Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

PR глазами маркетолога

  Все выпуски  

PR глазами маркетолога


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выпуск 4

С наступившим вас новым годом, уважаемые подписчики. И, не сочтите такое пожелание за банальность, творческих успехов нем! О том, как их добиться, мы и будем говорить в этой рассылке. 

С момента предыдущего выпуска прошел месяц (фактически две рабочих недели) и число подписчиков существенно выросло. Вот краткая информация для тех, кто подписался недавно. В первом выпуске рассылке описаны ее цель и формат. Каждый выпуск имеет две части: информационную и прикладную. В информационной я, как автор и ведущий, рассказываю о специфике общения с журналистами, отвечаю на полученные письма, веду дискуссию, в прикладной части описываю темы статей, в которых каждый из подписчиков при желании может поучаствовать. Примеры таких тем есть и в первом, и во втором, и в третьем выпуске. В дальнейшем я буду приводить в рассылке и сами статьи, написанные с вашим участием. Ну а теперь - к делу.

Журнал как потребитель статей

Платить за размещение статей своей фирмы в журналах совсем необязательно, если правильно подойти к их написанию

Журнальная статья, как мощный инструмент продвижения, не утратила своего значения с появлением Интернета, как не пропали кинотеатры с появлением телевидения. И судя по всему, такое положение вещей сохранится еще достаточно долго. Один и тот же текст выглядит совершенно по-разному, будучи напечатан на желтой газетной или мелованной бумаге. Психологи подтвердят: верстка, расположение статьи, наличие удачных иллюстраций оказывает не меньшее воздействие, чем новизна и глубина мыслей автора. К этим мыслям просто не отнесутся всерьез, если журнал выглядит “дешево”! И значение этих факторов только возрастает. Сегодня, когда практически один и тот же продукт предлагается многими поставщиками, когда сервис становится практически стандартным, все большее значение приобретает имидж фирмы-поставщика. А восприятие имиджа относится уже скорее к области эмоций, чем рационального, рассудочного выбора. Так что, печатать статьи о своей фирме и ее продукции надо. Правда, готовя статью в журнал, мы сталкиваемся с совершенно новыми и весьма специфическими проблемами.

Нет, когда речь идет о рекламных статьях, так называемых advertorials, все более-менее просто, во всяком случае, на первый взгляд. Рекламную статью печатают за деньги и проблемы тут только в их количестве. Думать о том – напечатают или нет не надо: кто платит, тот и заказывает. Но ведь оплачивать все свои публикации по рекламным расценкам… Это же никакого бюджета не хватит! Вот тут и возникает проблема. Делая обычную рекламу, мы обращаемся иногда к конечному потребителю, иногда к референтной группе, но обращаемся напрямую. Готовя статью в журнал (информационную статью, заметим, не рекламную!), мы фактически становимся на время эдаким “виртуальным сотрудником издания”, а потому не можем не учитывать специфику журнального бизнеса. Мы просто обязаны ее учитывать, иначе наша статья мгновенно будет переведена в разряд рекламных со всеми вытекающими для бюджета последствиями.

Все это означает, что понимание того, как живет издание, как устроен его бизнес может и должно быть использовано компанией.

Чем журналы живы

Удивительно, но читая нашу прессу, то далеко не всегда удается понять, а зачем, собственно, там появилась та или иная статья. Между тем, какие-то проблемы она всегда решает. Хотя бы обеспечения прожиточного (или избыточного) уровня жизни автора. Но шутки шутками, а действительно, зачем пишутся статьи?

Суть журнального бизнеса проста. Любой журнал должен прежде всего привлечь внимание аудитории, тогда он станет популярным, известным и, соответственно, хорошо продаваемым. Но это происходит с любым товаром. Специфика же бизнеса СМИ заключается в том, что основной доход у них на самом деле - “побочный”: от продажи этого самого “привлеченного внимания”, т.е. реклама. Пока (только пока!) нам неважно явная это реклама или скрытая, проплаченная или нет. О тонкостях поговорим немного позже. Пока определим ее как “продажа внимания”.

Итак, первая задача журнала – привлечь внимание аудитории. Сразу же возникают вопросы: какую аудиторию и чем они привлекают? Первый вопрос – это и не вопрос вовсе. Целевая аудитория определяется концепцией журнала, которую разрабатывает или утверждает Учредитель. Концепция журнала недоступна “стороннему наблюдателю”, но, как говорится, шила в мешке не утаишь. Тем более трудно утаить что-то в таком по определению публичном продукте как журнал. Под целевую аудиторию (ЦА) строят формат журнала: периодичность, стиль, сетку, рубрикатор. Тираж тоже, между прочим. Измерить эту ЦА и сравнить издания между собой можно. Специализированные фирмы, например, TNS Gallup Media и другие, выполняют измерения целевых аудиторий различных СМИ и строят соответствующие рейтинги. Полезная вещь! Но не всегда. Такие подходы применимы только для крупных, масштабных проектов, требующих больших бюджетов. Однако согласно закону Парето, крупных проектов, обеспечивающих, впрочем, 80% денежных потоков, немного – всего 20%. А вот с остальными проектами (их абсолютное большинство – 80%), с этими трудноизмеримыми, нерейтингуемыми отраслевыми и региональными изданиями и приходится работать большинству рекламодателей. Причем, вся эта масса небольших журналов так или иначе находит своих читателей. Они выполняют очень важные функции: заполняют информационные ниши и обеспечивают тем самым единство информационного пространства. Кстати, на развитом рынке США именно региональные деловые издания, распространяемые в Штате, а часто и просто городские, образуют абсолютное большинство. На федеральном уровне работают всего три (!) действительно массовых издания.

Чем журналы привлекают читателя?

Что же делают журналы для привлечения аудитории? Какие инструменты и приемы используются для этого?

Прежде всего попробуем ответить на вопрос: “Чем журнал отличается, например, от альманаха?” Формально они довольно похожи: и тут, и там публикуются статьи. Наличие новостной рубрики, фактически обязательной для журнала, не является критическим отличием. Существенных отличий по способу привлечения внимания аудитории два:

  • актуальность информации должна соответствать периодичности журнала
  • журнал, в отличие от альманаха, предполагает регулярное чтение. Для этого разрабатывается рубрикатор, верстка выполняется таким образом, чтобы и сам журнал, и отдельные рубрики были узнаваемы.

Если первое требование – скорее техника журнального дела, необходимое условие профессиональной работы редакции, то второе напрямую относится к инструментам “привлечения внимания”, а точнее, его удерживания. Разберем эти приемы подробнее.

Требование соответствия актуальности новостных материалов и периодичности выхода журнала означает, что еженедельник, а тем более, ежемесячник должен публиковать не просто сообщения о событиях, а всегда сопровождать их хотя бы небольшим анализом. Большие статьи, разумеется, могут, да и должны содержать более “долгоиграющие” материалы. Однако и тут журнал обязан учитывать скорость реакции рынка на происходящие события. Чем быстрее должна быть реакция, тем меньше должна быть периодичность. Для пишущего автора – это прямое указание к действию: такую зависимость надо учитывать при выборе темы статьи. Не всегда ведь удается написать нечто нетленное во все времена. Но вовремя напечатанный, пусть и небольшой, анализ способен принести много пользы читателю и, соответственно, повысить значимость журнала в его глазах. Что и требуется.

Периодичность, узнаваемость журнала имеет огромное значение. Не случайно же в последнее время такой популярностью пользуются телевизионные сериалы.

Каждый журнал разрабатывает для себя непохожий на других макет обложки, сетку, использует несколько видов верстки для разных рубрик. Разумеется, материалы журнала, их стиль, формат, также индивидуальны.

Многие рубрики обычно имеют постоянных авторов с индивидуальным стилем (часто это реализуется в виде авторских колонок или страниц). Собственно, именно это и привлекает: индивидуальность, особенность. Каналы коммуникации переполнены и чтобы выделиться из ряда надо быть не таким как все. Отсюда следует важный вывод: надо суметь одновременно решить практически исключающие друг друга задачи, т.е. вписаться в стиль журнала и быть “не как все”. Это трудно, но возможно, особенно если учитывать при этом особенности целевой аудитории издания.

Ну и, разумеется, необходимо всегда иметь в виду, что журнальный бизнес, как и любой другой, должен решать все те же классические задачи: привлекать новых клиентов и удерживать старых.

В нашу задачу не входит детальное рассмотрение журнального бизнеса, поэтому нас сейчас совершенно не интересуют способы продвижения журналов на рынок, применяемые ими для этого инструменты. Нас интересуют свойства журнала, как рыночного продукта. Свойства, которые способствуют решению указанных задач: привлечения новых читателей и рекламодателей и удерживания старых.

УТП в журнальном деле

Следующий вопрос: чем журнал привлекает новых читателей? Прежде всего своим уникальным позиционированием. Практически любой журнал – это сложный продукт, чем-то отличающийся от конкурентов. Лобовой конкуренции между товарами аналогами, как это бывает, например, на рынках FMCG, тут практически не встретишь. Каждый журнал ищет свою, только свою аудиторию и находит ее. Для этого используется все: уникальный подбор рубрик, стиль написания статей, иллюстрации и т.д. Часто важен “географический фактор”. Например, “Нижегородская деловая неделя” имеет аналоги с точки зрения формата. Но ни один из них не выходит в Нижегородской области. Соответственно, в Нижнем Новгороде журнал уникален. Для читателей же других регионов он не так интересен – ведь описываемые события редко влияют на рынки других регионов, упоминаемые в журнале фирмы оперируют, как правило, только в пределах своего региона.

Образуя уникальное сочетание материалов, журнал строит “ловушку” для нового читателя. Добившись контакта, журнал делает его своим постоянным читателем – ведь только такой читатель может считаться постоянным покупателем, т.е. подписчиком журнала. Главный параметр, характеризующий специфику журнала как товара – это периодичность, предусматривающая не однократное, а систематическое употребление. Заметим в скобках, что бесплатность издания, например, рекламного, ничего в этой схеме не меняет. Просто продаются не сами материалы, а внимание читателей. Но продаются периодически! Иначе журнал превращается в справочник, а это уже совсем другой формат и другой товар. Таким образом, первый способ привлечения новых читателей – это создание уникального набора материалов.

В этом уникальном наборе должна найтись “гвоздевая” или “ударная” рубрика, одна или несколько, для каждой важной для журнала группы читателей. Это могут быть “полезные советы”, новости рынка или компаний, часто интервью с известными в бизнесе людьми, статьи, описывающие эффективные бизнес-схемы, иногда – юмористические страницы и т.п. Таких “потенциально гвоздевых” рубрик обычно несколько – ведь никогда нельзя знать, на какую именно среагирует читатель. Наличие ударных рубрик – это второй способ привлечения новых читателей.

Третий способ – публикация в журнале известных читателю авторов: журналистов, специалистов. Соответственно, ставя перед собой цель опубликовать статью в том или ином журнале, надо отдавать себе отчет, что в случае первой публикации планка качества материала, выставляемая редакцией, будет выше. Впрочем, тут как везде: отношение к постоянным партнерам иное, чем к незнакомым.

Четвертый способ – это стиль. Не все журналы могут похвастаться наличием собственного стиля. Он достигается сочетанием целого ряда факторов: подачей авторских материалов, иллюстративным рядом, дизайном обложки и внутренних полос. Словом – стиль, что тут говорить. Бессмысленно и даже вредно предлагать академическому и “светскому” журналу одну и ту же статью. Приходится готовить ее каждый раз заново, учитывая специфику стиля, оформления, структуры. Например, наличие врезок, т.е. небольших текстов, иллюстрирующих статью, но не связанных с нею лингвистически, может быть практически обязательным для одного издания (“Секрет фирмы”), использоваться от случая к случаю (“Эксперт”) или не использоваться вовсе (“Практический маркетинг”). В последнем случае, впрочем, с редакцией обычно легко договориться, если речь идет о достаточно большой статье.

Старый друг лучше новых двух

Основной инструмент удержания журналом своих читателей, как это уже было описано выше – это повторяемость тем, обязательная наполняемость основных рубрик в каждом номере. Содержание журнала должно быть “прогнозируемым”, как ни странно это звучит. Открывая новый номер, читатель должен знать заранее, что увидит там знакомые рубрики, знакомых авторов, знакомое оформление.

Вместе с тем, читатель рад будет увидеть и новые имена. Любой журнал стремится к открытию новых, малоизвестных авторов, вписывающихся в общую структуру издания и его стиль. Этому есть два простых объяснения: любая фирма, и журнал тут не исключение, должна выводить на рынок новые продукты – это один из законов рынка. Вторая причина, по которой журналы охотно будут сотрудничать с новым автором – небольшая величина гонорара, который надо платить неизвестному пока автору. Подобный прием, кстати, широко используется в бизнесе. Есть фирмы, смысл бизнеса которых заключается в поисках и раскрутке новых имен. Особенно это характерно для шоу-бизнеса. Ну а журналистика, в т.ч. и деловая, во многом действует по тем же законам. Причем, оборот такого бизнеса может быть нешуточный, что ярко продемонстрировал Олег Тиньков, создавший брэнд “Дарья”, а затем продавший его.

Наиболее важные с точки зрения удержания “своего” читателя рубрики и типы материалов – это:

  • Описание бизнеса конкретных компаний (часто в форме интервью с их руководителями)
  • Статистические материалы и обзоры рынков
  • Новости рынка. Актуальность последних, как мы уже говорили, соответствовать периодичности выхода журнала.

И конечно, очень хорошо для журнала (редакции это хорошо понимают!) появление в нем “концептуальной”, проблемной статьи. Скажем, написал же Джек Траут в “Advertising Age” несколько статей о позиционировании, о них вспоминают и теперь, спустя 20 лет. Разумеется, вряд ли стоит рассчитывать создать нечто подобное, но назвать подобные примеры в качестве цели, к которой надо стремиться, необходимо.

Рубрики, содержащие полезные сведения”, имеют несколько целей. Они хороши и удержания старого читателя, и для привлечения нового. Ведь он, читатель, никогда не знаешь, какой полезный совет ему дадут в новом номере, однако то, что он будет полезным, читатель уже знает (журнал должен быть предсказуем!).

Плохо в этих рубриках только одно: их польза всем известна, они есть во всех журналах, а потому поддерживаются исключительно в силу установившегося порядка. Надо учесть, правда, что как правило, редакция уже имеет сотрудника (штатного или внештатного), который такую рубрику ведет. С ним-то и надо будет налаживать контакт, если оригиналшьные материалы по разным причинам не включают без изменений. Впрочем, использование “полезных советов” не в виде самостоятельного продукта, а в виде фрагмента большой статьи тоже может быть заинтересовать редакцию.

Тема “советов” полностью зависит от направленности журнала и его целевой аудитории. Например, журналы, ориентированные на розничные магазины, охотно публикуют советы мерчендайзера. Юридические рубрики типа “вопрос-ответ” есть почти во всех журналах для малого бизнеса и т.д.

Итак, мы рассмотрели основные способы привлечения внимания читателей, используемые журналами. Теперь посмотрим как и в какой форме можно “продать” это внимание.

То, что нам мешало, то нам и поможет

Форма продажи внимания (прямая реклама, скрытая реклама, product placement, “пиаровские” статьи и т.д.) для нас сейчас не важна – пусть это беспокоит сотрудников редакции, отвечающих за сбор рекламы. Однако понимать, что в предлагаемые нами статьи могут быть использованы и в этих целях очень полезно: ведь подобные детали повышают ценность статей для редакций. А значит и вероятность публикации растет.

Типичный прием, применяемый журналами для повышения интереса рекламодателей к данному номеру – это тематический “спецвыпуск”, чаще оформляемый как “тема номера”. Реализуется это в виде блока статей, посвященных той или иной теме. Иногда таких тем может быть несколько в одном номере. Например, “Эксперт” регулярно выпускает спецвыпуски, фактически “журнал в журнале”, посвященные автомобилям, IT-технологиям, консалтингу, страхованию. Иногда в одном номере “Эксперта” встречаются два таких спецвыпуска. “Компания” специализируется на нескольких отраслях: “Банки”, “Страхование” и др. План таких спецвыпусков или тем номера обычно составлятся на год вперед и, выбирая тему статьи, на него можно ориентироваться. Понятно, что статья “в тему” имеет больше шансов “пройти” в печать.

Для сбора рекламы очень хороши обзорные статьи, особенно сопровождаемые статистическим материалом. Как мы уже говорили, статистика всегда привлекает внимание читателей. Это понимают все, в т.ч. и рекламодатели. Поэтому возможность продать рекламное место рядом с такой статьей больше. То же можно сказать и об обзорах рынка. К тому же в таких обзорах неизбежно упоминаются фирмы, как правило, из числа лидеров рынка. Нельзя сказать, что такие упоминания всегда оплачиваются, однако предложение (оферта) на их оплату от редакции следует почти всегда. Возможность сделать такое предложение имеет для редакции ценность, что также повышает шансы статьи “обзорного” формата пройти в печать.

Наконец, рекламные кампании во многих отраслях сезонны, как сезонен спрос на продукты этих отраслей. Потребление пива, минеральной воды, мороженого летом существенно выше, соответственно больше и рекламные бюджеты мае-июле. Следовательно, о рынке мороженого лучше писать именно в это время, а не зимой. Оборудование для производства молока особенно активно продвигают ранней весной, когда потребители этого оборудования – молочные комбинаты – активно заняты его поиском. Вывод для авторов очевиден. Кстати, редакции прекрасно знают об этой сезонности и охотно подскажут наиболее актуальные темы. Заметим однако, что все это касается только тем в неспециализированых изданиях. О том же молочном оборудовании в ежемесячном журнале “Молочная промышленность” пишут круглый год.

Таким образом, найти взаимопонимание с редакциями вполне возможно, если статья будет способствовать привлечению внимания читателей к самому изданию, а лучше, если одновременно поможет изданию продать это внимание в виде рекламы.

_____________________________________________________________

Теперь - обещанная прикладная часть.

Тема. Исследования рынка, проводимые производителями пищевого оборудования.

Проблема. Исследование рынка своими силами довольно сложно, у производителей оборудования редко есть квалифицированные кадры для этого. А нужны ли вообще такие исследования? Если да, то как они реально проводятся? Неважно самостоятельно или с участием стороннего агентства или фрилансеров.

Что необходимо. Примеры реальных ситуаций, в которых фирма-поставщик оборудования проводила исследования. Кстати. Исследования на выставке - это тоже исследования.

Какие фирмы необходимы в качестве источников информации. Поставщики оборудования или материалов. 

Отраслевая привязка. Пищевая отрасль. Но если ваша фирма работает в другой отрасли, то ваша информация с высокой вероятностью также может быть использована.

Формат необходимых материалов. Он не задан жестко. Расскажите о своей ситуации в любой форме. При необходимости всегда можно что-то уточнить.

Гарантии публикации. Твердых гарантий попадания в статью, естественно, нет. Единственно, что я, как автор, могу обещать, так это то, что я буду стараться максимально бережно относиться к вашему времени. И максимально полно использовать полученные материалы.

Аутентичность конечного текста. Очень важный вопрос. Журналисты известны своим наплевательским отношениям к точности. Но это плохие журналисты. Как того и требует закон, я всегда направляю на согласование авторам соответствующие цитаты. Иногда, правда, не удается дозвониться-достучаться, вечно поджимают сроки, но тенденция очевидна. Да и цитаты стараюсь вставлять без изменений.

Издание, для которого готовится статья. Отраслевой деловой журнал. 

Что надо сделать? Прислать мне описание своей ситуации, которая соответствовала бы приведенной выше теме, ваши мысли на эту тему и т.п.

Автор рассылки Дмитрий Фролов dfrolov@garnet.ru


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: marketing.frolov
Отписаться

В избранное