Алекс Левитас <<Как правильно писать деловые письма>>
Ошибки в составлении делового письма. Алекс Левитас НЕ копирайтер. Но посмотрите как он в пух и прах разбивает штатного (наверное) копирайтера (автора) электронного письма.
Восхищаюсь Алексом все больше и больше. Его комментарии синим курсивом, остальное выдержки из письма.
«Получил деловое предложение от некоего книжного интернет-магазина. Отличный пример того, как не надо писать деловые письма. Можете потренироваться на нём в поиске ошибок. Взгляните на текст письма - и напишите в комментариях, какие грубые и мелкие ошибки Вы видите в этом письме.
Давайте посмотрим, в чём были ошибки автора письма. Там есть ошибки как явные, так и менее очевидные. Разберём письмо по строчкам:
> Subject: Сотрудничество
Заголовок ни о чём, поэтому первым делом наводит на мысль о спаме. Письмо получает -1 балл ещё до того, как начинаешь его читать.
> Здравствуйте!
Безличное образение. Тоже типичный признак спама - либо банальное отсутствие хороших манер. Ещё -1 балл.
> Мы хотим предложить вам сотрудничество с вашей интересной
> и популярной рассылкой http://subscribe.ru/archive/marketing.levitas/
Не указано ни название рассылки, ни её тематика - никаких признаков того, что автор письма её если не читает, то хотя бы пролистал. Только общие слова. Подозрение в том, что это спам, только укрепляется. Ещё -1 балл.
> Я - представитель книжного магазина ********.ru, который осуществляет
> продажу различной литературы разнообразных тематик. У нас большой ассортимент
> и низкие цены.
По количеству общих слов и отсутствию конкретики очень похоже на мой пример с семинара «Секреты увеличения прибыли»: «Мы предлагаем Вам должное количество надлежащего материала по доступным ценам, в разумные сроки и на эксклюзивных условиях». Только на семинаре-то я объясняю, как не надо писать... Неужели не нашлось
ни единого хорошего слова для своего магазина, ничего конкретного, за что его можно было бы похвалить, в чём он превосходит бы другие магазины? Ещё -1 балл.
> Мы хотим предложить вам сотрудничество нескольких видов:
> 1. Мы подготавливаем по теме вашей рассылки 5 книг с рецензиями,
> картинкой и партнерской ссылкой на покупку каждой книги.
Наконец-то в письме появилась хоть какая-то конкретика. Давайте посмотрим, что же мне хотят предложить.
«Мы подготавливаем по теме вашей рассылки» - опять непредметно. Я только укрепляюсь в мнении, что мою рассылку даже не открывали, поэтому не могут назвать даже её тематику. Ещё -1 балл.
«Мы подготавливаем 5 книг с рецензиями, картинкой и партнерской ссылкой» - в принципе, идея хорошая: мне предлагают сделать всю работу за меня, так что мне самому будет достаточно лишь нажать Ctrl-C и Ctrl-V, чтобы заработать деньги. Это однозначно +1 балл. Может быть, даже +2 балла. Правда, я принципиально публикую только
свои рецензии, но если бы не это, идея дать готовую рецензию была бы удачной.
> Вы получаете 12% от стоимости проданных книг, что составит
> очень неплохую сумму.
А вот тут есть два прокола.
Один из них очевидный - непонятно, что значит «очень неплохую сумму». Кому-то и 100 рублей - хорошие деньги. Ещё -1 балл.
А вот чтобы понять второй прокол, надо хотя бы чуть-чуть знать ситуацию с книжными магазинами. У каждого из них есть своя партнёрская программа - и они предлагают лучшие условия.
Например, «Болеро» пишет: «Вы размещаете специальную ссылку на товар, нажав на которую, пользователь попадает сразу в нашу корзину с этим товаром. В этом случае Вам начисляется 12% от стоимости товара и 5% от стоимости всех остальных товаров оплаченного заказа.»
А вот предложение от «Колибри»: «Вам будет выплачено 15% от стоимости всех товаров в заказе, сделаном по Вашей рекомендации со страницы с полным описанием любого конкретного товара.»
Иными словами, мне предлагаются куда худшие условия партнёрства, чем в других книжных магазинах. И нет ничего, что компенсировало бы слабость предложения. Ещё -1 балл.
И, кстати, упомянутые выше «низкие цены» в данном контексте - скорее недостаток, чем преимущество.
> 2. Мы бесплатно предоставляем вам интересующие вас книги,
> а вы по мере прочтения пишите о них в своей рассылке с ссылкой
> на покупку в нашем магазине.
Идея интересная, но вот предложения процентов здесь нет - только предложение книги бесплатно, чтобы я в обмен на это рекламировал книжный магазин. Это слабое предложение: мне хотят заплатить за рекламу в моей электронной газете на аудиторию в 120,000 подписчиков - 300-400 рублей, да и то не деньгами. Как Вы думаете, привлекательно звучит?
> 3. Другие способы сотрудничества по договоренности.
Что это означает? Мне хотели что-то предложить? Или что-то спросить? Не понимаю...
> Если вы согласны, просим ответить и уточнить какой вариант сотрудничества вас устраивает.
И в конце - ни «До свидания», ни подписи, ни должности, ни даже имени. Дурные манеры - и в то же время снижает доверие к самому магазину (хотя куда уж дальше его снижать?). Ещё -1 балл.
Плюс к этому добавлю ещё и косноязычность и безграмотность автора письма: он «не знаить падежов», пишет «Вы» с маленькой там, где уместно писать с большой и т.п. А уж за то, что он сделал с запятыми, он и вовсе должен на них жениться. Само по себе это не катастрофично, но всё-таки от работника книжного магазина
ожидаешь хорошего владения языком.
Заметьте, господа - это типичные грабли, на которые наступают авторы многих коммерческих предложений. Если бы они только задумывались над элементарными, в сущности, вопросами:
Соблюдаю ли я минимальные требования этикета при переписке?
Даю ли я понять адресату, что это личное письмо, а не спам-рассылка?
Демонстрирую ли я отличие своей фирмы от всех прочих?
Привлекательно ли для адресата моё предложение - как само по себе, так и по сравнению с другими предложениями?