Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Национальные интересы: приоритеты и безопасность" номер 5 (май)


АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА

«НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: ПРИОРИТЕТЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ»

5 (26) – 2008 май

 

 

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

Верно служить народу, укреплять единство страны (7 мая 2008 г. Дмитрий Анатольевич Медведев вступил в должность Президента России)

Церемония вступления Дмитрия Медведева в должность Президента России началась с торжественного внесения Государственного флага России, Штандарта Президента, Конституции России и Знака Президента России в Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца.

Кортеж Дмитрия Медведева проследовал от Дома Правительства России к Большому Кремлёвскому дворцу, въехав в Кремль через ворота Спасской башни. Через Георгиевский и Александровский залы Дмитрий Медведев прошёл в Андреевский зал.

Избранный Президент принёс присягу на верность народу России. Председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин объявил о вступлении Дмитрия Медведева в должность главы Российского государства.

Новый Президент России обратился к гражданам страны.

Под залпы артиллерийского салюта Дмитрий Медведев вместе с Владимиром Путиным вышли на Соборную площадь, где был построен личный состав Президентского полка. 7 мая отмечается День Президентского полка. Дмитрий Медведев поздравил личный состав полка с праздником, полк маршем прошёл по Соборной площади.

На церемонии вступления Дмитрия Медведева в должность Президента России присутствовали члены Правительства, представители обеих палат парламента, руководство Администрации Президента, судьи Конституционного Суда, члены Государственного совета, представители федеральных органов власти, духовенства, послы иностранных государств – всего на церемонию были приглашены около двух тысяч человек.

Выборы Президента Российской Федерации состоялись 2 марта 2008 г. В голосовании приняли участие 74746 649 избирателей. Дмитрий Медведев получил 52530 712 голосов избирателей, что составляет 70,28%, то есть более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

 

Курсом инноваций в экономике, в контакте с парламентариями

Павлова О.А.

8 мая 2008 г. Президент России Дмитрий Медведев на заседании Государственной Думы представил Владимира Путина на должность Председателя Правительства Российской Федерации. Он, в частности, отметил очевидный факт, что Владимир Владимирович в каких–то особых рекомендациях не нуждается: за его плечами два срока президентских полномочий. Эти периоды стали поворотными в жизни нашей страны, дали возможность для движения нашего общества к самым передовым рубежам. И самое главное – стала меняться к лучшему в целом жизнь в нашей стране. Немало сделал Президент Путин и для укрепления российской государственности, укрепления безопасности нашей страны. Кардинально изменилось международное положение России – проще говоря, Россию снова стали уважать. Сегодня важнейшая задача – обеспечить продолжение этого курса и сделать всё необходимое, чтобы накопленный мощный ресурс работал на дальнейший подъём нашей Родины, подъём на основе инноваций, на основе модернизации экономики и улучшения дел в социальной сфере.

Депутаты Госдумы 392 голосами против 56 утвердили Владимира Путина Председателем Правительства. В заседании Госдумы приняли участие 448 (100%) депутатов.

12 мая Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о реструктуризации исполнительной власти и кадровых назначениях. Сформировано новое Правительство РФ во главе с Владимиром Путиным; в кабинете – два первых и пять вице–премьеров.

Первыми вице–премьерами РФ стали Виктор Зубков и Игорь Шувалов.

За первым вице–премьером Виктором Зубковым закреплены следующие обязанности: курирование реализации национальных проектов, реализация государственной политики в области рыболовства и агропромышленного комплекса. Ему также передан ряд комиссий.

Игорь Шувалов будет отвечать за реализацию политики в сфере внешнеэкономической деятельности и внешней торговли, ведение переговоров по вступлению России в ВТО, обеспечение государственной поддержки развития малого предпринимательства, управление госсобственностью, реализацию политики в области создания единого экономического пространства и свободы экономической деятельности, антимонопольной политики и развития конкуренции, государственной тарифной политики, государственной политики в сфере социально–экономического развития субъектов РФ.

Алексей Кудрин, Александр Жуков, Сергей Иванов, Игорь Сечин и Сергей Собянин назначены вице–премьерами РФ. Одновременно С.Собянин будет руководить аппаратом правительства.

За А.Кудриным закреплены функции финансового планирования, разработка основных направлений социально–экономического развития РФ, проведения единой политики в области управления государственным долгом, проведение единой финансово–кредитной политики в сфере управления финансовым долгом РФ, управление активами РФ, государственного финансового планирования, разработки и исполнение госбюджета, разработка государственно–инвестиционной политики, государственное регулирование финансовых рынков.

За А.Жуковым закреплены функции по реализации приоритетных национальных проектов и государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения граждан, доступного и комфортного жилья, развития физкультуры и спорта, включая подготовку к Олимпиаде в Сочи в 2014 г., развитие туризма, взаимодействие с предпринимательскими объединениями.

За И.Сечиным закреплено ведение государственной политики в области развития промышленности, за исключением промышленности оборонного комплекса, государственной политики в области природопользования и охраны окружающей среды, экологического, технологического надзоров.

С.Собянин будет отвечать за формирование, в соответствии с задачами, политики разграничения полномочий между федеральным центром, органами власти субъектов РФ и муниципальными образованиями, организацию законопроектной деятельности, разрабатку целей и задач для исполнительных органов власти субъектов РФ.

Свои посты министров в новом правительстве сохранили: Алексей Кудрин, Сергей Лавров, Анатолий Сердюков, Рашид Нургалиев, Сергей Шойгу, Дмитрий Козак, Татьяна Голикова, Андрей Фурсенко, Юрий Трутнев, Алексей Гордеев, Эльвира Набиуллина, Игорь Левитин.

Игорь Щеголев назначен министром связи и массовых коммуникаций, Александр Коновалов – министром юстиции, Александр Авдеев – министром культуры.

Глава Российского футбольного союза Виталий Мутко назначен главой нового министерства – по делам спорта, молодежи и туризма.

Минпромэнерго разделено на два министерства – Министерство энергетики, которое возглавил Сергей Шматко, и министерство промышленности и торговли во главе с Виктором Христенко.

Создано Агентство по делам СНГ, ликвидирован ряд других агентств.

«Таким образом, хочу отметить, что обновлений по кадрам – две трети прежнего состава. Кабинет министров сформирован и приступает к работе», – сказал В.Путин.

В.Путин напомнил, что, выступая в Госдуме РФ в ходе процедуры одобрения кандидатуры на должность премьер–министра России, он изложил программу первоочередных действий правительства. «Полученная поддержка означает, что мы можем уверенно двигаться вперед в тесном контакте с парламентариями», – сказал В.Путин.

 

Человек родом из семьи, будущее человечества – в семье

14 мая в Совете Федерации состоялась интернет-видео-конференция заместителя Председателя Совета Федерации, президента Национального общественного комитета «Российская семья» Михаила Николаева на тему «Семья и развитие семейной политики как стратегия социальной стабильности в Российской Федерации». В конференции приняла участие вице-президент Национального общественного комитета «Российская семья», проректор Российского государственного социального университета, доктор политических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ Галина Климантова. Интернет-конференция проведена в рамках мероприятий, посвященных Году семьи, объявленному в нашей стране. Открывая конференцию, Михаил Николаев поздравил ее участников с Международным днем семьи, который отмечается 15 мая. Он отметил, что в России провозглашен и успешно реализуется курс, направленный на сбережение российского народа. Впервые в отечественной истории проводится Год семьи. Государство четко обозначило главные приоритеты своей политики: человек, семья, дети. Вопросы демографии стали приоритетными для главы государства и Правительства России, подчеркнул вице-спикер верхней палаты российского парламента. Он сообщил также, что в Международный день семьи состоится презентация энциклопедии «Российская семья».

 

Основные приоритеты формирования государственной демографической политики России

Бекетов Н., доктор экономических наук, профессор, директор Научного центра социально-экономических и гуманитарных исследований Якутского государственного университета

Денисова Н.В., заместитель директора Научного центра социально-экономических и гуманитарных исследований Якутского государственного университета

Елшина И.А., научный сотрудник Института региональной экономики Севера

Как известно, демографическая ситуация в Российской Федерации до недавнего времени была крайне напряженная. В стране каждый год общая численность населения уменьшалась почти на 1 миллион человек, если бы не приток мигрантов из бывших советских республик, то нас уже было бы меньше 140 миллионов. Вплотную исправлением демографической ситуации в стране Президент РФ Владимир Путин занялся в июне 2006 г., перед этим посвятив ей третью часть своего ежегодного послания Федеральному Собранию, причем для этого был задействован механизм приоритетных национальных проектов. Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов был переименован в Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, реорганизованы его рабочие органы, но во главе Президиума Совета по-прежнему тогда остался первый вице-премъер Правительства РФ Дмитрий Медведев, а значит, именно ему Президент доверил решение этой труднейшей демографической задачи – сначала остановить процесс вымирания России, а затем активизировать рост численности её населения… И все мы стали вскоре свидетелями перемен к лучшему, тенденции в развитии демографической ситуации стали меняться.

 

Год семьи: время строить и сохранять

Ресин В.И., доктор экономических наук, профессор, первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы

В мае 2008 г. исполнилось 20 лет с тех пор, как был создан Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции Москвы. В преддверии юбилея издан альбом «Москва 1988-2008. Время строить и сохранять». В издании, состоящем из четырех глав, вниманию читателя представлены фотографии наиболее значимых зданий, архитектурных комплексов, монументальных, инженерных и транспортных сооружений, которые были построены, воссозданы, реконструированы или реставрированы в столице России за последние два десятилетия и которые во многом определяют облик современной Москвы. В День Победы красочное, богато иллюстрированное издание с предисловием мэра Москвы Ю.М. Лужкова получили в дар ветераны войны и труда. В 2008 г., который объявлен в России Годом семьи, 25% городского бюджета будет направлено на реализацию проектов, связанных с поддержкой семьи. Необходимо отметить при этом, что бюджет города в этом г. превышает 1 трлн. руб., опережая бюджеты Рима, Парижа, Лондона, Стокгольма и уступая лишь Нью-Йорку...

Итоги строительной деятельности впечатляют: за минувшие 20 лет после создания стройкомплекса построено 80 млн. кв. м жилья. Вопреки обвинениям критиков в уничтожении старой Москвы, факты и цифры убедительно говорят об обратном. Так, если за годы советской власти в Москве было снесено и просто уничтожено 2200 памятников, то за последние 20 лет подверглись реконструкции или были снесены по разным причинам лишь 20 памятников. В то же время восстановлено 200 исторических объектов такого уровня, как Манеж, Гостиный двор, храм Христа Спасителя, Царицыно…

 

Адреса инвестиций – высокотехнологичные производства

Пантелеев Е.А., министр Правительства Москвы, руководитель Департамента науки и промышленной политики города Москвы

Как известно, одной из приоритетных для Правительства Москвы является задача по сохранению и дальнейшему развитию высокотехнологичных производств с высокой нормой добавленной стоимости. Решить эту задачу можно, обеспечив выгодные условия для притока инвестиций в промышленное строительство. Основным городским документом, регламентирующим создание новых производств, является Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве на 2007-2009 гг. Правительство Москвы ведет работу по формированию новых промышленных зон с целью размещения в них современных производств. В общей сложности для развития исключительно промышленного и научного потенциала города предусматриваются территории около 7,9 тыс. га. На данных территориях возможны строительство и реконструкция только в промышленных и научных целях. Для повышения инвестиционной привлекательности промышленного строительства Правительство Москвы принимает разноплановые меры. Для предприятий установлен принцип исчисления арендной платы – в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Для приоритетных отраслей промышленности установлены более низкие проценты. Правительство Москвы отказалось от практики установления льгот по арендной плате за землю отдельным субъектам хозяйственной деятельности.

 

Финансовый Олимп называет победителей

16 апреля в Москве, в Галерее Искусств Зураба Церетели состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Национальной премии «Финансовый Олимп – 2007», организованная РБК. По итогам работы Национального Финансового Рейтинга лауреаты были награждены в 45 номинациях. По традиции торжественный вечер начался c конференц-брифинга, посвященного подведению итогов 2007 г. и перспективам развития российского финансового рынка в 2008 г.

В конференц-брифинге приняли участие статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ С. Шаталов; первый заместитель Председателя Банка России Г. Меликьян; заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам А. Синенко; член Комитета ГД РФ по финансовому рынку П. Медведев; президент Ассоциации российских банков Г. Тосунян; первый исполнительный вице-президент РСПП А. Мурычев; управляющий директор Группы компаний «Тройка Диалог», председатель Совета директоров Управляющей компании Тройка Диалог П. Теплухин; генеральный директор ФК «ОТКРЫТИЕ» В. Беляев; президент ММВБ А. Потемкин; президент РТС Р. Горюнов; партнер компании «Эрнст энд Янг», руководитель группы по работе на рынках капитала М. Гелашвили.

На церемонию было аккредитовано около 80 журналистов. «Мы рады, что конференц-брифинг и награждение лучших компаний, работающих в финансовом секторе, стали событиями, которые вызывают широкий общественный резонанс, – отметил генеральный директор РБК Юрий Ровенский. – Нам удалось найти такой формат общения, который объединил бизнес и общество вокруг самых злободневных проблем, вокруг наиболее профессиональных игроков российского финансового рынка». Самой обсуждаемой темой брифинга стало состояние российской банковской системы и влияние глобального финансового кризиса на российский рынок.

По общему мнению приглашенных экспертов, нынешнее состояние российской банковской системы не внушает никаких опасений. «Сегодня наша банковская система крепче, чем когда-либо, – отметил Геннадий Меликьян. – У банков выросли капиталы, объемы кредитов, активы, депозиты – по всем показателям мы сделали шаг вперед. Произошли и качественные изменения: внедрена автоматизация, улучшилось корпоративное управление, усовершенствованы регламенты по управлению рисками и внутренний банковский контроль. Мы можем выдержать все потрясения и удары, которые идут к нам из-за рубежа».

О рисках банковской системы говорил и Гарегин Тосунян. Он выделил как одну из составляющих риска трудности во внешних заимствованиях и предложил выход: «Мы советуем финансовым властям начать активнее использовать внутренние финансовые ресурсы, в числе которых – средства пенсионного фонда и бюджетных средств, которым нужно начать работать на внутреннем рынке».

 

СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Перспективы инновационного развития экономики России

Владымцев Н.В., доктор экономических наук, профессор

Проблема повышения конкурентоспособности и инновационного развития экономики в настоящее время относится к числу наиболее значимых, стратегических для нашей страны. От её решения зависит, какое место в будущем будет занимать Россия в мировой экономике и политике, и какую роль она будет в них играть. Если бы политика российского руководства в 1990-е гг. ХХ столетия в большей степени преследовала решение задач обеспечения позитивной динамики национальных конкурентных преимуществ, то ситуация с международной конкурентоспособностью страны и отечественного бизнеса была бы принципиально иной, чем в настоящее время. В указанный период поддержка международной конкурентоспособности отечественных производителей была минимальной. Проводимая в стране таможенно-тарифная политика длительное время не столько защищала отечественных товаропроизводителей или хотя бы обеспечивала действительно здоровую рыночную конкуренцию, сколько создавала необоснованные конкурентные преимущества для импортеров. Отечественный бизнес, еще не сформировавшийся полностью или в значительной мере ослабленный в финансовом и техническом отношении, в первые годы рыночных преобразований был не способен в полной мере обеспечить удовлетворение быстро растущих общественных потребностей. Импортные товары заняли приоритетные позиции на российском рынке вплоть до августовского кризиса 1998 г. Ситуация сложилась таким образом, что фактически длительное время мировой рынок стал диктовать нам, какие именно ресурсы и в каком объеме страна должна обеспечить для обслуживания текущих хозяйственных нужд развитых государств. При этом по существу, Россию вынуждали специализироваться на более низких технологических стадиях производства, что позволяло развитым странам с рыночной экономикой удешевлять промежуточное потребление и тем самым повышать собственную конкурентоспособность готовой продукции…

 

Замедление инновационного развития, региональная безопасность и территориальная целостность страны

Илышев А.М., доктор экономических наук, профессор

Детков А.А.

Уральский государственный технический университет – УПИ

На укрепление территориальной целостности страны оказывают влияние множество разнообразнейших факторов, воздействие которых в различные периоды времени могут усиливаться, ослабевать или вовсе менять направление. В новейшей истории человечества фактор экономического и научно-технического превосходства успешно использовался (и продолжает использоваться) для экспансии во всех ее формах и неоколониального грабежа. И все же эпоха крупномасштабного разбоя империалистических хищников на мировой арене осталась в XIX – первой половине XX века. Сейчас уже никому (как бы ни был высок у него уровень экономического, научно-технического развития и военной мощи) не удастся создать новую колониальную империю. Однако в последние годы и десятилетия достаточно часто происходит сознательное раскачивание территориального единства той или иной страны, не прекращаются попытки ее расчленения, выделения из нее отдельных регионов. В силу изложенного в настоящее время актуализируется проблема обеспечения региональной безопасности и сохранения территориальной целостности целого ряда стран – в особенности крупных, характеризующихся значительными различиями между их отдельными частями…

 

Проблемный регион как объект анализа и управления

Самарина В.П., кандидат географических наук, доцент

Старооскольский технологический институт (филиал) ГОУ ВПО «Московский институт стали и сплавов»

Как известно, базисом устойчивого развития Российской Федерации является сбалансированное развитие всех субъектов страны. Очевидным препятствием при этом является наличие так называемых проблемных регионов. Проблемными считаются такие территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Вследствие этого кардинальные задачи социально-экономического развития не могут быть решены традиционными методами хозяйствования без активного участия государства. Среди всего комплекса проблем, которые приводят к торможению регионального развития субъектов РФ, можно выделить два основных типа: экономические и не экономические (геополитические, этнические, экологические). Впрочем, и проблемы, названные не экономическими, теснейшим образом связаны с экономикой региона, являясь и причиной ее, и следствием…

 

УГРОЗЫ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Защита собственности в национальной экономике

ватолин в.в., кандидат технических наук, первый заместитель руководителя СГУП по продаже имущества города Москвы

Крюков В.В., доктор экономических наук, профессор, Международный университет (г. Москва)

Мировой опыт показывает, что защита собственности в национальной экономике, совершенствование имущественных отношений согласуются с динамичным и устойчивым развитием государства, способствуют достижению долговременных целей в наращивании конкурентоспособности промышленности, транспорта, торговли. Собственность связана с формированием среднего класса, предпринимательством, удовлетворением потребностей населения в жилье, питании и других воспроизводственных ресурсах. Имущественная, материально-механическая база выступает одной из важных составляющих оборонной мощи государства. Приходится констатировать противоречивость данных, приводимых об удельном весе государственной собственности, а также ее эффективности в национальной экономике. Так, на Российско-немецком круглом столе, состоявшемся в Москве 16 октября 2007 г., отмечалось, что в России в государственной и в муниципальной собственности находится более 75% от объема имущества, включенного в гражданские правоотношения, хотя для эффективного функционирования рыночного хозяйства в руках государства должно быть не более 20-25% имущества страны…

 

Продовольственная безопасность в современных условиях глобализации

Лысоченко А.А., кандидат экономических наук, старший преподаватель

Южный федеральный университет

Продовольственная безопасность является важнейшей составной частью экономической безопасности страны, поскольку обеспечивает устойчивое производство безопасных для здоровья основных продуктов питания и их доступность населению. В современных условиях продовольственная безопасность приобретает глобальный характер. Глобальность ее состоит в том, что она не останавливается на границах отдельных государств и распространяется по всей планете. Диапазон конкретных проявлений продовольственной проблемы довольно широк: от временной нехватки тех или иных продуктов до массового голода, от локального охвата части какого-либо государства до глобальных масштабов. В структуре современной глобалистики явление «продовольственной безопасности» обретает статус самостоятельной проблемы...

 

Технологии обеспечения информационно-финансовой безопасности

Макаров В.В., доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, генеральный директор ФГУП «ЛОНИИС»

Колотов Ю.О., кандидат экономических наук, начальник планово-экономического отдела ФГУ «Краснодарский ЦСМ»

Независимая финансово-экономическая политика государства предполагает выделение финансовой безопасности в отдельную приоритетную составляющую экономической безопасности, что обусловлено особой ролью финансовой системы в обеспечении воспроизводственных процессов экономики. Обеспечение финансовой безопасности возможно только при наличии информационной безопасности. Таким образом, решение проблемы финансовой безопасности находится в плоскости повышения степени финансовой развитости страны, что выражено в интеграции финансовой и инфокоммуникационной инфраструктуры, и как следствие, обеспечении технологической безопасности информационно-финансового капитала. Основным субъектом обеспечения национальной информационно-финансовой безопасности (ИФБ) является государство. В условиях глобализации экономически эффективное государство должно обеспечивать ИФБ через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Система ИФБ должна учитывать региональную специфику и реализовываться средствами экономического и неэкономического (политическими, административными) характера...

 

Информационноя безопасность как решающий фактор для достижения бизнес-целей

Шиндин А.И., директор отдела консультационных услуг в области информационных технологий (ИТ) и ИТ-рисков компании Ernst & Young.

Все больше организаций признают, что функции информационной безопасности не ограничиваются лишь защитой корпоративных активов. Появляются новые важные задачи: совершенствование информационных технологий, повышение операционной эффективности и улучшение показателей деятельности компании в целом. Согласно результатам десятого международного исследования в области информационной безопасности за 2007 год, проведенного Ernst & Young, в настоящее время повысилась степень интеграции информационной безопасности в общую структуру управления рисками. Четыре из пяти респондентов (82% компаний по сравнению с 43% в прошлом году) подтверждают, что в их компаниях присутствует интеграция на том или ином уровне. С прошлого года количество организаций, в которых аспекты информационной безопасности полностью интегрированы в структуру управления рисками, выросло почти вдвое (с 15% до 29%). Приведение системы информационной безопасности в соответствие с бизнес-целями становится все более важной задачей для компаний. Согласно прогнозам, интеграция будет усиливаться по мере влияния внешних и внутренних угроз на результаты деятельности, бренд и репутацию компании. Международное исследование в области информационной безопасности проводилось среди клиентов аудиторской и консультационной практики Ernst & Young более чем в 50 странах. В исследовании приняли участие примерно 1300 компаний, представляющих все крупнейшие отрасли. Руководство компаний уделяет в настоящее время все большее внимание вопросам информационной безопасности, многие организации по-прежнему сталкиваются с проблемой обеспечения баланса между традиционными мероприятиями по управлению рисками и растущей потребностью решения задач, направленных на повышение эффективности деятельности организации.

 

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕГАПОЛИСА

Семь направлений развития малого бизнеса

Вышегородцев М.М., министр Правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы

Минувший 2007 г. был ознаменован 20-летием малого предпринимательства столицы. В течение всех этих лет количество субъектов малого предпринимательства в Москве неуклонно росло и на сегодняшний день составляет 215 тыс., индивидуальных предпринимателей – 136 тыс. Численность граждан, занятых на столичных малых предприятиях, превысила 2,6 млн. человек. В Центральном доме предпринимателя прошло совещание Городского актива работников малого и среднего предпринимательства по подведению итогов работы в 2007 г. и задачам на 2008 г. Выступивший на совещании мэр Москвы Ю.М. Лужков отметил значительный рост показателей в этой сфере и устойчивую работу системы, ее громадное влияние на экономику города и государства. Он отметил при этом, что малый бизнес сконцентрирован в основном в сфере потребительского рынка и услуг. Очевидно, такой вектор развития малого бизнеса во многом объясняется столичным статусом города.

Сегодня около более 50% малых предприятий работают в сфере торговли, бытового и сервисного обслуживания, около 10% заняты в промышленном производстве, около 10% – в сфере строительства, около 2% – в системе ЖКХ, около 25% ничего не производят, получая доходы от сдачи в аренду нежилых помещений. Юрий Лужков призвал Департамент к мерам стимулирования бизнеса в других сферах, определив семь приоритетных направлений: реальное производство, инновации, ЖКХ, бытовое обслуживание, молодежное предпринимательство, ремесленничество, социальный бизнес…

 

Ликвидность московского рынка облигаций остается высокой

Пахомов С.Б., председатель Комитета государственных заимствований г. Москвы

Правительство Москвы в лице Комитета государственных заимствований города Москвы продолжает размещать среди населения облигации Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы. За период с 1997 по 2008 гг. Москвой накоплен положительный опыт по привлечению и обслуживанию городских облигационных займов.

Размещено 49 выпусков облигаций на общую сумму более 140 млрд. руб., в том числе 4 выпуска облигаций сберегательного займа Москвы на общую сумму 2,6 млрд. руб. За этот же период погашен 41 выпуск облигаций на общую сумму более 80 млрд. руб. Все выпуски погашены своевременно и в полном объеме. За всю историю заимствований город ни разу не прибегнул к процедуре реструктуризации своих обязательств. Даже в кризисный 1998 г. Москва продолжала обслуживать и погашать свои долги.

Следует отметить, что в 2008 г. ситуация на рынках капиталов, как внутри страны, так и за ее пределами, будет достаточно сложной и труднопредсказуемой. Уменьшатся возможности для рефинансирования долга за рубежом для российских банков и корпораций. Для тех из них, у кого эти возможности останутся, стоимость заимствований будет значительно выше, чем в первой половине 2007 г., поэтому для рефинансирования своего долга они будут вынуждены прийти на внутренний рынок, и конкуренция за ресурсы внутреннего рынка капиталов сильно обострится.

 

Гасить искру до пожара

Климкин В.Н., генерал-майор внутренней службы, первый заместитель по государственной противопожарной службе начальника Главного управления МЧС России по г. Москве

Обратимся к статистике: в 2007 г. удалось улучшить показатели оперативной обстановки с пожарами и их последствиями на территории города Москвы, число пожаров снизилось на 3,1%, количество погибших – на 14,4%. Эта тенденция продолжилась и в 2008 г.: число погибших на пожарах снизилось в первом квартале на 4%, травмированных – на 16%. Снижение количества пожаров отмечено во всех административных округах, в жилье, на объектах социальной сферы и большинства отраслей городской экономики. Стабилизация обстановки с пожарами и последствиями от них в городе в 2007 г. произошла благодаря комплексу организационных и практических мероприятий, проведенных Главным управлением МЧС России по г. Москве в тесном взаимодействии с Правительством города и всеми структурными подразделениями органов исполнительной власти.

 

КНИЖНЫЙ КОМПАС

Агропромышленный комплекс в условиях глобализации и интеграции

Котилко В.В., доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН

Как известно, одним их важнейших национальных проектов является развитие агропромышленного комплекса. В рамках направлений проекта реализуется большое количество мероприятий, требующих серьезных обоснований и разработки различных сценариев развития ситуации на перспективу в зависимости от внешних и внутренних факторов. В рамках существующих исследований не так много монографий, которые рассматривают в комплексе вопросы развития АПК в условиях глобализации и интеграции на пространстве СНГ и внутри Российской Федерации. В этой связи представляют существенный интерес вышедшие монографии В.А. Вашанова «Развитие аграрной сферы России в условиях глобализации» (М.: СОПС, 2006. – 350 с.) и Советова П.М. «Экономические основы агропромышленной интеграции» (Красноярск, 2007. – 186 с.)…

 


Теперь журналы Издательского дома "ФИНАНСЫ и КРЕДИТ" доступны в электронном виде (pdf) в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

 На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи. Подробности на нашем сайте: http://www.fin-izdat.ru  E-mail: pdf@fin-izdat.ru

 


В избранное