Системный подход к развитию управляемой системы качественных продаж. Подробнее
Добрый день, Уважаемый подписчик.
Один из шагов при переходе на более прогрессивный тип дистрибуции — оптимизация товарного портфеля организации. Сегодня мы проанализируем возможные стратегии и критерии этой оптимизации. Нас спрашивают:
Добрый день. У нас в прайсе около 800 позиций, с которыми работает ТП в каждом регионе. По моим данным кол-во позиций продаваемых одним ТП не должна превышать 600. Так ли это? Также интересует вопрос - какая должна быть ликвидность 1-й позиции, если брать в соотношении к общему обьему продаж?
Свои рекомендации дает Геннадий Хижняк, консультант по внедрению технологий Качественного Построения Дистрибуции:
Как определить оптимальное кол-во SKU в прайсе?
В обсуждении этого вопроса «сломано немало копий». Какое же оптимальное количество SKU в прайс-листе у ТП?
Но что такое оптимальное количество? Перефразирую вопрос: «Оптимальное для решения каких задач?» Какую задачу решает Ваша организация сегодня, для кого существует Ваш бизнес? Более подробно об этом — в статье "Дистрибутор в пути". Если коротко, то:
Бизнес направлен «на служение розничным ТТ».
В этом случае главная задача дистрибутора – предоставить для основного потребителя услуги (РТТ) максимально широкий ассортимент ликвидного, востребованного конечным потребителем товара. Выполняя данную задачу дистрибутор находясь в постоянном поиске этого продукта стремительно расширяет свой прайс – лист (не редки случаи, когда количество SKU достигает нескольких тысяч).
Бизнес направлен «на служение производителю».
В данной ситуации задача дистрибутора может иметь несколько вариантов и, соответственно, отличные «оптимальные размеры прайс-листа»:
1. «Продай что и сколько нужно! (Выполни план любой ценой!)» В данной ситуации дистрибутор вынужден концентрировать внимание на сотрудничестве с наиболее значимыми для него производителями, безжалостно сокращая ассортимент тех производителей, которые «не приоритетны». Это приводит к сокращению ассортимента до 200–400 SKU (в зависимости от количества ключевых производителей и ширины их ассортимента).
2. «Обеспечь количественную и качественную дистрибуцию на территории», или «Продавай как надо». Построение качественной дистрибуции как услуга означает обеспечить постоянное наличие необходимого ключевого ассортимента в соответствующих сегментах розницы. Сама формулировка «ключевой ассортимент» и «соответствующий сегмент» подразумевает, что дистрибутор продает не «ВСЕ и ВЕЗДЕ», сфокусирован только на наиболее важных для производителя SKU. Фокус внимания
ТП «сужают еще больше». Ключевыми не могут быть все, это порядка 15 – 30 позиций (вспомните правило Парето). Общее количество SKU в прайсе также уменьшается. Сам производитель в данном случае уже сокращает свой прайс-лист, избавляясь от «неликвидных позиций». Причин несколько:
Содержание остатков готовой продукции, а также сырья и материалов для «низколиквидной продукции» — замораживание оборотных средств.
Эффективное управление производственными мощностями требует либо сокращения ассортиментной линейки, либо дополнительных инвестиций в основные средства.
Большой прайс «размывает» внимание ТП.
Основанием для принятия решения о выведении из ассортимента какого-либо SKU является широко применяемый АВС-анализ. Применение этого инструмента даст ответ на Ваш вопрос о «ликвидности позиции». Важно отметить, что базой для проведения АВС-анализа является не «ликвидность» позиции, а ее «маржинальность», т.е. какой валовый маржинальный доход генерируют продажи этой позиции.
Резюме
«Оптимальное количество» SKU в прайсе торгового представителя для различных компаний может быть разным. Зависит это от того, какую задачу решает компания.