Маркетинг и организация продаж. Статьи Саминского Алексея. Как 'вещь' становится товаром.
Маркетинг микс- “наше все”.
Теперь со стратегических высот мы упадем к основанию
“пирамиды
маркетинга”, и поговорим о, собственно, маркетинге продуктов.
В этом
разговоре мы “поднаберемся терминов” и с этим
набором несколько позже
вернемся к “портфелю продуктов”.
Смысл деятельности маркетинга состоит в том, что нужно иметь
ПЛАН действий, и ПРОГНОЗ результатов.
“Есть ли у Вас план
мистер Фикс?”
План действий по организации продаж, согласно традиции, включает в себя
4 основных раздела:
Что продаем?
Почем продаем?
Где и как продаем?
Как привлекаем покупателя?
Эти четыре пункта и есть великий и ужасный
“маркетинг микс”.
Первым эти четыре пункта сформулировал Маккарти в 60-х годах в
виде знаменитых 4-х “Пи”:
- Product
- Price
- Plaсement
- Promotion
Лотеборн те же 4 пункта рассмотрел с точки зрения покупателя в
виде 4-х “Си”:
Мы в своем рассмотрении последуем за классиками и будем
заниматься маркетингом продуктов в той же последовательности.
Что есть товар?
В мире существуют "просто вещи", камни лежащие на берегу,
чайки парящие в небе, а есть "товары" и это далеко не одно и то же.
Я долго искал хороший вопрос, что бы аудитория на него
“правильно отвечала” так, что бы разница
между "товаром" и "вещью" становилась очевидной и наконец понял, что и
у кого спросить.
Спросим у “кошковладелицы”:
- Ваша любимая кошечка - это товар?
Получим почти запрограммированный ответ:
- Нет! Я никому ее не продам!
- А откуда у вас этот прелестный сфинкс?
- Купила.
Итак кошечка БЫЛА товаром, ее купили, но теперь она не товар,
т.е.
один и тот же объект оказался способным быть или не быть товаром.
Первое требование к вещи для того, что бы она стала товаром-
желание владельца эту вещь продать, такой владелец называется Продавец.
Давайте продолжим наши изыскания.
Заглянем в комнату ребенка и посмотрим на фрукты из пластилина
которые заботливо разложены по “прилавку” и
снабжены умилительными
ценничками, являются ли они товаром?
Опять нет.
А если это фрукты, которые вылеплены рукой Мадонны, заботливо
сохранены ее мамой, и выставлены на аукционе
“Сотби”? Бац! Они вдруг
стали товаром.
Второе требование к вещи, что бы она стал товаром -
существование покупателя, хотя бы потенциального.
То есть для того, что бы на свет появился Товаром, требуется
Вещь, Продавец и Покупатель (смешать но не взбалтывать).
“Что бы
что-нибудь ненужное продать, нужно что-нибудь ненужное купить, а денег
у нас нет..” (с) Кот Матроскин.
Эту фразу очень любят цитировать, но тогда вопрос к
большинству из
нас: “А откуда деньги в наших кошельках, если мы не продавали
ничего
ненужного?”
Являемся ли товаром мы сами? Если подумать, выяснится, что
“вообще-то нет, но, отчасти да”. Мы не готовы
продавать себя целиком,
оптом, но вполне готовы продавать свою жизнь по кусочкам в виде
потраченного времени. Т.е. продавать можно не только
“Вещи” но и нечто
невидимое, например, время.
В действительности, “невидимых” продаж
вокруг очень много, это
разного рода развлечения, советы врачей и адвокатов, страховки и т.д. и
т.п. Такие “невидимки” называются Услуги.
Американский эксперт Линн Шостак (Вице-президент Citibank
(Нью-Йорк), директор по маркетингу Investment Management Group (США))
сделала наблюдение о том, что мы в действительности почти всегда
покупаем комплект из Товара и Услуги, к автомобилю гарантии, к принтеру
программы, к платью примерку и подгонку и
т.д. и т.п.
Этот комплекс из “вещественной и мнимой”
части, будем называть “Продукт”.
Итак дальше мы будем разбираться в подробностях с
“продуктом” и
“покупателем”. Про себя, будем надеяться, мы и без
маркетинга все знаем.
Если у Вас возникли вопросы, пишите по адресу saminsky@mail.ru.
Так же буду рад видеть Вас на своем сайте saminsky.ru
Всего доброго!
Алексей Саминский.