Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Журнал "Коммерсантъ Weekend"

  Все выпуски  

Утилистический прием // Как Константин Вагинов изобрел безотходную переработку прошлого



Утилистический прием // Как Константин Вагинов изобрел безотходную переработку прошлого
2024-10-04 08:00
3 октября исполнилось 125 лет со дня рождения поэта и прозаика Константина Вагинова. Он умер в 1934 году и был надолго забыт всеми, кроме друзей — тех немногих, что пережили 1930-е годы. Полноценное открытие этого автора состоялось в конце 1980-х — начале 1990-х. Сделавший главной темой крушение империи и выживание ее человеческих останков, он оказался нужен читателям, когда советская империя подошла к своему концу. Всякий раз, когда рушится старый мир, а на его руинах возникает нечто новое, Вагинов оказывается заново востребован. Его стихи и романы не дают рецептов, как выжить, найти себе место в чужой политической, социальной и культурной реальности. Вместо этого они представляют спектакль гибели — возвышенный и гротескный одновременно.

«Считал всегда, что правят худшие из нас» // Генрих Сапгир о том, как ничем не править
2024-10-04 08:00
25 лет назад, 7 октября 1999 года, умер Генрих Сапгир — поэт, член «лианозовской группы», одна из центральных фигур культурной жизни московского андерграунда, в формирование мифа о котором он внес существенный вклад. Собрали его размышления о независимости и зависимости искусства.

Город, сбросивший историческую память // Архангельск: морозное процветание новой стабильности
2024-10-04 08:00
Архангельск стоит в совершенно невероятной по абрису, по большей части времени всегда замерзшей дельте Северной Двины. От мыса Пур-Наволок на Кегостров, где большой жилой район, на два километра тянется пешеходная тропа по льду, и по утрам медленно идущая по ней на работу вереница людей выглядит змейкой муравьев. В зимних туманах проступают смутные очертания неясно чего, воет метель, пустыни замерзших вод и мерзлые болота по берегам — словом, тут начинается Арктика, прекрасней которой для небольшой группы ее любителей нет ничего на свете. И тут стоит аккуратный, компактный, благополучный город, в котором все как-то хорошо.

Многоликий Ян // Ян Гинзбург: разархивирование настоящего
2024-10-04 08:00
Московский художник Ян Гинзбург (род. 1988) на протяжении последних десяти лет показывает, что настоящие художественные исследования — это не поверхностные раскопки в архивах, а такое погружение в исторический материал, из какого исследователь выходит совершенно преобразившимся, сросшимся с предметом своего исследовательского вожделения до полного неразличения и в то же время обретшим совершенно оригинальный облик.

Горизонт провален // «Королевство»: полудокументальная драма про выпускной
2024-10-04 08:00
В прокат вышло «Королевство» Татьяны Рахмановой. Выпускники детского дома на все подъемные снимают коттедж и отрываются как в последний раз. Как в единственный раз. Фильм, получивший призы за лучший дебют и лучшую работу оператора на фестивале «Маяк», рассказывает о тех, кто в гробу хотел видеть взрослую жизнь.

Тень учителя // Василий Степанов о Мэгги Смит
2024-10-04 08:00
На прошлой неделе ушла из жизни Мэгги Смит, не только успевшая подняться на кинематографический олимп еще в конце шестидесятых прошлого века, но и сумевшая стать своей для зрителей, родившихся на рубеже нового столетия. Профессор трансфигурации, гранд-дама королевства и крайне взбалмошная особа — она всегда сочетала в своих героинях несочетаемое, удивляя цельностью образа.

Доппельбоди-хоррор // «Другой человек»: проблема двойников в эпоху бодипозитива
2024-10-04 08:00
В российский прокат вышел «Другой человек» Аарона Шимберга — недостаточно ироничное инди-драмеди о принятии себя и о прочей осознанности, ставшее тем не менее призером Берлинале-2024.

«В реальности жести побольше» // Зака Абдрахманова о своем дебюте «Папа умер в субботу»
2024-10-04 08:00
Одна из самых ожидаемых премьер 2-го Фестиваля актуального российского кино «Маяк» в Геленджике — фильм «Папа умер в субботу». Зака Абдрахманова выпустила в Школе Марины Разбежкиной два громких документальных фильма, после чего работала с Наталией Мещаниновой и Борисом Хлебниковым — писала сценарий к «Пингвинам моей мамы» и собирала документальный материал к сценарию фильма «Снегирь». Ее игровой дебют вступает в диалог с ее же дебютным доком «Жаным», снятым в жанре автофикшен. В «Жаным» Абдрахманова едет с камерой в Казахстан, к маме и бабушке, которые не разговаривают друг с другом, живя в одном доме. «Папа умер в субботу» — история обрусевшей казашки Айко, которая приезжает в родной казахский поселок на похороны отца и неожиданно узнает, что покойник, казавшийся ей чудовищем, для новой семьи был совсем другим человеком. О системе воспроизводства насилия в отдельно взятой семье, о способах справиться с травмами и о разнице между документальной и игровой камерой Зака Абдрахманова рассказала Константину Шавловскому.

Мыльный кутюр // «Модный дом»: скандалы, интриги и повестка фэшн-индустрии
2024-10-04 08:00
В кинотеатре Apple TV+ вышел сериал «Модный дом» — вымышленная история соперничества модельных домов, в которой мыльная опера мирно сосуществует с воукизмом.

Платья букетов // Выставка «Цветы Ива Сен-Лорана»
2024-10-04 08:00
В Музее Ива Сен-Лорана открылась чрезвычайно изящно собранная выставка «Les Fleurs d’Yves Saint Laurent». Она небольшая, но тема цветов как одна из главных в творчестве и жизни Сен-Лорана в ней вполне раскрыта. А попутно, в контексте, возникают еще и некоторые смыслы, напрямую с цветами не связанные.

В избранное