Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономический обзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Экономический обзор


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 28 сентября 2005 г.
Реки нефти, море денег

Без труб и барабанов – ванкорский проект развернут?

Многое было за объединение края. Один из пунктов – Ванкор. «Крупнейший нефтяной проект в России» – так, кажется? Один из подпунктов: объединение края решит вопрос в пользу «северного трубопровода», т. е. нефть пойдет морским путем, а до этого – по Таймыру. Что весьма поднимет этот Таймыр. Альтернативный проект – гнать нефть не по территории края, а на запад, до существующей системы «Транснефти» – для единого края оскорбителен, в силу чего почти невозможен. Летом 2005 года выяснилось, что оба проекта «экономически равноценны». А по осени Хлопонин признал, что «экономика разворачивает трубу до «Транснефти». Окончательное решение отнесено на ноябрь, но в нем особо не сомневаются.

Напомним параметры проекта, просто для справки. Экономика их еще не развернула – но мало ли? Планы надо сохранять хотя бы для истории. Проект освоения Ванкорского нефтегазового месторождения рассчитан на 30 лет, планируется добыть порядка 230 млн тонн нефти. Прогнозная стоимость проекта – 4–4,5 млрд долларов США. Выручка компании может составить 80 млрд долларов США, 38 млрд долларов пойдет в бюджет. На возведение инфраструктуры позовут не менее 2,5 тыс. человек. Все это обещает компания «Роснефть», к которой отошло и месторождение, и все громадье надежд. Ну, и заключение: в сегодняшней «нефтянке» этот проект – крупнейший.


Реки нефти, море денег

Север или запад?

В марте считалось, что «северный маршрут» почти победил. Нефтепровод протяженностью 710 км до порта Диксон и далее – танкерный путь позволяют транспортировать 100% добытой нефти без потери качества. Государственные плюсы этого варианта: стимулируется экономика Таймыра – за счет отладки инфраструктуры сейчас и налоговых отчислений потом, кроме того, в область гипотетической разработки включаются месторождения вдоль будущего трубопровода. Стратегически так выгоднее и самой компании, если она собирается брать лицензии на иные участки. Кроме того, если нефть гнать совсем далеко – ее придется переливать в танкеры где-то на терминалах Прибалтики: удобнее сделать это быстрее и ближе.

Однако, что было ясно с самого начала, северный путь дороже. Трубопровод в юго-западном направлении, до группы месторождений «Пурнефтегаза», связанной с системой транспортировки «Транснефти», – короче примерно в два раза. К тому же северный вариант требует терминала на побережье Карского моря плюс пять-шесть танкеров ледового класса. Со всеми этими расходами труба выливается минимум в 1,2 млрд долларов.


Реки нефти, море денег

Стратегические достоинства северного пути могли бы сыграть – если бы «Роснефть» прикупила еще лицензий, увеличив запасы нефти на своей территории в пару раз. Однако намеченные сделки со «Славнефтью» как-то по-тихому отменились, Ванкор ничем не прирос. Кроме того, не случилось намеченного слияния «Роснефти» с «Газпромом», что плохо для ряда их совместных проектов в Арктике. Более того, «Роснефть» продала «Газпрому» свою долю в «Севморнефтегазе». Это словно подчеркивает: север для Богданчикова – не приоритет.

Что до «государственных интересов», то на июльской встрече с главой компании Богданчиковым губернатор Хлопонин и министр Греф настаивали на северном варианте, предлагая «подумать шире». Тогда Сергей Богданчиков высказался, что оба проекта для него равноценны. Хотя западный получается «равноценнее»: президент компании с большим удовольствием приводил доводы в его пользу. Сослался на «ледовые риски», на семь захоронений сибирской язвы в северном направлении и на остров, где живут уникальные морские коровы. Коров тревожить нехорошо! Впрочем, Богданчиков тогда обещал подумать и за пару месяцев провести научную экспертизу. Сейчас об этом громко не говорится, но… коровы могут вздохнуть с облегчением. Государственным же людям поневоле сочувствуешь: реальных механизмов повлиять на вроде бы государственную компанию у них почти нет. Нефть течет, повинуясь течению капитала, а последний менее всего озабочен выполнением обещаний из жанра предвыборных. Капитал абстрактен и анонимен – знает: спросится все равно не с него.

Заграница не поможет

Однако есть проблематика, на фоне которой казус с трубопроводом – так себе, частность. В конце концов, как заметил наш губернатор, для Таймыра новый поворот существенно плох, а налоговые отчисления в край – почти те же, была бы обещанная добыча. На то, чтобы проект заработал, вкладывается 3–4 млрд долларов. В масштабах края это кажется суммой астрономической, но… все познается в сравнении. Схожий в масштабе проект разворачивался на Сахалине – на деньги «Эксон мобайл», «Бритиш петролиум», «Шелл». На условиях СРП (соглашения о разделе продукции) западные гиганты вложили в шельфовые месторождения чуть более 10 млрд долларов. Инвестиции, правда, с нюансами: с учетом того, что вложенные капиталы обязательно отбиваются в налоговом попущении – на расходах, так скажем, особо не экономят.


Реки нефти, море денег

Как будто не свои тратят (а в некотором роде так оно и есть). Но все равно: Сахалин потребовал в три раза больших сумм, чем грозятся Ванкору. С учетом того, что на Сахалине все же инфраструктура, люди как-то живут, а у нас – готовится строительство в чистом поле, к тому же холодном.

Однако сложно взять снега летом, как и денег – если их нет. Крупнейшие нефтяные корпорации страны не имеют денег в том объеме, который желателен. Это первое условие задачки. На этот случай и придумано СРП – чтобы как-то находить инвестиции в большом мире. Однако второе условие: по новой политике государства зарубежные лица не должны владеть в государстве ничем стратегическим. Грех Ходорковского – ЮКОС хотели продать американским нефтяникам, стоящим за администрацией Клинтона. «Роснефть» за политику государства, к тому же сама государственная. И что? Задачка с двумя такими условиями решается крайне плохо. При этом третье условие: на мобилизационную экономику а-ля 30-е годы страну не переводить.

На участие в Ванкорском месторождении претендовал французский концерн «Тотал». Вроде как и «Роснефть» была расположена, но… пара тактов русского менеджмента, и французы уже ни при чем. Однако проблема осталась, она в принципе общероссийская: либо поднимать стройки века медленно, с риском сбоя, зато на свои, либо брать в долю западный капитал. Штрихом к ситуации служит мнение аналитиков, что «крупнейший в России нефтяной проект» – отнюдь не приоритетен для самой «Роснефти». Называют очередность примерно такую: «Юганскнефтегаз», «Северная нефть», и почетное третье место – за Ванкором. Причем приоритеты выстроились не так давно. И возможны новые развороты со стороны «экономики».

Александр Силаев

Александр Силаев


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.economics.economobzor
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное