Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

PR глазами маркетолога

  Все выпуски  

PR глазами маркетолога. Кто теперь читатель, а кто писатель?



За последние 30 лет отношения между медиа и их аудиторией существенно изменились.

В 1980-е в России было условно два телеканала и относительно однообразный набор  контролируемых радиостанций и печатных средств массовой информации. Рекламу как инструмент воздействия не рассматривали , и донести ее до читателей, зрителей и слушателей не составляло большого труда: псевдовыбор вынуждал аудиторию потреблять ту информацию, которая до нее доносилась.

В 1990-е появилось множество возможностей для получения и сравнения информации, она стала дробиться и искажаться. Рекламодатели начали задумываться, как донести свое сообщение до разрозненной аудитории, в которой каждый из индивидуумов обладает правом выбора и, собственно, делает свой выбор ежедневно. Медиа в то время становятся нишевыми, стараются найти своего зрителя. Борьба за людское внимание среди СМИ, а также среди рекламодателей обостряется.

Начало XXI века дало людям возможность не только пассивно потреблять информацию, не только выбирать между массой предложений, но и создавать свой собственный контент. За минувшие семь лет пользователи Интернета породили столько информации, сколько вся человеческая цивилизация произвела со времен ее зарождения! Традиционные медиа тоже имеют право выбора — либо использовать получаемую от пассивных прежде слушателей, зрителей, читателей информацию и делиться с ними частью своих прибылей, либо терять аудиторию и с каждым отколовшимся терять также и степень влияния. Рекламодатели следят за увеличением интерактивности и не слишком-то рады ситуации. Ведь один раз договориться с большим СМИ проще, чем со множеством мелких, но амбициозных блоггеров.

Между тем медиа, создаваемые народными журналистами, пускают корни в информационном поле, к ним больше доверия у читателей, потому что «блог ведет „такой же, как я”, обычный человек».

Журнал Time в 2006 году присвоил звание «Человек года» интернет-пользователю как таковому, вынеся на свою обложку зеркальный монитор с надписью You, в которой отражаетесь вы сами, когда смотрите на обложку. Редакция Time тем самым хотела подчеркнуть то, что каждый становится создателем уникального контента, может участвовать в наполнении общего информационного пространства.

Журналисты не могут быть повсюду. А рядовой пользователь может — вооруженный своей любительской камерой или даже телефоном со встроенным фотоаппаратом. Развлекать или информировать людей под силу почти любому, благо фотоаппарат, камера и интернет есть у каждого десятого жителя России. Завести и обновлять блог не сложнее, чем отправлять письма по электронной почте. Появляющиеся в личных дневниках записи, снимки и видео с комментариями часто попадают в «большие» СМИ.

В сотню самых популярных англоязычных медиаресурсов прорвалась дюжина блогов, причем первый из них по количеству ссылок (блог китайской актрисы Сюй Цзинлэй) обгоняет Google News, Forbes и Business Week. В России у блоггера Toster больше 17 тыс. постоянных зарегистрированных читателей, которые оставляют несколько сотен комментариев чуть ли не к каждой записи. А иные блог-сообщества по количеству членов обгоняют известные клубы.

Может быть, поэтому информационное агентство Reuters договорилось с крупными сообществами блоггеров о том, чтобы его собственные новости сопровождались комментариями блоггеров и ссылками на онлайновые дискуссии. А «Ведомости» предоставляют блоггерам возможность вставлять свои красиво оформленные цитаты и собирает их комментарии на страницах онлайновой версии газеты.

Сегодня русскоязычная блогосфера насчитывает свыше 2,8 млн блогов, и их количество удваивается за год. Кто осмелится назвать это явление немассовым? Правда, талант и стиль по-прежнему редки. Поэтому бла-бла-блогов в Интернете больше, чем хотелось бы. Зато нет барьера для тех, кто иначе никогда не сумел бы издать книгу, снять фильм и получить доступ к благодарной аудитории. И у бизнесменов возникают новые возможности для общения со своими настоящими и потенциальными клиентами – напрямую.

Во всем мире политические комментаторы, аналитики и журналисты постоянно посещают страницы интернет-дневников в поисках свежих идей и необычных точек зрения на события. Многие журналисты тоже ведут блоги, а блоггеры со временем могут найти постоянную работу в издательских домах или на радиостанциях. И это здорово: опыт живого общения с читателями меняет привычную модель одностороннего вещания, принятую в СМИ.
 

Некоторые характеристики блогов в сравнении со СМИ

Блоги

Традиционные СМИ

Один автор (как правило), с которым можно общаться напрямую

Множество разных авторов, нет прямого контакта

Независимое мнение автора, авторитетное для читателей

Редакционная политика

Свободный выбор тем

Направленность издания задана форматом

Публикуется информация, интересная автору. Это могут быть слухи

Информация, как правило, проходит проверку перед публикацией

Высказывание мыслей и идей в авторском стиле

Литературная обработка новостей и статей

Моментальная обратная связь с читателями (асинхронная)

Медленная обратная связь или ее отсутствие

Отторжение навязывания, невозможность контроля высказываний

Возможность купить рекламное место, повлиять на редакцию

Попытка навязать неинтересные материалы может быть описана в блоге

Тихое игнорирование неинтересных материалов

Записи в дневник — летопись с метками, по которым легко вести поиск

Уход заметок в архив, сложность поиска в прошлых событиях

Бесплатный доступ к материалам для читателя

Как правило, нужно платить за получение контента

Оперативность, широкая «корреспондентская сеть»

Отставание от событий в силу редакционного цикла, вынужденное использование вторичных материалов, в т.ч. из блогов


В следующий раз мы поговорим о Blogger relations - правилах поведения в изменившейся медиасреде.


Понравился выпуск? Перешлите коллегам. Есть с чем поспорить? Продолжим диалог на blogbook.ru

В избранное