Впервые
за последние месяцы уплата налогов в России не сопровождается
нестабильностью на денежном и валютном рынках без вливаний ЦБ —
ликвидность в банковской системе растет, ставки кредита падают. Банк
России и Минэкономики говорят о признаках стабилизации и, несмотря на
планы эмиссии не менее чем в 15% от среднегодовой денежной массы в 2008
году, намерен удержать потребительскую инфляцию на уровне в 13% и не
допустить новых обвалов как в промышленности, так и в финансовом
секторе. Пока в правительстве и ЦБ уверены, что "стабильность в
стагнации" позволит экономике дождаться улучшений, которые ожидаются не
ранее IV квартала 2009 года.
Вчера ведомства начали публичное обсуждение
макроэкономических последствий реализации бюджета-2009, базовые
параметры проекта которого накануне объявил вице-премьер Алексей
Кудрин. Господин Кудрин дал свои прогнозы утром на коллегии Федеральной
налоговой службы (ФНС, см. текст на этой же странице), министр
экономики Эльвира Набиуллина прокомментировала ситуацию по итогам
заседания правительства днем (см. стр. 4), а вечером к ним
присоединился первый замглавы ЦБ Алексей Улюкаев.
Напомним, как уже писал "Ъ", весьма жесткий
проект бюджета практически не оставляет финансовому блоку правительства
свободы действий ни в денежно-кредитной, ни в курсовой политике.
Господин Кудрин заранее объявил предельной с точки зрения стабильности
бюджетной конструкции сумму трансферта из резервного фонда (2,7 трлн
руб., или около $75 млрд, которые поступят в итоге продажи валютных
активов фонда в резервы самого ЦБ), направляемую на покрытие дефицита
бюджета-2009 — 28,4% его расходной части. Превышение этой величины,
пояснил господин Кудрин, опасно с точки зрения инфляции. Отметим, вчера
вице-премьер пояснил, что отток капитала в январе составил около $40
млрд, при этом в феврале, по его словам, оттока уже не наблюдалось. На
отсутствие значимого оттока указывает и стабильность объема
международных резервов. С конца января они де-факто сохраняются на
уровне $380-385 млрд, изменяясь лишь в связи с переоценкой валют в
резервах.
Исходя из логики Минфина, 2,7 трлн руб.
трансферта резервного фонда (плюс около 800 млрд руб. вливаний в
банковскую систему из фонда национального благосостояния на
рекапитализацию банков, в сумме 3,5 трлн руб.) должны компенсировать
финансовой системе планируемый на 2009 год отток по капитальному счету
в объемах не менее $100 млрд. Ситуация февраля ЦБ и Минфин в этом
отношении полностью устраивает: ЦБ сейчас не продает и не покупает
валюту в существенных объемах, отток капитала, по его планам, должен
примерно соответствовать "замещению" в рублях сократившейся
ликвидности. Параметры бюджета-2009 в основном напоминают бюджет-2008 с
некоторым перераспределением госинвестиций в пользу социальных и
антикризисных расходов, а рост инфляционного давления из-за январской
девальвации в 2009 году, по расчетам правительства и ЦБ, должен быть
аналогичен по масштабам воздействия на экономику шоку высоких нефтяных
цен и быстрого роста денежных агрегатов в I полугодии 2008 года.
Алексей Улюкаев вчера отчасти подтвердил эту
логику, пояснив, что эмиссия на 2,7 трлн руб. (15% среднего значения
денежной массы, М2 в национальном определении, в 2008 году) не повлияет
на параметры инфляции. ЦБ сохраняет прогноз роста индекса
потребительских цен в 2009 году в 13%, поскольку "мы должны на эту
сумму меньше предоставить средств банкам". Таким образом, ЦБ заранее
отказывается от идеи стимулирования кредитования банковской системой
экономики через эмиссионное денежное предложение. Вчера ЦБ опубликовал
данные о сокращении М2 в национальном определении по итогам января: она
составила 11,99 трлн руб., сократившись к декабрю на 11%, а к январю
2008 года — на 7%. Учитывая, что прогнозы Минфина и Минэкономики по
новому бюджету-2009 предполагают не слишком значительное снижение
номинального (на 2,7%) и реального (на 2,2%) ВВП 2009 года,
макроэкономический курс Белого дома предполагает определенную
"стабильность в стагнации". Стабилизация всех макроэкономических
показателей должна позволить и банкам, и промышленности пережить шоки
2008 года и начать восстановление.
За некоторые черты этой "стабилизации на дне"
уже можно принять ситуацию на денежном рынке в конце февраля. По
состоянию на 26 февраля, несмотря на старт налоговых выплат по итогам
января (они будут существенно меньше средних значений 2008 года — в
основном из-за резкого снижения налога на прибыль и новаций в уплате
НДС), ситуация с ликвидностью улучшилась, несмотря на отсутствие по
крайней мере видимых вливаний ЦБ в банковскую систему. Объем
предоставленных банкам беззалоговых кредитов относительно стабилен с
декабря 2008 года (см. график), когда бюджет забрал с депозитов в
банках последние средства, поддерживавшие их в сентябре—ноябре 2008
года. Объемы аукционов репо и ломбардных аукционов не растут. Мало
того, снижаются ставки межбанковского кредита: вчера ставки MosPrime на
один день упали ниже 10% годовых (ранее они падали до этого уровня лишь
по завершении налоговых выплат в начале февраля), снижается стоимость и
более долгосрочного межбанковского кредита. Стабильна ситуация и на
валютном рынке: вопреки ожиданиям, рубль практически не падает и не
растет на ММВБ уже не менее недели. Наконец, общий уровень ликвидности
в банковской системе даже растет, вчера он составил 621 млрд руб. при
уровнях около 500 млрд руб. с конца января.
Алексей Улюкаев называет и другие признаки
стабилизации, например, сокращение валютных депозитов банков в ЦБ за
четыре недели февраля до $40 млрд на 4,7%. А Эльвира Набиуллина видит в
данных о промпроизводстве в январе признаки промышленной стабилизации
(см. мониторинг). Впрочем, насколько хрупкой и длительной будет такая
"стагнационная стабилизация", сказать сейчас невозможно. Госпожа
Набиуллина вчера осторожно заявила, что восстановление экономики
возможно лишь в IV квартале 2009 года, а "небольшой" рост ВВП — не
ранее 2010 года. Алексей Кудрин также считает возможным рост ВВП с
начала 2009 года. Отметим, впрочем, что пока значительная часть проблем
в банковском и промышленном секторе действиями Белого дома и ЦБ
"заморожена": любые непредвиденные ухудшения ситуации как в РФ, так и в
мировой экономике потребуют новых действий, ресурсов на которые у
правительства практически нет,— как и времени.
По данным "Ъ", новый бюджетный прогноз
Минэкономики будет представлен на заседании правительства 5 марта. "Ъ"
продолжает следить за развитием событий.