Вчера
на коллегии Федерального казначейства вице-премьер Алексей Кудрин
объявил срок внесения нового бюджета-2009 в правительство — 7-8 марта —
и раскрыл его базовые параметры. Белый дом ориентируется не только на
реальное, но и на номинальное сокращение ВВП, резкое падение
промышленных цен, умеренный рост доли "плохих" кредитов в банковской
системе, расходование в 2009 году 55% резервного фонда и 25% фонда
национального благосостояния. Бюджет получился чрезвычайно жестким, а
резервом увеличения объемов господдержки в нем, составляющих 1,5 трлн
руб., является лишь рост нефтегазовых цен.
Вчера вице-премьер, министр финансов Алексей
Кудрин, выступая на коллегии казначейства, объявил ориентировочные даты
внесения проекта нового бюджета-2009 в правительство. Как и предполагал
"Ъ" 23 февраля, до марта завершить торг с министерствами по сокращению
расходов не удастся — в Белый дом проект должен быть передан вместе с
макроэкономическим прогнозом Минэкономики 7-8 марта. Господин Кудрин
раскрыл базовые параметры бюджета и прогноза, на которые ориентируется
Минфин.
Прежде всего экономический блок ориентируется
не только на снижение реального объема ВВП, но и на сокращение
номинального валового внутреннего продукта — в 2008 году он составил
42,54 трлн руб. (оценка Росстата), в 2009-м, заявил господин Кудрин,
прогнозная цифра — 40,42 трлн руб., таким образом, номинальное снижение
составит 5%. При этом в прогнозах по-прежнему сохраняется умеренная
потребительская инфляция на уровне 13-14%. Отрицательное значение
индекса-дефлятора ВВП, неизбежное при таком показателе, означает, что
Белый дом закладывает в расчеты крайне высокий показатель промышленной
дефляции — не менее 15-20% по итогам 2009 года. Напомним, снижение
индекса промышленных цен в январе 2009 года составило 2,7%, с ноября
2008 года темпы промышленной дефляции существенно снижаются.
Отметим, доходы федерального бюджета Алексей
Кудрин оценивает всего в 6,3 трлн руб. (ранее — 6,5 трлн руб.). При
цене нефти в $95 за баррель в старом проекте бюджета доходы
прогнозировались в размере 10,9 трлн руб.— сокращение доходной части
бюджета составляет, таким образом, 42%. Новый бюджет рассчитывается
исходя из среднегодовой цены нефти $42 за баррель, нефтегазовые доходы
составляли более 50% в доходной части бюджета-2008 (около 4,6 трлн
руб.) при среднегодовой цене нефти $95 за баррель — в новом бюджете
они, вероятно, будут порядка 3 трлн руб. с учетом девальвации рубля.
Таким образом, Минфин ориентируется на сокращение ненефтегазовых
доходов бюджета в 2009 году с 5 трлн руб. до ориентировочно 3,3 трлн
руб.— или на треть. В январе 2009 года сокращение налоговых доходов
федерального бюджета составило 28% — таким образом, фактически Минфин
не закладывает в бюджет никакого "люфта".
Расходы бюджета, сообщил Алексей Кудрин,
составят 9,5 трлн руб., из них 2,7 трлн руб. составит трансферт из
резервного фонда (55% его объема на февраль 2009 года). Это
соответствует дефициту в 3,2 трлн руб.— 7,9% ВВП 2009 года. Кроме
этого, пояснил Алексей Кудрин, из фонда национального благосостояния
(ФНБ) будет потрачено 255 млрд руб. на рекапитализацию банков и 500
млрд руб.— на финансирование дефицита внебюджетных фондов (в сумме
25,1% ФНБ, большая часть — на невозвратной основе).
Объем антикризисных мер, финансируемых в новом
бюджете-2009, господин Кудрин оценил в 1,5 трлн руб. Поскольку они не
предусмотрены в предыдущей версии бюджета-2009, их источником будет
сокращение плановых расходов в старой версии бюджета, составлявших 9
трлн руб. Таким образом, Минфин соглашается на сокращение расходов-2009
к старой версии на 1 трлн руб.: учитывая, что социальные расходы
бюджета должны составить порядка 5 трлн руб., речь идет о сокращении
несоциальных расходов, администрируемых министерствами, на 25% (в конце
2008 года предполагалось 15%, неделю назад — 30%, см. "Ъ" от 24
февраля).
Основным направлением расходов "антикризисного
пакета", признал Алексей Кудрин, будет рекапитализация госбанков
(частные банки рекапитализируются из ФНБ). Белый дом ориентируется на
рост "плохих" кредитов на балансах 30 крупнейших банков в 10% от их
активов, что потребует создания в них резервов в размере 883 млрд руб.,
из них 532 млрд руб. требуется Сбербанку, ВТБ и Россельхозбанку. Сейчас
доля "плохих" кредитов на балансах крупнейших банков оценивается в
2,5-4%, аналитики прогнозируют рост этого показателя в 2009 году до
уровня от 10 до 20% — в зависимости от конъюнктуры.
Очевидно, Минфин в ближайшее время подвергнется
усиленным атакам лоббистов. Пока единственной уступкой, сделанной
Алексеем Кудриным в бюджете, является незначительное снижение
требований по сокращению расходов госструктур в сравнении с январскими.
Вчера, например, вице-премьер пояснил, что объем изымаемых у двух
госкорпораций — "Роснано" и фонда ЖКХ — неиспользуемых средств
уставного фонда составит 164 млрд руб. (главы фондов еще накануне
говорили о привлечении от них около 210 млрд руб.). Для всех остальных
— от банковского сектора, не исключая госбанки, до крупных
собственников, которые по-прежнему обсуждают помощь государства в
реструктуризации внешнего долга,— бюджет-2009 является исключительно
жестким и не оставляющим надежд на существенную помощь государства.
Параметры бюджета в этой конструкции может изменить лишь быстрый рост
цены на нефть, продолжение девальвации (в изложенном проекте
бюджета-2009 от вице-премьера нет и намеков на отклонение от
объявленной ЦБ курсовой политики) или же изменение точки зрения на
бюджет Алексея Кудрина. Вместе с заложенным в проект резким снижением
цен в промышленности происходящее — достаточная причина для самых
серьезных атак на вице-премьера в оставшиеся до 7 марта восемь дней.