Выпуск 85. Ответы на вопросы подписчиков. Данный выпуск посвящен ответам на вопросы подписчиков рассылки «Ноомаркетинг. Территория разума».
Добрый день, Павел!
Являюсь подписчицей Ноомаркетинга. Привлекли слова из последней рассылки (16.02.2010) "сделать магазин как базу для какого-нибудь клуба и начать формировать клуб любителей чего-нибудь, предлагая это в своем магазине. Второй путь наиболее целесообразный. Он позволит Вам иметь наиболее ценный актив - группу привязанных к Вам через клуб клиентов".
Сейчас озадачена именно этой идеей, есть своё видение, но хотелось бы поподробнее узнать какие могут быть поставлены цели (кроме формирования актива), а также содержание деятельности. Формы можно напридумывать, а можно и узнать от Вас о более эффективных. Давать информацию о продвигаемом товаре - свойства, качество, способы использования, тенденции или - всякие розыгрыши, лотереи, акции без воспитательного эффекта? Интересно именно воспитать своего потребителя. Или такого не добиться? Есть ли
в клубной работе с потребителями какие-то свои принципы, правила, условия, которые надо учесть, чтобы не погубить своё начинание? Чего делать нельзя? Я не могу позволить себе отрицательный эффект. В общем, хочется уточнить своё поле деятельности и на что, а главное, ради чего я замахиваюсь, затевая этот Клуб?
Спасибо,
с уважением,
Старовотина Жанна
Первоочередной целью для Вас должно быть именно формирование актива, т.е. создание клуба. Когда клуб будет готов, тогда уже можно ставить другие цели. Это может быть и получение прибыли от деятельности клуба и формирование нужного Вам мировоззрения у его участников но, прежде всего Вам надо создать клуб. Если на этапе создания клуба начать ставить другие цели, то образуется много противоречий, и клуб будет создавать трудно, а иногда и просто не возможно.
Содержанием деятельности клуба может быть все что угодно. Вы не указали, вокруг какого товара или каких услуг хотите формировать клуб, поэтому ничего конкретного для Вашего случая сказать не могу. Если брать автоклубы или фотоклубы, деятельность которых мне хорошо знакома, то там участники помогают друг другу в решении вопросов связанных с приобретением определенных товаров или услуг, совместно проводят свободное время, делятся информацией и просто общаются. Но это некоммерческие
клубы. Вам же, по всей видимости, надо создавать коммерческий клуб, в рамках которого можно будет продавать Ваши товары или услуги. Тут все делается немного по-другому. Например, в рамках проекта «Ноомаркетинг» планируется создание бизнес клуба. Его участниками смогут стать все желающие. В рамках этого клуба будет организовано льготное распространение для участников клуба продуктов создаваемых проектом «Ноомаркетинг». Также для участников будут организовываться разные семинары и тренинги.
Кроме того, будет организованы своеобразные кружки взаимопомощи. Это будет реализовано в виде создания возможностей для участников клуба помогать друг другу. Т.е. кто-то организовал или хочет организовать бизнес и у него возникли потребности в каких-либо услугах. Участники этого бизнесклуба смогут предлагать свои услуги друг другу. Это значит, что вступление в бизнес клуб автоматически будет приводить к получению клиентуры.
Относительно отрицательного эффекта. Прежде всего, надо вспомнить слова Маяковского «Я не целковый, чтобы всем нравиться». Это значит, что привлечь в клуб всех просто не реально, да и не нужно. Клуб – это уже дифференцированный маркетинг, т.е. Вы создаете клуб для определенного сегмента, другими словами группы людей. Это значит что отрицательный эффект – потеря некоторой части потенциальных клиентов является неизбежностью. В любом случае будет происходить
фильтрация и в итоге в клубе останутся только те люди, которые в него вписываются. Не стоит бояться этого. Если не хотите терять клиентов, можно создавать несколько клубов под разные их типы.
Что касается процесса создания клуба, то он действительно чем-то напоминает процесс воспитания потребителей. Для начала Вы привлекаете участников в клуб, а потом сопровождаете их по жизни, удовлетворяя их потребности, таким образом, каким считает наиболее выгодным для них. Если говорить о том, ради чего создается клуб, то это, прежде всего формирование своеобразной «тусовки» своих людей, людей близких по интересам и духу. В клубе люди смогут получить не только нужные
им товары, но и нужную им информацию и общение, т.е. клуб это способ удовлетворять «возвышенные» потребности из пирамиды Маслоу.
Поле Вашей деятельности кратко можно обозначить следующим образом:
разработка концепции клуба;
разработка ориганального названия клуба;
формализация клуба (оформление каким-либо образом, либо через регистрацию формальной некоммерческой организации, либо через создание форума в сети Интернет);
привлечение участников;
управление клубом в соответствии с Вашими целями и интересами
Что касается правил и принципов клубной работы, то их можно либо создать заранее, либо сформировать совместно с участниками. Сказать более конкретно можно только при наличии более конкретной информации, ведь правила, и принципы зависят от того, вокруг какого товара или услуги формируется клуб, а также от целей организатора клуба. Просто правил как таковых только для того, чтобы они были, не существует. Любые правила и принципы создаются для реализации каких-то Ваших конкретных
задумок и служат для того, чтобы максимально эффективно их реализовать.
На Вашем сайте нашел несколько статей посвященных HR. Статьи довольно оригинальные. Также большой интерес вызвала статья из Вашей рассылки, которая называется «Как выбрать маркетолога». После их прочтения создалось впечатление, что Вы обладаете определенными навыками в подборе персонала. Если так, то хотелось бы спросить, каким образом лучшего всего осуществлять поиск маркетолога. Компания у меня небольшая. По этой причине ранее необходимость в маркетологе
не ощущалась. Однако после начала кризиса стали проявляется определенные трудности. Поразмыслив, пришел к выводу, что справиться с ситуацией может только маркетолог. Опыта подбора маркетологов нет, и в связи с этим есть некоторая боязнь ошибиться. Что посоветуете?
Серей Сергеевич
Вообще говоря, для того чтобы дать Вам дельный совет необходимо больше информации о Вашей компании. Да и вообще дело это довольно не простое и требует очень серьезного подхода, раз уж Вы не хотите получить кота в мешке. Если же говорить на основании имеющейся информации, Ваша, да и не только Ваша проблема связана с тем, что в связи с кризисом рынок существенно сузился, а значит, клиентов стало не достаточно. В этой ситуации есть два варианта: заняться созданием клиентов либо
же заняться отбиванием клиентов у конкурентов. В первом случае Вам необходим креативный маркетолог, а во втором либо маркетолог переманенный у конкурента, либо маркетолог с достаточно развитым властным инстинктом.