Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кризис "кредиток" и доходы банков


Экономика: обзор российских и зарубежных СМИ

18 января 2010 г.

В выборах на Украине выиграют облигации

Кто победит на президентских выборах на Украине пока непонятно. Однако аналитики полагают, что кем бы ни оказался победитель, завершение выборов принесет долгожданную политическую стабилизацию в стране. А это, в свою очередь, позитивно скажется на суверенных и квазисуверенных бумагах облигациях, а также бумагах банковского сектора
Украинские еврооблигации после президентских выборов и с началом стабилизации политической ситуации в стране могут стать одними из лидеров роста среди долговых обязательств развивающихся стран, считают эксперты долгового рынка.
Как отмечается в аналитическом обзоре инвесткомпании Phoenix Capital, вместе с избытком ликвидности, который сохраняется, пока регуляторы держат процентные ставки на низком уровне, восстановление экономики вызовет ралли на развивающихся рынках в 2010 году, а со снижением политических рисков долговой рынок Украины станет одной из наиболее привлекательных возможностей вложения средств.
По данным Phoenix Capital, в настоящее время рост рынка украинских еврооблигаций на фоне других развивающихся стран замедляется в связи с президентскими выборами. "Вместе с тем это дает возможность инвесторам покупать бумаги по более низкой цене, поэтому январь - лучшее время для инвестиций в украинские евробонды", - считают аналитики инвесткомпании. По их мнению, последняя возможность покупки еврооблигаций по низкой цене может представиться во время досрочных парламентских выборов, если они будут назначены.
Эксперты отмечают, что выборы президента вне зависимости от того, кто их выиграет, в долгосрочном периоде принесут долгожданную политическую стабилизацию, что позитивно скажется на суверенных и квазисуверенных бумагах, а также облигациях банковского сектора.
В первую очередь, по мнению аналитиков Phoenix Capital, начнут расти квазисуверенные бумаги "Нафтогаза Украины" и Укрэксимбанка, а также суверенные облигации Украины.
Эксперты прогнозируют, что доходность суверенных еврооблигаций во втором полугодии 2010 года снизится до 7-8% годовых с текущих 9-11%, хотя достижение докризисного уровня - 5-6% - маловероятно.
Кроме того, эксперты прогнозируют, что за ралли суверенных бондов последует рост в банковском секторе. Согласно обзору Phoenix Capital, посткризисное восстановление банковской системы во второй половине 2010 года будет осложнено запретом на кредитование в иностранной валюте. "В связи с этим мы обращаем, в первую очередь, внимание на крупные банки с развитой локальной клиентской базой, такие как Приватбанк, Укрсиббанк и Альфа банк (Украина). Хорошей инвестиционной идеей в краткосрочном периоде являются еврооблигации Укрсоцбанка, подлежащие погашению в феврале 2010 года", - говорится в обзоре.
Аналитики инвесткомпании "Ренессанс Капитал Украина" отмечают, что суверенные украинские обязательства, гарантированные бумаги "Нафтогаза Украины", облигации Укрэксимбанка и Киева являются одними из наиболее недорогих инвестиционных возможностей среди еврооблигаций эмитентов из СНГ.
При этом, согласно аналитическому обзору "Ренессанс Капитал Украина", опасения относительно финансовой несостоятельности Украины преувеличены. По мнению экспертов компании, в 2010 году правительство может без задержек обслуживать внешний долг, что также относится к двум ключевым квазисуверенным заемщикам - "Нафтогазу Украины" и Укрэксимбанку. "Облигации "Нафтогаза" теперь полностью гарантированы государством, а дефолт по Укрэксимбанку нанес бы больший урон, чем вероятная цена его поддержки", - говорится в обзоре.
В "Ренессанс Капитал Украина" считают, что еврооблигации Укрэксимбанка представляются лучшей инвестиционной возможностью по соотношению доходности и кредитного качества и рекомендуют инвесторам открыть длинные позиции в наиболее ликвидном выпуске банка с погашением в 2011 году.
Кроме того, аналитики считают привлекательными обязательства Киева. "Последние доступные данные показывают, что Киев по-прежнему опирается на ресурсы правительства при выплате купонов", - говорится в обзоре.
Аналитики "Ренессанс Капитал Украина" прогнозируют, что кривые доходности нормализуются в результате ожидаемого значительного улучшения отношения инвесторов к украинским еврооблигациям в первом квартале 2010 года. Причем улучшение отношения инвесторов к Украине окажет максимально быстрое положительное воздействие на котировки более краткосрочных еврооблигаций.
Исходя из расчетов экспертов, потенциал роста котировок украинских государственных еврооблигаций составляет 10-16 процентных пунктов. Причем наиболее значительно, по оценке аналитиков, могут прибавить в цене евробонды Украины с погашением в 2012 и 2013 годах. "Мы рекомендуем придерживаться достаточно коротких суверенных и квазисуверенных инструментов", - отмечают эксперты "Ренессанс Капитал Украина".
Аналитики полагают, что победа действующего премьер-министра Юлии Тимошенко может вызвать ралли на украинском рынке еврооблигаций сразу после выборов. В случае же победы лидера Партии регионов Виктора Януковича аналитики допускают более длительный период политической нестабильности после выборов, что может спровоцировать продажи на рынке бумаг теми инвесторами, которые рассчитывали на быструю стабилизацию политической ситуации после выборов.
Кроме того, аналитики высоко оценивают возможности Украины по выходу на внешние рынки капитала в начале 2010 года. "На наш взгляд, долговые обязательства Украины вполне могут заинтересовать инвесторов при разумных ценах: вероятный выпуск еврооблигаций может предполагать уникальное соотношение риска и доходности", - считают они.
При этом, по их мнению, выпуск еврооблигаций с погашением через пять-семь лет будет лучше всего отвечать структуре внешнего долга Украины по срокам погашения.
Вместе с тем эксперты не ожидают существенного пересмотра ориентиров по доходности и оценивают максимальный объем нового выпуска суверенных еврооблигаций в $1,5 млрд.
Согласно оценкам аналитиков, в сложившихся условиях пятилетние суверенные еврооблигации могут быть предложены инвесторам с доходностью 12%. Однако эксперты подчеркивают, что, скорее всего, Украина может начать размещение долговых обязательств на внешнем рынке в конце первого квартала, когда политическая ситуация в стране, возможно, прояснится.
Кроме того, эксперты не исключают повторный выход Украины на рынок еврооблигаций во второй половине 2010 года с целью размещения индикативного выпуска объемом $0,5-1,0 млрд.
Киев. 18 января. IFX.RU

Кризис "кредиток" и доходы банков

В 2009 году общий объём операций по кредитным картам упал в России на 20%. Но, как подсчитало агентство Statbanker.ru, банки смогли заработать $2 млрд процентного дохода, несмотря на проблемы с активностью держателей кредиток
В 2009 году рынок кредитных карт практически не рос. Причина банальна: сказалось отсутствие средств на развитие бизнеса у основных кредитно-карточных игроков. Но стагнация рынка и сдержанная кризисом активность держателей кредитного "пластика" не помешали банкам получить свой процентный доход.
Основным показателем, отслеживаемым всеми банками, является объём операций по оплате товаров и услуг по кредитным картам. Ведь если по карте нет операций, то и неоткуда взяться задолженности, благодаря которой банк может зарабатывать на кредитной карте. Так вот по итогам прошедшего года совокупная задолженность по кредитным картам в России составила $5,2 млрд, подсчитало агентство финансовой статистики Statbanker.ru. Для кризисного года, когда потребители умерили свои аппетиты, не так и плохо. Результат оказался немногим хуже итогов 2008 года, когда совокупный долг по кредитным картам оценивался на уровне $5,4 млрд.
Но даже при таком раскладе банкиры смогли заработать на "кредитках" немногим хуже, чем в 2008 году. Созданный держателями кредитных карт по своим кредиткам долг позволил банкам получить в 2009 году совокупный процентный доход в размере $2 млрд, что несколько ниже, чем в 2008 году, в котором общий процентный доход составлял $2,2 млрд.
К тому же банки не сидят сложа руки и упорно продвигают свои продукты в массы, попутно стараясь расшевелить кредитно-карточных "молчунов".

Кредитно-карточный пейзаж кисти 2009 года


Наиболее активными на рынке кредитных карт в настоящее время являются не более 20 банков. По оценкам Statbanker.ru, большинство из них предлагает кредитные карты платёжных систем VISA и MasterCard, хотя есть и исключения в виде возможности оформления карт American Express и Diners Club.
Наиболее часто банки предлагали классические (или стандартные) кредитные карты. Средний по рынку обещаемый банками размер кредитной линии по таким картам составлял 220 тыс. рублей. Максимум, что обещали, - 350 тыс. рублей, минимум - 90 тыс. рублей.
При этом, как указывается в обзоре, среднестатистический житель большого города с зарплатой до 60 тыс. рублей вряд ли мог рассчитывать на кредитную линию больше 100-120 тыс. рублей.
По золотым кредитным картам размер предлагаемых банками кредитных линий был гораздо выше. Средний размер кредитного лимита по предложениям золотых карт составлял 400 тыс. рублей. Максимальный кредитный лимит мог составить 600 тыс., минимальный - 150 тыс. рублей.
Средняя процентная ставка по рублёвым кредитным картам 26% годовых, а по кредитным картам в долларах США и евро - 21% годовых.
Практически все банки предлагают льготный период кредитования. У большинства банков он составляет в среднем до 50 дней, хотя были и исключения. Минимальный ежемесячный платёж по задолженности по кредитной карте в большинстве банков составлял 10%, но в отдельных банках может составлять всего 3% от суммы задолженности по кредитной карте.

Заработать на "обслуге"

Средняя стоимость годового обслуживания классической (стандартной) кредитной карты составляет 700 рублей, а дополнительной кредитной карты - 400 рублей. Самое дорогое годовое обслуживание стандартной кредитной карты было зафиксировано на уровне 950 рублей, самое дешевое - 325 рублей, указывается в исследовании.
Средняя стоимость годового обслуживания золотой кредитной карты составляет 2,8 тыс. рублей, а дополнительной золотой кредитной карты - 1,6 тыс. рублей. Разброс здесь достаточно большой: от 4,5 тыс. рублей до 1,2 тыс. рублей.
Зарабатывали банкиры и на штрафах. Средний по рынку размер штрафа за просрочку платежа - 700 рублей. Если повезло с банком, то можно было "отделаться" штрафом всего в 500 рублей, если не очень, то можно было распрощаться и с 1 тысячей рублей.
Средний штраф за превышение кредитного лимита составляет 600 рублей. Здесь штрафная "вилка" - от 450 до 700 рублей.
Средняя комиссия за снятие кредитных средств со счёта кредитной карты в собственных банкоматах составляет 3%, но минимум в среднем 250 рублей. Максимальная единовременная комиссия достигала 5%, минимальная ставка - 0,5%.
Средняя комиссия за снятие кредитных средств с кредитных карт в "чужих" банкоматах дороже, и составляет 4%, но минимум в среднем 250 рублей. Максимальную комиссию в 5% единовременно - Минимальную ставку в 1%.
Услуга уведомления о проведённой по кредитной карте операции по SMS практически во всех банках предоставляется бесплатно. Однако, в некоторых банках за этот сервис берут ежемесячную плату. Она составляет от 30 до 65 рублей.
В 2009 году общий объём операций по оплате товаров и услуг, а также снятию наличных по кредитным картам составил в долларовом выражении $14,5 млрд, что на 20% меньше, чем в 2008 году. Общий объём платежей за год по погашению кредитов по кредитным картам достиг $14,7 млрд. Так что было на чем заработать.

"Разговорить молчунов"

Даже в кризис банки упорно подвигают свои карточные продукты. В ход идет все: ведущие операторы кредитных карт рассылают их потенциальным клиентам по почте, проводят массовые презентации карт в компаниях, карты в массовом порядке предлагаются оформить "не отходя от прилавка" в крупных торговых центрах. В результате банки привлекают большую массу новых держателей кредитных карт.
Правда, за время пути кредитной карты к ее будущему владельцу последний успевает несколько "остыть", поскольку карты отсылаются по прошествии определённого времени после подачи заявления. Зачастую согласие клиента оформить карту не всегда носит осознанный характер (“все оформляют, и я оформил”, “финансовый директор сказал, что бы оформляли”, “пристали в торговом центре, я из любопытства и согласилась оформить” и т.д.), и он успевает забыть о многих ключевых моментах продукта, отмечают в StatBanker.ru. В результате, в лучшем случае половина из всех клиентов, обратившихся за получением кредитной карты, в действительности хотя бы раз воспользовалась этой картой, т.е. совершила хотя бы одну операцию по оплате товаров или услуг, или снятия наличных в банкомате. А процент людей, которые использует карту регулярно, т.е. хотя бы один раз в месяц, ещё меньше.
Такие низкие показатели использования продукта создают для банков определённые сложности, так как на привлечение клиентов были потрачены значительные средства, а под открытые кредитные линии банкам необходимо создавать весьма существенные резервы на возможные потери. В этой связи задача мотивации использования кредитных карт как можно более широким кругом клиентов становится крайне актуальной для ряда ведущих кредитно-карточных операторов.
Для стимулирования использования карт пассивными клиентами банки используют выдачу им кредитных карт повышенной категории, изменение тарифов, снижение минимального платежа, введением специальных ставок кредита при оплате по карте крупных покупок, начисление баллов или призовых миль за как можно раннее использование карты.
Но кризис, как выясняется из приведенной выше кредитно-карточной статистики, оказался выше мотиваций.
Москва. 15 января. IFX.RU


В избранное