NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 12 сентября 2005 г.
Неестественный отбор
Представим себе огород, классические шесть соток: огурчик, лучок, помидорчик. Представим, как в условиях огорода могла бы выглядеть идеальная рыночная конкуренция. Огородник удаляется, полагая, что естественный отбор даст ему суперогурцы и сверхпомидоры. Итог предсказуем. По осени, с большим отрывом, рыночную конкуренцию выигрывают сорняки. На следующий год огорода уже нет. К счастью, ни один огородник, в твердой памяти и здравом уме, не ставит на свободную конкуренцию.
К несчастью, ни один российский вершитель судеб последних лет не взял к себе в советники дурака-огородника. Вершитель судеб верит в сверхпомидоры, но селекцию оных предоставляет конкурентной гонке с чертополохом. Когда же на грядке вырастает суперчертополох, сетует, что среда была недостаточно рыночной.
Писатель-эмигрант Сергей Довлатов предупреждал: под солнцем равных возможностей и свобод растут не только гладиолусы, но и марихуана. Это еще мягко сказано: в идеальной конкуренции гладиолусы не растут вообще. Если кое-где они сохранились – это намек на присутствие огородника.
На Западе все не так уж свободно в плане соревнования видов. В моем присутствии американский магнат-нефтяник удивился вопросу о гонениях на Ходорковского: «у нас такие тоже сидят…». Их огородник местами изобретателен до смешного. Скажем, есть специальные пульты управления ТВ «со звездочкой». Они гарантируют, что ребенок, взяв такой пульт, никогда не доберется до порноканалов (дело не в ханжестве: порно травмирует детскую сексуальность). И был судебный процесс, едва не разоривший производителя: детский пульт «просмотрел» канал, на котором секундно мелькнула голая грудь. Собственно, их садовод называется «протестантская этика». В последнее время эта штука сдает. Однако ее остатков еще хватает, чтобы по осени снимать с огородика помидоры, а не крапиву.
Ну, не может победитель школьных олимпиад конкурировать со шпаной! Перо под ребро – и привет твоим интегралам. Если шпану не давить на уровне партии и правительства –хана всем, образно выражаясь, «школьным олимпиадам». Не может торговля Кафкой свободно конкурировать с поставками «технаря», химик-теоретик – с держателем общака, библиотека – с блат-хатой и т. п. Что-то надо удобрять. Что-то – пропалывать. Издержки в агрокультуре будут всегда. Подчас удобряется глупость, подчас пропалывается талант. Недовольная интеллигенция кричит «да пошли вы!», но с уходом садовника вянет первая.
В принципе, обыватель не злонамерен. Но культура, полностью сданная ему в рыночный оборот, помирает гарантированно. Простейшая аналогия: введение рыночной конкуренции в школе. Учителя и предметы – товар, ученики – потребители, покупатели, клиенты. А клиент, как известно, всегда прав. Хочет – ходит, не хочет – не ходит. Что будет? Одни учителя адаптируются, другие – нет. Адаптированные будут травить анекдоты, показывать фокусы, в первый класс – таскать конфеты, в выпускной – пиво. И будет им успех. А фанатики-предметники вымрут. Мораль басни в том, что «клиент» не прав! И его, обалдуя, надо учить, учить и учить. А самого убежденного обалдуя – сначала пороть на конюшне, чтобы сделать к тому пригодным. А не затевать свободную конкуренцию между уроком истории, шабашем и конфетой. Как бы ни была учебная программа плоха, авторитарна,
скучна – всё лучше учеников, ставших покупателями на рынке.
В свободной конкуренции побеждает зло. С промежуточным торжеством невежества. Если это назвать отбором естественным, то задача понятна – придумать себе неестественный отбор.
Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.