Здравствуйте,
уважаемые! В прошлом выпуске мы закончили разбор маркетинговых инструментов, и я
обещала обзор по всей теме. Однако мне на глаза попалась книга небезызвестного
Джека Траута (Jack Trout) под названием
«Траут о стратегии» (СПб.:
Питер, 2004).
Эта книга является в некотором роде краткой компиляцией других работ Траута. И
сегодня хочу представить Вам небольшой реферат этой книги. На некоторые вещи
стоит обратить особое внимание – они будут выделены
вот так.
Точка зрения Д.
Траута на стратегию отличается от общепринятой (под общепринятой я подразумеваю
то, на чем построены все наиболее популярные учебники по маркетингу, да и моя
рассылка тоже), но решать, что более верно – вам. Со своей стороны, я постараюсь
интегрировать обе точки зрения в обзоре.
Еще в
предисловии автор указывает на то, что «успех связан с наличием правильной,
верной стратегии». Ведь именно она «задает конкурентное направление, диктует
планирование товара, подсказывает, как осуществлять внутренние и внешние
коммуникации и на что необходимо концентрировать внимание».
Там же дается
определение стратегии – «это то, что заставляет вас быть уникальными, и она же –
блестящая возможность зафиксировать вашу уникальность в умах ваших клиентов…»
Название каждой
главы представляет собой постулат, который раскрывается и иллюстрируется
практическими примерами. Всего глав восемь. О чем же речь?
Глава 1. Стратегия есть
основа выживания
– следование стратегии дает возможность выжить в условиях «тирании выбора», т.е.
наличия огромного количества товаров и услуг, а значит, жесткой конкуренции.
Стратегия в таких условиях – это объяснение, «почему покупатель должен совершить
покупку у вас, а не у кого-то из ваших конкурентов», отличительная черта и
преимущество данной конкретной компании / товара.
Глава 2. Стратегия есть
восприятие
– в условиях жесткой конкуренции и огромного выбора очень важным моментом
является позиционирование. «Позиционирование – это самодифференцирование в
сознании потенциального потребителя». Другими словами, это то, как потребители
воспринимают ваш продукт, вашу компанию, вашу марку. Для правильного
позиционирования необходимо помнить пять правил:
- возможности
сознания ограничены
- сознание
ненавидит путаницу, т.е. концепция и сам товар должны быть простыми и
понятными
- разум полон
сомнений, т.е. постоянно возникает вопрос «купить / не купить», а значит,
необходимо постараться сделать концепцию продукта как можно более убедительной
- сознание не
изменяется – очень сложно изменить как общую установку потребителя по
какому-либо вопросу, как и установку относительно продукта, марки
- возможна
расфокусировка сознания – чем больше
у вас различных марок, товарных линий, тем сложнее потребителю воспринять ваш
товар, а значит, он приобретет нечто более специализированное. Важным моментом
здесь является «ловушка линейного расширения», т.е. расширения товарных линий. В
результате такого расширения даже «самая сфокусированная марка, четко
определяющая какой-либо товар или идею», превращается в «расфокусированную,
представляющую два, три или больше товаров и идей». Делается это для «снижения
затрат и принятия торговыми организациями. И постепенно марка… превращается в
ничего не значащее слово». В е было бы не так страшно, если бы не опасность
появления хорошо сфокусированного конкурента, поскольку оный быстро занимает
лидирующие позиции на небольшом, строго определенном рынке, а расфокусированной
марке приходится довольствоваться небольшими долями, но на нескольких небольших
рынках. Таким образом, «специализированная, хорошо сфокусированная марка»
производит гораздо более «сильное впечатление на сознание потребителей», а
значит, лучше продается.
Сюда же,
пожалуй, можно отнести и так называемый “каннибализм марок” – когда у
одной компании есть несколько одинаковых товаров под разными марками, в
результате марка, появившаяся позднее, перетягивает на себя не только
потребителей ваших конкурентов (и это еще хорошо, если она их вообще
перетягивает), но и потребителей вашей собственной старой марки.
Глава 3. Стратегия есть
отличие от других
– успешное позиционирование возможно лишь, если вы нашли способ отличаться от
конкурентов. Как мы говорили в соответствующей теме (стратегии,
ориентированные на конкурентов), есть два способа отличия – цена и
качество, т.е. либо вы предлагаете низкую цену, либо высокое качество.
Однако Д. Траут говорит о том, что «эфемерное нечто под названием “качество” из
дифференцирующего признака превратилось в условие необходимости». А какие же
дифференцирующие идеи предлагает он?
- первенство
– «проще проникнуть в сознание первым, чем пытаться убедить человека в
превосходстве вашего товара над продуктом-первопроходцем». А первопроходцу
необходимо лишь укреплять свою идею
- владение
свойством – под свойством здесь понимается «характеристика, особенность,
отличительная черта», т.е. нужно найти нечто особенное для вашего продукта
- лидерство
– потребители всегда с большим уважением и восхищением относятся к лидеру в
своей области. Лидерство может быть по объему продаж (наш продукт покупают все),
технологическое (у нас постоянно появляются новые разработки, технологии), по
эффективности (наш продукт наиболее эффективен)
- традиции
– «наличие долгой истории… вселяет в людей уверенность в правильности выбора»
- сам товар
– его ингредиенты, путь создания товара (как он создается)
- «горячий»
товар – «если ваш товар находится на пике популярности, об этом должен знать
весь мир», «высокая популярность или более высокий, чем у конкурентов, рост
продаж и являются той силой, что способна поднять торговую марку на большую
высоту»
Глава 4. Стратегия есть
конкуренция
– «изучайте конкурентов. Избегайте их сильных сторон. Используйте их слабости».
Бизнес – это война, и победить в ней можно не с помощью «лучших людей» (т.е.
сотрудников) и «лучших товаров». Победить можно, лишь ориентируясь на
конкурентов – ведь на покупателей ориентируются все.
По Трауту, для
выбора правильной конкурентной стратегии необходимо понимание четырех типов
маркетинговой войны:
-
оборонительная война – ведется лидерами рынков. Это свежие идеи,
новые товары (на смену старым, а не расширение товарных линий!),
блокировка действий конкурентов
-
наступательная война – ведется компаниями №2 или №3 на рынке.
Необходимо, избегая сильных сторон лидера рынка, найти его слабое место и
провести атаку на эту точку, а затем сконцентрировать на ней все свои усилия.
Например, одни из способов – применение технологии нового поколения
- фланговая
война – ведется новыми на рынке или меньшими по размеру компаниями.
Эта стратегия подразумевает выход на неоспариваемую территорию (небольшая, никем
не замеченная ниша) и предполагает элемент сюрприза
-
партизанская война – ведется мелкими фирмами. Главный принцип – найти
достаточно маленький рынок, который такая фирма сможет защищать, т.е. это
стратегия большой рыбы в маленьком пруду
Продолжение -
в следующем выпуске.
При подготовке
данного выпуска использовалась следующая литература:
Джек Траут, О стратегии,
СПб.: Питер, 2004
Ваши вопросы, отзывы, а также пожелания касательно тем, которые Вы хотели бы видеть в рассылке, направляйте, пожалуйста, сюда.