Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Евро: новый обвал, старые проблемы


Экономика: обзор российских и зарубежных СМИ

20 января 2009 г.

Евро: новый обвал, старые проблемы

Долговые проблемы Греции продолжают нервировать не только министров стран Евросоюза, но и инвесторов во всем мире, заставляя их избавляться от единой европейской валюты. Стоимость евро к доллару США упала в среду до минимального уровня за 5 месяцев. В России падение евро к рублю на ММВБ наблюдается уже целую неделю
Единая европейская валюта в последнее время стремительно теряет в цене. Если всего неделю назад котировки евро на мировом рынке находились выше $1,45, то сейчас они сползли ниже $1,42. Одной из главных причин обвала являются долговые проблемы Греции.
Стоимость евро к доллару США упала в среду до минимального уровня за 5 месяцев, поскольку участники рынка опасаются, что углубление бюджетного кризиса в Греции негативно скажется на экономике всей еврозоны, сообщает агентство Bloomberg. Евро стоил $1,4193 утром в среду против $1,4288 на конец предыдущей сессии. В ходе торгов стоимость евро опускалась до $1,4167 - самого низкого значения с 19 августа 2009 года. Курс евро к австралийскому доллару приблизился к самой низкой отметке более чем за 9 лет.
Российский валютный рынок движется в русле общих тенденций. Утром в среду на ММВБ курс евро опустился ниже 42,2 рубля, в то время как еще неделю назад он был выше 43 рублей. В ходе торгов курс опускался до 42,13 руб./EUR, это минимум евро на ММВБ за период с 21 января 2009 года, т.е. примерно за год.
Между тем доллар в России вырос до максимума с декабря, в то время как рубль сохранил устойчивость, немного укрепившись по отношению к бивалютной корзине. Доллар стоил 29,7065 руб./$ в 11:30 мск в среду на сессии ММВБ расчетами "завтра". Его курс вырос к этому моменту на 5,65 копейки к уровню закрытия предыдущего торгового дня. В первые минуты сессии доллар поднимался до 29,75 руб./$, это максимум американской валюты с 30 декабря прошлого года. Также доллар заметно вырос по итогам индексной сессии ММВБ (часть сессии ММВБ по доллару расчетами "завтра" в период с 10:00 мск до 11:30 мск, средневзвешенный курс которой, как правило, используется ЦБ РФ для установления официального курса доллара на следующий день). Курс этой сессии составил 29,6941 руб./$, на 17,57 копейки выше текущего значения официального курса.
Между тем, в отношении евро сохраняются негативные ожидания. Член совета Европейского центрального банка Юрген Штарк выступит в среду с докладом об экономике еврозоны и дефиците госбюджета Греции и, как ожидается, повторит свой мрачный прогноз о нулевом росте денежной массы в регионе в ближайшие месяцы.
"Долговые проблемы Греции выглядят глубоко укоренившимися, и их нельзя мгновенно решить. Понижательное давление на евро сохранится", - утверждает экономист Japan Research Institute Ltd. Такэси Макита.
В то же время, морально поддержать падающий евро решил директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан. Он заявил, что еврозона будет противостоять суматохе, вызванной проблемами долгами Греции, спустя день после того, как министры ряда стран высказали беспокойство по этому поводу. “Это - серьёзная проблема, - сказал Д.Стросс-Кан в интервью Bloomberg Television. - Но я не думаю, что это приведет к фрагментации еврозоны”.
Напомним, что в прошлом месяце все ведущие рейтинговые агентства предприняли негативные рейтинговые действия в отношении Греции, что вызвало падение котировок на рынке госдолга страны. Сейчас на Грецию оказывают давление другие страны Евросоюза, побуждая ее активно бороться с кризисом, вызванным бюджетным дефицитом.
Дефицит госбюджета Греции составляет 12,7% ВВП и более чем в 4 раза превышает установленный для стран еврозоны порог в 3% ВВП. К концу года власти Греции намереваются сократить бюджетный дефицит до 8,7% ВВП за счет сокращения госрасходов и увеличения доходных статей. На прошлой неделе греческий парламент одобрил трехлетний план, призванный сократить дефицит бюджета до 2,8% ВВП, а также снизить государственный долг Греции, превышающий 113% ВВП.
Накануне министры финансов еврозоны предупредили, что Греции предстоит многое сделать для преодоления бюджетного кризиса, который, как опасаются эксперты, может перекинуться и на другие страны региона. "Греческий план слишком полагается на доходные статьи, - раскритиковал программу министр финансов Нидерландов Вутер Бос. - Он сильно зависит от единовременных мер". Нидерландский министр уверен, что программе нужен более стабильный фундамент. А министр финансов Люксембурга Жан-Клод Юнкер отмечает, что планируемые Грецией меры являются шагом в правильном направлении, но "нам предстоит увидеть, будет ли этих мер достаточно".
Руководство Европейского центрального банка на прошлой неделе назвало абсурдным предположение о том, что Грецию могут выгнать из еврозоны из-за бюджетных проблем. Между тем, такое мнение высказывали некоторые эксперты. Например, аналитик Standard Bank Стив Бэрроу заявлял в декабре, что до конца 2010 года Греция и Ирландия, в которых сложилась "неприемлемая ситуация", могут проститься с зоной евро.
Москва. 20 января. IFX.RU

Автомобиль от Михаила Прохорова

Самый богатый россиянин Михаил Прохоров решил заняться автопромом. Подконтрольная бизнесмену группа "Онэксим" готовит неожиданный проект по выпуску малобюджетного городского автомобиля. Своими планами М.Прохоров поделился с премьер-министром Владимиром Путиным
Российский миллиардер Михаил Прохоров, у которого есть активы в металлургии, электроэнергетике и финансовом секторе, похоже, решил заняться автопромом. Подконтрольная бизнесмену группа "Онэксим" займется производством малобюджетного городского автомобиля. О новом проекте М.Прохоров рассказал премьер-министру страны Владимиру Путину.
В ответ В.Путин, по словам пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, высказался за скорейшую проработку этого проекта с заинтересованными министерствами и ведомствами. До сих пор "Онэксим" прямого отношения к автопрому не имел.
В редакционном тексте, предваряющем вышедшее на днях интервью М.Прохорова журналу "Эксперт", говорится о планируемых предпринимателем "системообразующих проектах инфраструктурного значения", один из которых лежит в области автомобилестроения. "Новация, по которой еще предстоит принять решение и из-за которой Прохоров рискует, по его же словам, "прослыть сумасшедшим", - говорится в статье. Однако в самом интервью эта тема не упомянута ни разу. Комментариев в "Онэксиме" получить пока не удалось.
Планы М.Прохорова (самого богатого россиянина по данным Forbes в 2009 году) заняться производством автомобилей действительно кажутся неожиданными. Российский автопром, о котором сложены байки и анекдоты, крайне тяжело переживает кризис. К примеру, у крупнейшего отечественного автопроизводителя - "АвтоВАЗа" продажи по итогам 2009 года сократились на 44% до 349,5 тыс. машин по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В целом по рынку продажи новых авто в России за год сократились на 49% до 1,466 млн машин, подсчитали в АЕБ.
Вместе с тем, прогнозы аналитиков относительно авторынка в России в долгосрочной перспективе достаточно обнадеживающие. Так, согласно исследованию KMPG, к 2015 году продажи "железных коней" в нашей стране вырастут примерно на 40% по отношению к докризисному 2008 году.
Заметим, что стратегия М.Прохорова заслуживает внимания. Напомним, что М.Прохоров сумел удачно продать свою долю в ГМК "Норильский Никель" до того, как кризис поразил металлургию. В то же время, он приобрел половину компании "Ренессанс Капитал" в очень тяжелое для фондового рынка время, заплатив за эту долю в разы меньше, чем этот пакет оценивался до кризиса.

Москва. 19 января. IFX.RU

В избранное