Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экономический обзор

  Все выпуски  

NEWSLAB.RU - Экономический обзор


Информационный Канал Subscribe.Ru

NEWSLAB.RU - Лаборатория новостей
NEWSLAB.RU - Экономический обзор, 25 октября 2004 г.
Бензиновая теория относительности

Чтобы переживать о цене на бензин, достаточно просто жить. Здесь и сейчас. В такой вот цивилизации. Даже машину иметь не надо. Если за что-то платишь вообще, то платишь за бензин тоже. И не надо изучать вопрос, чтобы знать: цены растут, и делают это ускоренно, опережая и без того не маленькую инфляцию. Еще одно общее место: принято считать, в Красноярске они растут особенно сильно. И это, заметим, такой подвид гордости: неважно, с какого конца быть «впереди планеты всей», главное быть.

…Последнее убеждение – уже из области мифологии. Давайте просто сравним. Возьмем один из октябрьских дней и наших ближайших соседей, Иркутстк и Новосибирск. Цена за литр бензина А-76 в нашем городе – 12.18, в Иркутстке – 13.30, в Новосибирске – 12.45. Далее, цена по АИ-92 у нас – 14.27 (у соседей, соответственно, 15.70 и 14.50), по АИ-95 – 16.00 (16.70 и 15.50), по дизельному топливу – 12.00 (13.00 и 12.50). Только один-единственный раз, по одной из марок – у кого-то было лучше. А так дешевле у нас. Что особо странно, учитывая меньшие издержки в цене для Новосибирска: близость Омского НПЗ, транспортные расходы и т.п.

Рост цен: кто? где? когда?

Однако, и это уже скучная правда жизни, цены растут. Растут, с успехом опережая инфляцию. Еще одно общее место: цены вздувает кто? – ясное дело, спекулянты. Многочисленные. Где они находятся точно, мало кто скажет, но принято знать – спекулянты наши многочисленны.

Попробуем немного разобраться сугубо в красноярской механике. Вовсе не расти цена, понятно, не может. Однако в каком-то звене она растет особо настойчиво. Другие же звенья, делать нечего, приноравливаются.


Бензиновая теория относительности

Начнем с того, что есть нефтеперерабатывающие заводы. Принадлежащие, как правило, легендарным «олигархическим группам». Тот же Ачинский НПЗ – удел, например, империи ЮКОСа. Сначала бензин отпускают они. А затем уж красноярские посредники – «Красноярскнефтепродукт», «Фортуна-плюс», «Магнат» и т.д. – ведут литры дальше. Во-первых, до заправок, где его разбирают частники, во-вторых, до «корпоративных клиентов» (сельчане, бюджетники, северяне заправляются по своим программам и несколько своим ценам).

Прыгать вверх красноярские цены стали где-то с 1 апреля. Эту дату и возьмем за базовую. Сравним ценовую динамику игроков, крупнейших для своих ниш – ООО Торговый дом «ЮКОС» и ОАО «Красноярскнефтепродукт». Большую часть того, что КНП поставляет далее, берется именно у ЮКОСа, это примерно 80%, еще 10% - это «Сибнефть», 3-4% - Уфимский НПЗ, и т.д. Так что наше сравнение будет наглядным. Накрутка ЮКОСа и накрутка КНП – на один и тот же литр, путешествующий по цепочке.

1 апреля ООО ТД «ЮКОС» отпускал АИ-95 за 10.3 рубля, АИ-92 – за 9.2, А-80 – за 7.4, дизельное топливо «Л» - за 7.1. К 7 сентября цены составили, соответственно, 13.00 (рост 26,1%), 11.85 (рост 28,9%), 10.00 (рост 35,4%), 10.04 (рост аж 40,6%). Главное тут, для нашего сравнения, именно процент роста.

Теперь посмотрим на динамику в ОАО «КНП». Рост, конечно, несомненный. Если процент его будет выше, нежели у ЮКОСа, то «Красноярскнефтепродукт» - разгоняет цены, злостно выступая как спекулянт, если меньше – то, наоборот, сдерживает, если точь-в-точь как у ЮКОСа – просто отзеркаливает ситуацию.

Цифры сравнения апреля с сентябрем: рост цены для А-95 – с 13.20 до 15.50 (на 17.4%), АИ-92 – с 12.20 до 14.30 (17.2%), А-80 – с 9.50 до 12.20 (28.4%), д/т «Л» - с 9.80 до 12.00 (22.4%).

Такая вот картина. 17 процентов предлагается сравнить с 26 или 28. По дизельному топливу интересно совсем: 40 процентов соотносится с 22.


Бензиновая теория относительности

Причины гуманности

ОАО «Красноярскнефтепродукт» ведет себя так, как будто это вовсе не ОАО. То есть не структура, ориентированная на прибыль. «Социальная ответственность», мягко выражаясь, зашкаливает, однако объясняется просто. 58% акций «КНП» пребывают в собственности государства. Конкретно ими ведает управление промышленности администрации края, а первый заместитель губернатора Лев Кузнецов – председатель Совета директоров «КНП». Фирма не поднимает цен без ведома администрации, а другие посредники, делать нечего, держатся в общем русле.

Инструмент «решения социальных проблем» замечательный, но… Требующий все же воли. Которая политическая. В бензиновом ценообразовании регион не всегда отличался таким гуманизмом, некогда мы, увы, опережали соседей… Это в дохлопонинский период. Наценка «вкруговую» на тонну была выше, чем сейчас. И даже не в процентах – в рублях. То есть все цены продолжали расти, а бензиновые наценки в крае однажды снизились. Сейчас они растут, но, как видим, нарочито замедленно.

Простой пример: последние два месяца цены «КНП» оставались фиксированными. ЮКОС же менял их… четыре раза в сторону повышения. Может быть, не очень заметно. Одни позиции оставались неизменными, по другим, однако, шел рост. Поводы для корректировки потребительских цен имелись, однако «инструмент решения социальных проблем» - решал привычные проблемы. Держась того правила, что если цена повышается – она повышается только в ответ на ход ЮКОСа. Потому что это – сразу издержки, такие же, как транспортные расходы, аренда земли и т.д. Однако не каждый ход ЮКОСа служит таковой индульгенцией. Некоторые инициативы, как видим, пропускаются.

(продолжение следует)
Василий Шестов


Вы можете обсудить этот обзор на нашем форуме »


Эта рассылка содержит материалы, взятые с красноярского портала "Лаборатория новостей". Для того чтобы узнать о правилах цитирования материалов в этой рассылке, посетите страницу правовой информации на портале "Лаборатория новостей". По вопросам, касающимся материала в этой рассылке, обращайтесь по адресу subscribe@newslab.ru.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: media.economics.economobzor
Отписаться

В избранное