского. Константин Шавловский расспросил Владимира Мирзоева о том, зачем понадобилась новая экранизация Достоевского в 2024 году.

Теплый ламповый криминал // «Людвиг»: история робкого детектива в Кембридже
2024-10-18 08:00
На ВВС вышел сериал «Людвиг» — представитель жанра «уютного детектива», который придумали англичане. Вместо крови, погони или тоскливого чувства бессилия от встречи с маньяком здесь есть кроссворды, шахматы и общее ощущение безопасности.

Нобелевская премия мимо // 9 убедительных причин отказаться от награды
2024-10-18 08:00
22 октября 1964 года писатель и философ Жан-Поль Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе. В заявлении «Почему я отказался от премии», которое он передал прессе, писатель выделил несколько причин своего отказа, но все они сводились к одному — он хотел оставаться свободным. К 60-летию непростого выбора между свободой и Нобелевской премией рассказываем, почему еще можно отказаться от премии.

Возможности декоративности // Выставка «Lesage, 100 лет моды и украшения»
2024-10-18 08:00
В парижской галерее Le 19M проходит выставка «Lesage, 100 ans de mode et de decoration». Посвящена она, как ясно из названия, 100-летию главного исторического ателье вышивок, аппликаций и даже ткачества Atelier Lesage, настоящего достояния французской высокой моды.

Повторение сотворения // Тавтология как главный прием Киры Муратовой
2024-10-25 08:00
Тавтология, необоснованное повторение однокоренных, а то и одних и тех же слов,— риторический прием, который в фильмах великого режиссера Киры Муратовой оказывается не приемом, а приемным покоем. Способом утвердиться в мире, зацепиться за него, подать голос. В ноябре Кире Муратовой исполнилось бы 90. Мы живем без нее уже шесть лет. Созданный ею мир оказался поразительно устойчивым: мы все еще тут, вокруг нас все вот это повторяется, возвращается, повторяется вновь.

«Вдох-выдох — тут уже есть повтор» // Мария Степанова и Игорь Гулин о повторах в стихах, в памяти и в жизни
2024-10-25 08:00
Для специального номера про одно и то же Игорь Гулин поговорил с поэтом, автором романов «Памяти памяти» и «Фокус» Марией Степановой о том, как из повторов рождаются стихи, что с ними делают разные авторы, почему в поэзии повторы нам нужны — а в жизни нет.

Тиражное, ставшее индивидуальным // Как Владимир Куприянов отменил неповторимость «решающего момента»
2024-10-25 08:00
В Московском музее современного искусства проходит ретроспектива к 70-летию Владимира Куприянова (1954–2011) под названием «Возвращение времени», сделанная Виктором Мизиано. Фотограф-концептуалист, Куприянов показывает, что смысл фотографии не в том, чтобы ловить уникальное и неповторимое, а в том, чтобы фиксировать повторяющееся, типическое, всеобщее, всечеловеческое, и что из этого можно составить подлинную фотографическую поэзию.

Пересними это // 10 самых тиражируемых кинокадров
2024-10-25 08:00
Кажется — и небезосновательно,— что в кино уже изобретено все, меняются только технические средства и политические векторы. Все цитируют фильмы прошлого, причем не только на уровне сюжетов, но и режиссерских приемов, изобразительных решений, построений мизансцены. Представляем десятку иконических кадров и сцен, которые бесконечно повторяются из фильма в фильм и без которых современное кино невозможно представить.

Воспроизведение неслышанного // Как музыканты-аутентисты возвращаются в прошлое, но оказываются в настоящем
2024-10-25 08:00
Полвека назад такое было бы невозможно, но теперь даже большие звезды и суперзвезды мира классической музыки (можно вспомнить хотя бы Теодора Курентзиса или Владимира Юровского) отдают должное аутентизму — или, говоря аккуратнее, «исторически информированному исполнительству» (historically informed performance, HIP). Это исполнительское направление, расцветшее в послевоенные десятилетия, как будто бы обращает историю музыкальной индустрии вспять: старинные произведения, старинные инструменты, старинная манера игры. Но на самом деле это возвращение, считает Сергей Ходнев, оказывается возвращением в современность.

Возвращение и наказание // Две истории о том, как человек движется по кругу и упирается в себя
2024-10-25 08:00
Сюжет «вечного возвращения» Фридриха Ницше особенно благодатно ложится на почву русской истории, опровергая тем самым известную максиму о том, что русскому хорошо, то немцу смерть. Вот почему в паттернах двух маргинальных, но по-своему выдающихся судеб — тамбовского дьяка Семена Выморкова, раз от разу бросавшего вызов русским царям, и негодяя-выживальщика Ивана Анозова, всю жизнь переписывавшего биографию под внешние обстоятельства,— просматривается общий знаменатель.

Побег на месте // Как Стив Маккуин всегда играл только самого себя
2024-10-25 08:00
Стив Маккуин, как и обожаемый им Хамфри Богарт или Джон Уэйн, с трудом запоминал имена своих героев, небезосновательно полагая, что и зритель не придает этим условностям никакого значения, желая видеть на экране только его одного, занятого одним и тем же — то есть собой. Пока Стив Маккуин все тот же — мир стоит и будет стоять. И даже если все изменилось, Маккуин должен оставаться прежним, как солнце или луна, как день или ночь. В сутках всегда 24 часа, а в биографии Маккуина — 28 фильмов, будто бы снятых одним планом. Жизнь на стоп-кадре, глубина резкости — вечность.

Траектория невозврата // Как «Бег» Михаила Булгакова показал необратимость эмиграции
2024-10-25 08:00
«Бег» — главная русская пьеса о безвозвратности истории, пьеса, в которой между возвращением и смертью поставлен знак полного равенства. Вернее, вся пьеса целиком, объясняет Ольга Федянина, этим знаком равенства и является.

«Гоголя почитайте, камон,— все то же самое» // Алексей Ханютин о своем фильме «Вечно живой» и о том, что в России ничего не меняется
2024-10-25 08:00
На фестивале «Послание к человеку» прошла премьера нового фильма Алексея Ханютина «Вечно живой» — исследование современного состояния монументальной ленинианы. Ханютин выбрал несколько памятников Ленину из тысяч, установленных по всей России, и снял то, что происходит вокруг них: в Улан-Удэ это место для свадебных фотографий, в Волгограде мимо него проходит крестный ход, в Кургане рядом с Лениным принимают парад в День победы, а в Астрахани — празднуют День воссоединения России с Крымом. О том, куда смотрит Ленин спустя 100 лет после своей смерти, Алексей Ханютин рассказал Константину Шавловскому.

Нескончаемая молодость // Как русский рок стал зацикленным на самом себе
2024-10-25 08:00
Повторение, редупликация, бесконечное воспроизведение одного и того же — Юрий Сапрыкин рассказывает, как все это стало лицом русского рока.

В избранное