Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мировые финансы: реформа нон-стоп


Экономика: обзор российских и зарубежных СМИ

22 марта 2010 г.

Моногорода переедут: из одного места – в другое

В России начинается реализация государственной программы переселения граждан из отсталых депрессивных моногородов в другие – современные и перспективные. Пока речь идет только об одном "пилотном" проекте в Ленинградской области. Но в случае его успеха власти готовы расширить подобную практику.
Со стороны государства исполнителем программы выступает Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК). Оно уже подписало первое соглашение, предусматривающее переселение 400 семей из переживающих трудные времена моногородов в Ленинградскую область – в город Тихвин. Там группа компаний "ИСТ" планирует открыть новый и современный вагоностроительный завод, для которого не хватает местных квалифицированных кадров.
Правда, корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская сообщает, что до завершения этого "пилотного" проекта, получившего название "Переезд", еще далеко:
- Проект был одобрен Агентством по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК) еще в январе, и уже выделено 500 миллионов рублей на организацию переселения людей и строительство нового жилья. Рабочим кадрам, которые переедут в Тихвин, обещано жилье и зарплаты в 25-30 тысяч рублей. Но пока нет ни самого Тихвинского вагоностроительного завода, ни квартир для будущих рабочих. Только в третьем квартале этого года на завод должны поставить оборудование из Европы.
Научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета Дмитрий Травин вообще ставит под вопрос целесообразность подобных проектов:
- В любом государственным проекте, который осуществляется на бюджетные деньги, всегда есть вероятность того, что будет коррупция и "откаты". По идее, если на каком-то предприятии не хватает работников, то частные собственники сами могут привлекать людей из других регионов, давать им кредиты на жилье. Это проблема, которую рыночная экономика должна решать сама.
Татьяна Вольтская сообщает, что группа "ИСТ" рассчитывает часть необходимых кадров найти поблизости – в самой Ленинградской области. Например, в "прославившемся" на всю страну Пикалеве или Бокситогорске. Квалифицированную рабочую силу в Тихвин надеются привлечь из более отдаленных регионов, где на профильных предприятиях идут сокращения. Для этих людей и потребуется новое жилье.
Предполагается, что на новом заводе будет создано примерно 3,5 тысячи рабочих мест. В строительство жилья для приезжих издалека группа компаний "ИСТ" вложит около 200 миллионов рублей. Помощь в приобретении этих квартир по ипотечным программам и должно оказать государственное агентство.
Многие эксперты предрекают сложности - ведь кроме жилья людям нужны поликлиники, детские сады и школы, и к тому же ставка на один новый завод означает создание новых моногородов. Однако директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что хотя до конца эта схема пока не проработана, проект уже можно признать удачным:
- Пока достаточно четко определено только место, куда предполагается приглашать работников, но сама технология ипотеки еще в работе, поскольку естественно возникают кредитные риски. К примеру, человек берет кредит и едет в Тихвин, а потом, разочаровавшись, возвращается обратно. Но купленная в кредит квартира остается в залоге! Требуется тщательно проработать этот механизм. Но АРИЖК настроена работать с группой компаний "ИСТ". Для агентства ясно, кто заказчик программы и как будет распределяться жилищный фонд. Очень хорошо, что они пробуют наладить такую систему, потому что в России людям катастрофически тяжело перемещаться из одного места в другое. Поэтому то, что делает АРИЖК, я всячески приветствую. Правда, возникают вопросы, почему агентство работает только с одним предприятие. В АРИЖК честно объясняют, что с другими потенциальными инвесторами они пока не могут взаимодействовать: должны быть планы строительства жилья, должно быть понятно количество рабочих мест. Пока технологии не отработаны, запускаться с серией проектов - очень рискованно. Нужно время для того, чтобы обкатать технологию, увидеть риски, понять, чем их можно компенсировать.
Другая проблема – низкая мобильность большинства россиян: решатся ли люди, оставшиеся невостребованными на градообразующих предприятиях, покинуть свое прежнее место жительства в расчете на новую работу?
Наталья Зубаревич предполагает, что это будет зависеть от того, откуда и куда им предложат переехать:
- Если говорить о кризисных заводах – отсталых, неконкурентоспособных – в небольших городах, то, я думаю, не будет проблем найти те необходимые 300-400, максимум, 500 человек, как заложено в тихвинском проекте. Правда, возникнет другая проблема: захотят ли взять этих людей на работу? Например, критерии, выставляемые "ИСТ", достаточно высокие - ей нужны профессиональные рабочие с высокой квалификацией. Если же мы говорим о более крупных городах, где отдельное предприятие проблемно, но в целом город достаточно велик и в нем живет 200-400 тысяч человек, то абсолютно понятно, что вряд ли люди оттуда поедут в 60-тысячный Тихвин. Ведь это тоже своего рода ловушка. Вдруг что-то произойдет с этим предприятием, и оно встанет?
Тем не менее, Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов уже ведет переговоры о расширении программы переселения. В нее может войти проект в Волгоградской области, где компания "Еврохим" планирует строить новый рудник по добыче сырья для производства калийных удобрений.
Радио "СВОБОДА" - Иван Трефилов


Мировые финансы: реформа нон-стоп

В США на этой неделе был представлен очередной законопроект о правилах регулирования американского финансового рынка. Его уже успели назвать самой крупной финансовой реформой в США со времен Великой депрессии. Бесконечные обсуждения финансовых реформ продолжаются и в Европе.
Законопроект, представленный в Конгрессе США председателем сенатского банковского комитета Крисом Доддом, предполагает создание целого ряда новых надзорных структур. В том числе, могущественного Совета по контролю над финансовой стабильностью. В его полномочия войдет принятие решений о принудительном разделении крупнейших банков и финансовых компаний, если их проблемы вдруг станут угрожающими для всей национальной финансовой системы. Ранее бывший председатель Федеральной резервной системы США Пол Волкер, предлагал схожие меры, но их отвергли, посчитав чересчур жесткими.
Профессор Стэнфордского университета Джеральд Даффи утверждает, что финансовая реформа, предложенная сенатором Доддом ничуть не мягче:
- Законопроект Додда частично включает в себя и план Волкера. Он наделяет новыми полномочиями целый ряд структур, регулирующих финансовые рынки. Среди этих структур – как новые, так и уже существующие.
Дуглас Эллиотт из института Brookings в Вашингтоне в принципе согласен с этой оценкой, но подчеркивает, что пока это только законопроект:
- Я не считаю, что нынешний проект в целом мягче, чем предлагавшаяся ранее реформа финансового сектора. По целому ряду аспектов он оказался даже жёстче. Но, как мне представляется, он претерпит немалые изменения, и окончательный вариант этого закона окажется более мягким, чем нынешний.
Профессор Даффи настаивает, что законопроект Додда должен стать лишь первым шагом в деле реформирования финансового сектора в США:
- Я бы, например, сделал так, чтобы рынок производных финансовых инструментов стал более прозрачным. С другой стороны, законопроект наделяет правительственные регулирующие структуры правом решать, какие из банков или финансовых компаний оказываются неплатежеспособными и даже правом ликвидировать их бизнес. Но такой механизм у нас уже есть - это закон о банкротстве. На мой взгляд, надо улучшить этот закон, но сохранить такие дела за судами по банкротствам, а не наделять новыми правами правительство.
Элиот считает, что полного "закручивания гаек" на финансовом рынке не произойдет:
- Я не думаю, что будет введен полный запрет на какие-то финансовые инструменты. Речь идет о более жестком регулировании этих сегментов рынка, что, на мой взгляд, абсолютно правильно. Если какие-то финансовые инструменты сохраняются на рынке – значит, они востребованы. Задача регулирования состоит в том, чтобы эти инструменты использовались разумно и без излишнего риска.
Регулирование финансовых рынков – одна из наиболее обсуждаемых, уже более двух, лет проблем и в Европейском союзе. Президент Баварского финансового центра, профессор Вольфганг Герке предостерегает, что в этом процессе не следует заходить слишком далеко:
- В Европе, и особенно в Германии, все чаще звучат требования полностью запретить некоторые виды финансовых инструментов. Я считаю, что это – неверный путь. Решить проблему финансовых рисков можно по-другому: чем рискованнее бизнес банков и финансовых компаний, тем большей собственной денежной массой они должны располагать. С экономической точки зрения, это - более правильный путь.
О новом регулировании финансовых рынков и создании новой мировой финансовой архитектуры во всем мире говорят с самого начала мирового финансово-экономического кризиса, разразившегося осенью 2008 года. Но серьезной реконструкции финрынков с тех пор так и не произошло. Аналитики, впрочем, считают, что "прививки" на все времена от кризисов попросту не может быть.
- Мы никогда не сможем свести на нет вероятность новых кризисов, так как они являются результатом человеческой деятельности. А рынками, как известно, движут люди, которым свойственно заблуждаться. Единственное, к чему мы можем стремиться, - чтобы кризисы не возникали часто и чтобы они не оказывались столь разрушительными, как нынешний. Я не уверен, что кризис можно было предотвратить, если бы у нас на тот момент действовало регулирование, подобное законопроекту Додда. Могло ли оно спасти обанкротившиеся банки и компании, такие как Lehman Brothers или AIG? Навряд ли. Эти компании вели слишком рискованный бизнес, за что и поплатились, - заключает Эллиотт из вашингтонского института Brookings.

Радио "СВОБОДА" - Сергей Сенинский

В избранное