Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Николай Рерих - певец вершин

  Все выпуски  

Николай Рерих - певец вершин


Служба Рассылок Subscribe.Ru
                    НИКОЛАЙ РЕРИХ - ПЕВЕЦ ВЕРШИН
                            Выпуск   9

                Здравствуйте, уважаемые читатели!
          Рада приветствовать вас на страницах рассылки
               "Николай Рерих - певец вершин".


Рассылка посвящена литературному и философскому наследию Н.К. Рериха и его семьи.
Она предназначена для тех, кто хочет больше узнать
о жизни и творчестве этой знаменитой семьи.
Предполагается публикация литературно-философских эссе и белых стихов,
принадлежащих перу живописца,
философских трудов его супруги Елены Ивановны
и старшего сына Юрия, статей,
посвященных их творчеству, биографии.
Будут публиковаться наиболее интересные выдержки
из изданных и еще не изданных произведений авторов,
пишущих на темы Живой Этики и теософии,
тематические подборки, ответы на вопросы читателей
и справочные материалы.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Милые женщины! Поздравляю Вас с празником любви и весны! Пусть
эта весна принесет вам счастье и радость!

В этом выпуске:
- продолжение статьи Л.В. Шапошниковой "Учителя";
- продолжение биографических очерков о Н.К. Рерихе.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
                     Л. Шапошникова
                        "УЧИТЕЛЯ"

                 2.  Р Е А Л Ь Н О С Т Ь

     В дневниках  Николая  Константиновича  Рериха,  велико-го русского художника,
ученого и путешественника,  писанных им в 1923-1928 г.г. на маршруте Центрально-азиатской
 экспедиции  и  в  последующие годы,  мы находим моменты, которые носят загадочный
и неясный характер.
     "Из-за Си-Шаня  сверкает  великолепная  Венера.  Знаем,  откуда и через
какую долину и поверх каких снеговых вершин смотри-те Вы  в  часы вечера. Глядим
 на  звезду,  а  слышим  шум  деода-ров и все предночные  голоса и звучания горные".*1O*
     "Сегодня приняли важные решения. Есть сообщение".*11*
     "Много смятения и ожидания. Но все-таки не отложили отъезда. Е.И. напряженно
стоит у притолоки и говорит: Жду, как разрешит все Тот, кто все разрешает. А
тут и телеграмма".*12*
     "Среди дождей  и  грозы  долетают самые неожиданные вести.  Такое насыщение
пространства поражает.  Даже имеются вести о  проезде  здесь Учителя (Махатмы)
сорок лет тому назад".*13*
     "К вечеру двадцать восьмого прискакал Ч. с мечом и кольцом".*14*
     "Конец июля.  Иду  радостно  в бой,  "Lapis Exilis" - "блуждающий камень".*15*
     "И в  другом месте экспедиция была в самом безвыходном положении. Можно
было ждать лишь  чего-то  необычного.  В  самый  трудный  момент пришло все разрешающее
известие".*16*
     Много позже  исследователям,  занимавшимся  творчеством   Рериха, стало
известно,  что  эти,  как  бы  выпадавшие из контек-ста дневников факты, относились
к контактам Николая Константинови-ча и Елены Ивановны с их   Учителями.   Мы
  ощущаем  присутствие  Учителей  не  только  в рериховских дневниках и очерках,
 но и ви-дим их на его картинах. "Тень Учителя, "Fiat  Rex",  "Сожжение тьмы",
 "Гуру-гури Дхар",  "Сокровище гор", "Приближение Учителя" - все они повествуют
об  Учителях,  об  их космической миссии  на нашей планете.  Тень,  отпечатавшаяся
на скале, люди в белых длин-ных одеждах,  выходящие в тьму ночи,  прозрачное
тело человека, стоящего  на  скале,  сверкающая аура и лучи,  струящиеся из пред-плечий
у другого,  призрачная фигура  высокого  всадника  на  фоне предрассветных гор,
мерцающие кристаллы у входа в освещенную пеще-ру, в которой о чем-то совещаются
люди в древних одеждах...
Связь Е.И.  и  Н.К.Рерихов  с  Учителями  началась еще за-долго до поездки супругов
в Индию.  Вот что пишет об этом П.Ф.Беликов,  один из
серьезнейших исследователей  жизни  и  творчества  Рерихов:  "Примерно между
19O7 и 19O9 г.г.  Елена Ивановна имела Видение, потрясшее все ее существо. Вечером
 она  осталась  одна  (Николай Константинович был на каком-то совещании) и рано
легла спать.  Проснулась внезапно от  очень яркого света  и увидела в своей спальне
озаренную ярким сиянием фигуру человека с необыкновенно прекрасным лицом.  Все
было  насыщено  такими сильными вибрациями,  что  первой  мыслью  Елены Ивановны
была мысль о смерти. Она поду-мала о маленьких детях, которые спали рядом в комнате,
о том,  что  перед смертью не успела дать нужных распоряжений.  Однако вскоре
мысль о смерти отступила,  заменилась необычным,  ни с  чем  не сравнимым ощущением
присутствия Высшей силы".*17*
В одном   из    удивительных    своих    стихотворений    Николай Константинович
в   аллегорической   форме   описывает  та-кое  общение. Стихотворение, созданное
в 1918 г.  в Карелии,  на-зывается "Властитель ночи".
     "Должен Он придти - Властитель ночи. И невозможно спать в юр-те на мягких
шкурах. Встает Дакша  и  встают  девушки.  И   засве-чивают   огонь.   Ах, томительно
ждать.  Мы  его  призовем.  Вызо-вем.  Огонь желтый,  и юрта золотая, и блестит
 медь.  Начинается  колдовство.  Пусть  войдет  Он, желанный. Придет  ведунья.
 И за-жжет травы.  И вспыхнет зеленый огонь. Надежда! И ожидание.  Но молчат
тени,  и нейдет Он.  Ах,  бессильны добрые слова. Пусть  войдет та,  злая.  И
бросит красные  травы.  И  заволочет туманом стены. И вызовет образы. И духи
возникнут. Кружитесь. И летите в пляске. И обнажитесь.  Откройтесь.  И  мы  удержим
 образы  воз-никшие.  И сильнее образы, и багровее пламя. Ах, приди и останься.
И потянулась и обняла пустое пространство. Не помогло красное пла-мя. А вы все
уйдите. И оставьте меня.  Здесь душно.  Пусть тухнет огонь.  Поднимите  намет.
Допустите воздух сюда. И вошла ночь.  И открыли намет.  И вот она стоит на коленях.
Ушел приказ. Ушло   волхование.  И  тогда пришел Он,  Властитель.  Отступила
Дакша, замирая.  И опустилась. Он уже здесь. Все стало просто. Ах, так
проста ночь.  И проста звезда утра. И дал Он власть. Дал силу. И ушел. Растаял.
Все просто".
Да, все  просто.  Все  должно  быть  естественно.  Никакой магии, никаких искусственных
приемов.  Откинут золотисто-желтый полог юрты. В проеме, на  фоне  синевы  наступившей
ночи стоящая на коленях женщина. Переливаются золотом  шелка  одежды,  по  пле-чам
 рассыпались  длинные волосы. Она  вся устремлена куда-то в ночь,  страстно вызывает
кого-то из этой ночи.  А за пологом юрты карельский пейзаж - заснувшее озеро
с плывущими по  нему  острова-ми.  Эту  картину,  которая тоже называется "Властитель
ночи", Ре-рих написал в том же 1918 г. в Карелии.
     Карелия, надо сказать, была чрезвычайно важным этапом в общении с Учителем.
Тема эта проходит через цикл карельских стихов Рериха, через его картины.  Те
и другие, написанные в период 1916-1921 г.г. содержат богатейшую информацию о
духовно-энергетических контактах с Учителем:
                      Твоя благодать наполняет
                      руки мои. В избытке льется
                      она сквозь мои пальцы. Не удержать
                      мне всего. Не успеваю различать
                      сияющие струи богатства. Твоя
                      благая волна через руки льется
                      на землю. Не вижу, кто подберет
                      драгоценную влагу? Мелкие брызги
                      на кого упадут? Домой не успею
                      дойти. Изо всей благодати в руках
                      крепко сжатых я донесу только
                                 капли.*18*
     И еще:
                      Как увидим твой лик?
                      Всепроникающий лик,
                      глубже чувств и ума.
                      неощутимый, неслышный,
                      незримый. Призываю:
                      сердце, мудрость и труд.
                      Кто узнал то, что не знает
                      ни формы, ни звука, ни вкуса,
                      не имеет конца и начала?
                      В темноте, когда остановится
                      все, жажда пустыни и соль
                      океана! Буду ждать сиянье
                      Твое. Перед Ликом Твоим
                      не сияет солнце. Не сияет
                      луна. Ни звезды, ни пламя,
                      ни молнии. Не сияет радуга,
                      не играет сияние Севера.
                      Там сияет Твой лик.
                      Все сияет светом Его.
                      В темноте сверкают
                      крупицы Твоего сиянья,
                      и в моих закрытых глазах
                      брезжит чудесный Твой
                                            свет.*19*

Ощущения присутствия,  которые  испытывали  и  Елена  Ива-новна  и Николай Константинович,
 относились к тонким восприятиям,  без которых не мог бы состояться контакт с
Учителем.  Как бы в подтверждение этого или даже в ответ на эти ощущения Учитель
 дал  чуть  позже  сильное  и яркое поэтическое  осмысление  взаимодей-ствия
 Учителя  - Космического Иерарха с Мирозданием.  Читая эти строки,  мы можем
 себе  представить энергетический диапазон тако-го взаимодействия, его всепроникаемость.
                     Когда капля дождя стучится в
                     окно - это Мой Знак!
                     Когда птица трепещет -
                     это Мой Знак!
                     Когда листья несутся вихрем -
                     это Мой Знак!
                     Когда лед растопляет Солнце -
                     это Мой Знак!
                     Когда волны смывают душевную скорбь -
                     это Мой Знак!
                     Когда крыло озарения коснется смятенной
                     души -
                     это Мой Знак!
                     Считайте ступени, когда идете ко храму,
                     ибо
                     каждая седьмая ступень
                     несет Мой Знак!
                     Когда явите новое понимание
                     Моему Знаку, увидите сверкание
                     зарницы миров.
                     Дверь вам открыл, но войти можете
                                 только сами.*2O*

     Все это вместе взятое - и легкие касания,  и прорываю-щиеся сквозь Космос
отдельные слова,  и знаки,  указывающие на Вы-сокое Присутствие, Рерих определил
словом "Зов".
     Реальная встреча Елены Ивановны с  Учителем  произошла  поз-же,  в 192O
г.  -  в  Лондоне,  куда  Николай Константинович прие-хал со своей выставкой.
Она увидела Его у  ворот  Гайд-парка.  На  нем  была  форма офицера англо-индийской
 армии.  Он был высок,  а Его удлиненной формы глаза излучали спокойную силу
и  как  бы  притягивали  к  себе.  Елене Ивановне они напоминали глаза подвиж-ников
и святых. Ей показалось, что она где-то  уже  видела  этого   человека.   Она
  замедлила   шаг   и остановилась. Офицер шагнул ей навстречу,  и только тогда
она заметила его спутника.  Оба  Учителя  приветствовали  Елену  Ивановну.  Беседа
состоялась тут же у ворот парка.  Ей показалось,  что улица опустела и шумная
толпа у ворот парка рассеялась.  Именно  тогда  Елена  Ивановна получила ряд
 ответов  в связи с предстоящей поездкой Рерихов в Индию.
Прогнозы Учителя были точны и в какой-то мере походили на предсказания или пророчества.
Все они сбылись.      "...и вообще,  -  писал  вскоре  после  этого  Рерих, 
 -   жизнь превращается в  сказку".*21*  Если  до этого рериховские полотна несли
только предчувствие этой сказки, то теперь реальная сказка  пронизала все его
творчество.
     Потом встречи с Учителями были в Нью-Йорке,  где Рерихи вели свою культурную
работу,  в Индии, где они готовились к  Цен-трально-Азиатской экспедиции. Описывая
 эти  встречи,  Николай  Константинович  соблюдал осторожность и был крайне корректен.
 Он знал,  что падкий на сенсации невежественный обыватель всегда го-тов  превратить
 такие  сообщения  в фарс. "...Было указано,  - писал он в очерке "Вехи", - открыть
в одном городе просветительное учреждение. После всяких поисков возможностей
к тому, он  решил переговорить с одной особой,  приехавшей в этот город. Она
назна-чила ему увидеться утром  в  местном  музее.  Придя  туда  "в ожи-дании",
мой   друг   заметил   высокого   человека,  несколько раз обошедшего вокруг
него. Затем незнакомец остановился рядом и ска-зал по поводу висевшего  перед
 ним  гобелена:  "Они знали стиль жизни,  а мы утеряли его".  Мой  друг  ответил
 незнакомцу  соот-ветственно,  а  тот предложил ему  сесть  на  ближайшую  скамью,
  положив  палец на лоб (причем толпа посетителей - это был  вос-кресный  день
 -  не  обратила внимание на этот необычный жест),  сказал: "Вы пришли сюда говорить
об известном вам деле.  Не гово-рите о нем.  Еще в  течение  трех  месяцев ничего
не  может  быть сделано в этом направлении.  Потом все придет к вам само".
     Затем незнакомец   дал   еще   несколько  важных  сове-тов  и,  не дожидаясь,
быстро встал, приветливо помахал рукой со  словами "Хорошего счастья" и вышел.
Конечно, мой друг воспользо-вался его советом. Ничего не сказал  о деле  приехавшей
 затем  знакомой,  а  через  три  месяца совершилось все,  как  было  ска-зано.
 Мой  друг и до сих пор не может понять, каким образом он не спросил  имени 
чудесного  незнакомца,  о котором более никогда не слыхал и не встретил его.
 Но,  именно, так и бывает".*22*
     В очерке "Бывальщина" Николай Константинович писал: "Не забудется и встреча
с незнакомцем в музее Метрополитен. Не забу-дется и встреча в Чикаго. А  Лондон
 в 192O!  А Париж в 1923!  А Дарджилинг!  А Москва в 1926! А Белуха!  А Улан-Батор!
 А Тибет!  А Индия!  Всюду вехи.  И  не записано о них. Сколько неотмеченно-го!".*23*
     Сиккимские встречи  с  Махатмами   занимали   особое   место.   В Дарджилинг,
расположенный в Восточных Гималаях,  Рерихи прибыли в 1923 году. Махатмы время
от времени появлялись и там, и в соседнем Сиккиме.
И опять,   описывая   эти   встречи   в   своих   дневниках,   Николай Константинович
был  предельно  осторожен  и  опускал  важ-ные   детали, которые могли бы указать
на какие-то конкретные об-стоятельства.
     "Мы четверо,  - пишет Николай  Константинович,  -  по-сле  полудня ехали
в  моторе  по  горной дороге.  Вдруг наш шофер замедлил ход.  Мы увидали на узком
 месте  портшез,  несомый  че-тырьмя  людьми  в  серых одеждах. В носилках сидел
лама с длинными черными волосами и необычной для лам черной бородкой.  На голове
была корона,  и красное  с  желтым одеяние было необыкновенно чис-то.
     Портшез поравнялся с нами, и лама, улыбаясь, несколько раз кивнул нам головою.
Мы проехали и долго вспоминали прекрасного ламу. Затем мы пытались встретить
его.  Но  каково  же  было  наше  изумление,  когда местные ламы   сообщили 
 нам,   что  во  всем  краю  такого  ламы  не существует".*24*
     "Лама" был  Учителем,  очередная  встреча  с которым состоялась в небольшом
храме, стоявшем у дороги, около буддийского монастыря Гум.      Я увидела  этот
 храм  весной  198O года.  Он производил странное впечатление. Над его фасадом
поднимался купол мусульманской мечети, по углам продолговатой  пристройки лепились
романские химеры.  Львы,  как будто сошедшие со стен владимирских соборов,  дремали
 над  капителями низких колонн.  По  потемневшим  от  времени  стенам  ехали
всадники с мечами. Женщина в короне,  держа в руках ребенка, печально и задумчиво
смотрела на дорогу. Под полустертым барельефом извивался Великий змей.
Таинственные каменные лики, похожие на маски и в то же время на чьи-то портреты,
темнели  у  входа.  Внутри,  в  небольшом  зальчике рядом со статуей Будды, 
плясал на Калинаге индусский бог Кришна.  Казалось,  в этом странном   храме
 смешалось  все:  наги  и  великая  богиня-мать, индуистские боги и Будда,  христианские
соборы и мусульманские купола.
Я попыталась  представить  себе  ту  знаменательную  встре-чу,  которая происходила
здесь много лет назад,  и не смогла.  Я знала только,  что именно в    этом 
  тесном    зальчике    гово-рили о предстоящей Центрально-Азиатской экспедиции.
     Потом мне рассказали историю этого храма, похожую на легенду, как бы сошедшую
с одной из сиккимских картин  Рериха.  Картина  называлась "Спешащий". Сквозь
  синий  туман,  над  кото-рым  поднимались  розовые предрассветные снега Канченджанги,
 ска-кал всадник.  Он  вез  какую-то важную весть  и поэтому очень то-ропился.
 Такой же всадник появился на рассвете у порога дома того  непальца,  который
 потом  построил  этот странный храм.  Всадник  молча  поклонился  хозяину и
протянул письмо. Потом легко вскочил в седло и исчез в утреннем тумане,  наплывавшем
на Дарджилинг со стороны Канченджанги.  Несколько дней спустя рабочие уже долбили
скальную почву за дорогой, ведущей к монастырю Гум...
     Общение Н.К.  и  Е.И.  Рерихов  с  Учителем и его спод-вижниками - Махатмами
продолжалось в течение всей их жизни.  В письме  В.А.Шибаеву от 25 июля 1921
г.  Н.К.Рерих писал:  Вы уже знаете,  что Аллал-Минг - это мастер Мория.  Он
руководит мною и моей семьей".*25*
Сподвижников Учителя звали Кут Хуми и Джуал Кул. Их эволюци-онный уровень был
высок, а место в иерархии Космоса - значитель-ным.  Их энергетическая сущность
была иной,   чем  наша,  напря-женней  и  тоньше  и  обладала  большими возможностями.
Это   была   группа   Учителей   космического    плана, выполнявшая эволюцион-ную
 миссию  на  нашей  планете  в течение многих тысячелетий. С ними были связаны
создатели религий, философских систем и духовных движений, которые прошли через
историю земного человечества. С ни-ми же были связаны и Рерихи,  исполнители
 космической  миссии  XX века. О  конкретных  Учителях  такого  ранга  мы  знаем
очень ма-ло.  В будущем будем знать больше.  Учитель Мория или,  как Его еще
называют, Владыка Мория,  являлся  также  наставником Елены Петровны Блаватской,
создательницы теософского общества,  которая несла свое задание в  XIX веке.
     Немало полезных знаний об Учителях мы можем почерпнуть из  трудов Н.К. и
  Е.И.   Рерихов,  а  также  из  книг  "Живой  Этики",  которые создавались в
самом тесном сотрудничестве с  Ве-ликими  Учителями.  Сам Учитель Мория так определяет
миссию Вели-ких Учителей. "Спросят, как же вы упоминаете Создателя,  которого
не знаете?". Скажите - "Исторически и научно  знаем  Великих  Учи-телей,  которые
создавали качество нашего сознания".*26*
     Конечно, Великий  Учитель,  в его высшей ипостаси,  вряд ли может принадлежать
какой-то  конкретной  планете.   Уро-вень   его   сознания настолько высок, 
 что   охватывает  целые  звездные  системы.  Но  не исключается, что некоторые
Великие Учи-теля исторически  сформировались на нашей  планете,  прошли  с  ней
 свой  путь.  Вот что об этом пишет Н.К.Рерих: "Святая  Тере-за,  Святая  Екатерина,
 Святая  Жанна  д'Арк, Святой Николай,  Святой  Сергий (Радонежский - Л.Ш.),
 Святой Франциск Ассизский, Фома  Кемпийский.  Эта  седмица  славных,  седмица
 великих Вест-ников, великих Учителей,  великих Миротворцев, великих Строителей,
великих Судей,  в них выражен, поистине, великий земной путь".*27*
 Они проходили этот  земной путь,  для многих из них стра-дальческий,  чтобы
вернуться опять на Землю и  создавать  "качест-во  нашего  сознания"  - главной
опоры  космической  эволюции  че-ловечества.  Но возвращаясь на Землю или входя
в контакт с ее оби-тателями,  они  обладали  уже  иными особенностями, иной структу-рой.
Поэтому контакт с земным человечеством для них труден и уто мителен.  На Земле
есть места,  куда они могут  на время  удалить-ся,  чтобы  восстановить свою
энергетику,  нарушенную при сопри-косновении с  грубой  энергетикой   существ
  низкого   сознания.
"Христос, так же как и Будда,  - писала Елена Ивановна Ре-рих,  - и все прочие
великие Учителя часто  уходили  в  пустыню. Также  в  "Письмах Махатм" можно
 найти  упоминание,  как  тяжко заболел Махатма К.Х.*28* после его прикасания
с аурами людей при основании Теософского общества Индии. Он должен был на несколько
недель удалиться в полное уединение. Так каждый план сознания,  каждый план 
существования  подчинен  своим законам, и нарушение их приносит свои следствия".*29*
     И еще:  "Махатмы Гималаев  не  могут  длительно  сопри-касаться  с аурами
землян  и  даже  просто  находиться  в  атмо-сфере  долин  из-за несоответствия
в  вибрациях,  потому  продол-жительный контакт  обоюдно вреден и,  в случае
землян,  даже раз-рушителен...  Гималайские Махатмы живут в полном уединении
и до-пускают в  свою  Твердыню  одного,  много двух кандидатов в столе-тие. Конечно,
бывают исключения".*3O*
     Живая Этика,  касаясь основ мироздания и  различных  состоя-ний  и видов
материи, повествует о трех мирах: физическом, тонком и огненном, или мире лучистой
материи.  Если человек современного уровня  сознания пребывает в   плотном  физическом
 мире,  лишь  иногда  бессознательно соприкасаясь с двумя другими,  то Великие
Учителя или Махатмы  связаны со всеми  тремя  мирами и сознательно влияют на
них своей энергетикой. "Сознание Великих Учителей,  - писала Елена Ивановна,
- пребывающее на трех планах  или мирах,  видит как зарождение причин,  так и
следствия их. Потому мы в  полном  доверии  к  высшей  мудрости  можем  спокойно
наблюдать за различными фазами всего происходящего".*31* Проникновение в миры
иных измерений  дает  возможность  Великим  Учителям,  наблюдая "зарождение причин,
 так  и  следствие  их",  получать необходимые для человечества знания, без которых
оно не может продвигаться вперед.
     Создавая книги  "Живой Этики",  Учителя,  безусловно,  испытывали значительные
затруднения.  Ибо их знания,  так необхо-димые теперешнему человечеству, намного
  опережали   современную  науку,  которая  идет медленным путем экспериментального
исследо-вания.  "Великие Учителя так стремятся скорее  пробудить  духов-ность
 и  расширить сознание,  чтобы затем вооружить  человека  знанием   великих 
 законов.   Вот   почему приходится указывать   на   эти   законы   как  доступные
 лишь  науке будущего".*32*
     Великие Учителя   не   только  сообщают  человечеству  знания  на определенных
этапах  его  эволюционного   продвижения,   но   помогают ученикам овладеть практикой
космической эволюции.  Под их руководством Елена Ивановна Рерих обрела  огненный
опыт,  в результате  которого  у нее сформировалось   в   земных   условиях 
огненное  тело.  Последнее обстоятельство позволило ей,  как и Ве-ликим Учителям,
проходить в миры иных измерений.  Способность эта вызывала крайне болезненные
ощущения, которые доставляли Елене Ивановне огромные страдания.  Но эволюционная
миссия, которая  бы-ла  возложена  на  нее Великим Учителем,  требовала своего.
     Сюжет Великих  Учителей  и  Учительства  был  неотъемлемой частью культурной
традиции народов Востока.  На маршруте Централь-но-Азиатской экспедиции Рерихи
собрали целый цикл легенд и истори-ческих сказаний об Учителях-Махатмах. Многие
  из   них   изложены   во   второй    части экспедиционного дневника Николая
Константино-вича - "Сердце Азии". Сюда можно добавить  и  уникальный  рерихов-ский
 очерк  "Шамбала  сияющая". Таинственная Шамбала,   в   какой  бы  форме  она
 ни  проявлялась,  в мифической или реальной,  тес-но связывается с явлением
Учительства  на нашей планете. Вот неко-торые выдержки из собранного Рерихом
материала:
     "Другой лама  красной  секты  сказал  нам  про  чудес-ных   азаров индусского
вида, длинноволосых, в белых одеждах, ино-гда появляющихся в Гималаях. Эти мудрые
люди знают,  как управлять внутренними  силами  и как объединять  их  с  космическими
токами.  Глава медицинской школы в Лхассе, старый ученый лама лично знал таких
азаров и сохранял  с  ними непосредственные отношения".*33*
     Еще один лама поведал:
     "...эти мудрые  Махатмы,  они  в  вечных  трудах  на-правляют нашу жизнь.
Они  управляют  внутренними  силами  и  в  то  же  время,   как совершенно обычные
люди,  они появляются в разных местах и здесь, и за океанами, и по всей Азии".*34*
Эти  рассказы,  звучащие  для  нас  как легенды, были реаль-ностью жизни Рерихов.
 "Ближе к области Шигатзе, на живописных бе-регах Брамапутры  и  в  направлении
 к  священному  озеру Манаса-равар, еще совсем недавно существовали Ашрамы Махатм
Гималаев, - писал Николай  Константинович.  -  Когда  вы  знаете  это,  когда
вам известны факты,  окружающие  эти  замечательные  места,  вас наполняет особое
чувство.  Здесь еще живут престарелые люди,  ко-торые помнят  их личные встречи
 с  Махатмами.  Они  называют  их "Азары" и "Кутхумпа".
Некоторые жители  помнят,  что  здесь  была,   как   они   выражаются, религиозная
школа,  основанная  Махатмами  Индии.  На этом дворе Гомпа произошел эпизод с
письмом,  которое было съедено козою и феноменально затем восстановлено.  Вот
в этих пещерах они останавливались,  вот эти потоки они переходили,  вот в этих
джунглях Сиккима  стоял  их  внешне такой скромный Ашрам".*35*
     И еще:  "Пройдя эти необычные  нагорья  Тибета  с  их  магнитными волнами
и   световыми   чудесами,   прослушав   свиде-телей,  и  будучи свидетелем -
вы знаете о Махатмах.  Я не соби-рался начать  убеждать  о существовании Махатм.
 Множество  людей их видели,  беседовали с ними, получали письма и вещественные
предметы от них".*36*
     "Правда, многие   вещи,   которые   нам  кажутся  фан-тастическими выдумками
и  сказками,  вне  личного  преломления,  на  самых   местах происшествий освещаются
 особым  светом правды.  Величественные образы Махатм не проходят перед вашими
глазами как призраки,  но как  великие существа от тела и крови,  как действи-тельные
Учителя высшего знания и мощи".*37*
     Контакты Великих   Учителей  с  Рерихами  временами  выходили  за пределы
обычного  и  имели  богатую   энергетическую   палитру,   были разнообразными.
Учителя могли появляться в тонком теле,  передавать на расстоянии нужные мыслеобразы
и,  наконец, материализовывать посланный предмет. Святослав  Николаевич  Рерих
 рассказывает  об одном из таких случаев, произошедшем в Дарджилин-ге.  Окно
в их доме, которое выходило на Канченджангу,  в это вре-мя было открыто, неожиданно
воздух в проеме окна начал уплотнять-ся,  загустел и стал  похож  на  туман.
 Затем  из тумана появился   прямоугольный  кусочек  березовой  коры  и  упал
 на подоконник. Текст на коре был написан на древнеиндийском санскрите.
     Мы знаем  также  о  подобных  контактах  Учителя  Мории  с Еленой Петровной
Блаватской, которые предшествовали его контак-там с Рерихами.      Под руководством
 Учителя Блаватская создала в XIX в.  Теософское общество. В музее общества в
Адьяре (Индия) до сих  пор  хранится  Его тюрбан, который я видела, когда работа
ла в библиотеке Общества. Там же находится и картина Рериха "Вест-ник", посвященная
Е.П.Блаватской.
     В сотрудничестве с Великими Учителями Еленой Ивановной Рерих была создана
и серия книг "Живой Этики",  в  которых  осве-щаются  важнейшие особенности нашего
 этапа  космической  эволюции  человечества.  Живая Этика или Агни Йога,  отмечает
Рерих,  "в  полном  согласии  с  новыми проблемами науки,  намечает знаки изу-чения
стихий и тончайших энергий. То, что недавно обще называлось учением воли и сосредоточения,
то Агни Йога вправляет  в  целую  систему овладения окружающими нас энергиями.
Через расширение  сознания  и  упражнения  организма   среди   условий современной
жизни  эта  синтетическая  Йога  строит счастливое будущее челове-чества. Она
говорит: не уходите от жизни, развивайте способности вашего аппарата  и  поймите
 великое  значение  психической  энер-гии - человеческой мысли и сознания как
величайших творящих  фак-торов.  Йога говорит: в  нашей само-ответственности
и в сознатель-ном сотрудничестве будем стремиться  к  сужденной  эволюции.  Но,
  исследуя   все   наши возможности, прежде   всего,   поймем   ра-дость   труда,
  мужества  и ответственности. Обращаясь в практи-ческих формулах  ко  всем 
сторонам жизни, Йога  указывает,  как  близки  от  нас  стихии,  и самая из них
всепроникающая - огонь".*38*
     И заключая свои мысли об Учении, данном Великими Учите-лями, Рерих писал:
"Вооруженная древнейшим опытом Агни Йога в  свободном  движении распространения
истинного  знания  говорит  о  научном  исследовании и обосновании сущего".*39*
     Целостный подход к явлениям природы,  синтетичность их вос-приятия во времени
и пространстве  -  вот  то,  что  Живая  Этика  принесла  в планетарную мысль
 XX  века.  Будучи  Учениками  и  Вестниками Великих Учителей, Елена Ивановна
и Николай Константино-вич Рерихи,  стоящие  на высокой ступени   Космической
 Иерархии,  являются,  в  свою  очередь, Великими Учителями по отношению к нам.

Примечания:

1O. Н.К.Рерих. Обитель Света. М., МЦР, 1992, стр.31.
     11. Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи. М., 1974, стр.16O.
     12. Там же, стр.249.
     13. Там же, стр.254.
     14. Там же.
     15. Там же.
     16. Н.К.Рерих. Обитель Света. М., МЦР, 1992, стр.61.
     17. П.Ф.Беликов.  Рерих.  Опыт  духовной  биографии.   стр.57-58.
         (Архив МЦР).
     18. Николай Рерих. Письмена. М., 1974, стр.69.
     19. Там же, стр.78.
     2O. Листы Сада М., Рига, 1925, стр.23-24.
     21. Письмо Н.К.Рериха В.А.Шибаеву от 9/V-21г. (Архив МЦР).
     22. Н.К.Рерих. Обитель Света. М., МЦР, 1992, стр.32.
     23. Там же, стр.61.
     24. Н.К.Рерих. Избранное, М., 1979, стр.158-159.
     25. Из архива МЦР.
     26. Листы Сада М., II, стр.192.
     27. Н.К.Рерих. Держава Света, Нью-Йорк, 1931, стр.175.
     28. Кут Хуми.
     29. Письма Елены Рерих. т.II. Рига, 194O, стр.38.
     3O. Там же, стр.83.
     31. Там же, стр.148.
     32. Письма Елены Рерих. т.I. Рига, 194O, стр.283.
     33. Н.К.Рерих. Сердце Азии. США, 1929, стр.88-89.
     34. Там же, стр.89.
     35. Там же, стр.122.
     36. Там же, стр.9O.
     37. Н.К.Рерих. Сердце Азии. США, 1929, стр.9O.
     38. Н.К.Рерих. Сердце Азии. США, 1929, стр.131.
     39. Там же, стр.35.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


                      БЕЛИКОВ П.Ф., КНЯЗЕВА В.П.

Европа
    В 1918 году из Швеции пришло письмо. Там все еще оставались после Бал-тийской
выставки 1914 года картины русских художников, и профессор Оскар Биорк пригласил
Николая Константиновича посетить Стокгольм, чтобы выяс-нить положение русского
художественного отдела.
    Николай Константинович сразу же воспользовался этим приглашением и до-говорился
в Стокгольме об организации там выставки. К тридцати своим по-лотнам, оставшимся
в Швеции с 1914 года, Рерих присовокупил картины по-следних лет, написанные в
Карелии: "Вестник утра", "Зов солнца", "Экстаз", "Рыцарь ночи", "Северные острова",
"Еще не ушли" и др. Выставка в Сток-гольме, открывшаяся 8 ноября 1918 года, имела
большой успех. Многие кар-тины были проданы в музеи и в частные коллекции. Имя
Рериха появилось на страницах европейских газет.
    В конце марта Николай Константинович с семейством покинул Финляндию. На пути
в Англию он сделал остановку в Копенгагене, где также успешно прошла его выставка.
Осенью 1919 года Рерих находился уже в Лондоне, од-нако мыслями он был в Индии.
И когда Рабиндранат Тагор, приехавший в 1920 году в Лондон, навестил Рериха,
он застал художника за работой над серией панно "Сны Востока". Николай Константинович
давно мечтал о встрече с из-вестным индийским писателем и мыслителем.
    Выставки и совместная с Дягилевым работа в театре принесли Николаю Константиновичу
известность в Англии. Хорошие отношения наладились с английскими писателями Гербертом
Уэллсом и Джоном Голсуорси, с деятеля-ми культуры и искусства Х. Райтом, Ф. Брянгвиным,
А. Котсом, Б. Боттомлеем и многими другими.
Америка
    Непредвиденная задержка в Лондоне побудила его принять предложение директора
Чикагского института искусств Р. Харше провести в США выста-вочное турне. Персональная
выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке, в Кингоргалерее.
Среди 115 работ экспонировались "Сокровище ангелов" (1905), "Вечер" (1907), "Варяжское
море" (1910), "Ангел последний" (1912), "Экстаз" (1917), "Дочь викинга" (1917),
"3ов солнца" (1918), "Еще не ушли" (1917), "Дочери земли" (1919), эскизы из серий
"Герои-ка" и "Сны Востока", эскизы декораций к "Принцессе Мален", к "Снегурочке"
и др.
    Будущий близкий сотрудник Рериха в США вице-президент музея имени Н. К. Рериха
в Нью-Йорке З. Г. Фоcдик вспоминала о выставке: "Искусство Рери-ха сделалось
буквально темой дня в прессе... успех был исключительный!"
    В течение трех лет, по мере передвижения выставки из города в город, она
пополнялась созданными уже в Америке произведениями. В летние месяцы Рерих путешествовал
по Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии, побывал на острове Монхеган и создал серии
картин "Новая Мексика" и "Сюита океана". В этих картинах перед восхищенными американцами
предстали пейзажи их род-ной страны, по-новому увиденной русским художником.
    Одновременно Рерих создавал и совершенно неожиданную для западного зрителя
серию "Санкта" (буквально - "Святые", сам Николай Константинович предпочитал
слово "подвижники"). В нее вошли: "И мы открываем врата", "И мы продолжаем лов",
"И мы трудимся", "И мы не боимся", "И мы видим", "Сам вышел", "Святой Сергий".
В этих полотнах Рерих воссоздает близкие его серд-цу родную природу и древнерусскую
архитектуру. На их фоне разворачивают-ся сцены из жизни русских подвижников.
Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне,
что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя.
    Посещая города, где проходили выставки, Николай Константинович обычно выступал
с лекциями об искусстве, об этическом и эстетическом воспитании. Особенным успехом
они пользовались в студенческих аудиториях. Художник знакомил слушателей с достижениями
русской культуры, призывал к взаимо-пониманию и культурному сотрудничеству.
    Художник борется за такое искусство, которое способствовало бы сближе-нию
разных народов. Этой идеей руководствуется Рерих, организуя в 1921 го-ду в Нью-Йорке
Институт объединенных искусств. Определяя задачи институ-та, он писал: "Искусство
объединит человечество. Искусство едино и нераз-дельно. Искусство имеет много
ветвей, но корень один. Каждый чувствует Ис-тину Красоты. Для всех должны быть
открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца
новой любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит
все человеческое сознание. Сколько молодых сердец ищут что-то прекрасное и истинное.
Дайте же им это. Дайте искусство народу, куда оно принадлежит".
    Почти одновременно с Институтом объединенных искусств в Чикаго было учреждено
объединение художников "Cоr Аrdens" ("Пылающее сердце"), а в 1922 году возник
международный культурный центр "Corоnа Мundi" ("Венец мира"), призванный осуществлять
сотрудничество деятелей науки и искусства разных стран. В начале тридцатых годов
была создана Всемирная Лига культу-ры.
    Программа Лиги культуры предусматривала работу по распространению идей мира
и по охране культурных ценностей. Предполагалось также оказывать поддержку передовым
научным изысканиям, изучать вопросы материнства и детского воспитания, обмениваться
культурными достижениями между государствами.
    При самой интенсивной общественной деятельности Николай Константино-вич находил
в Америке время для занятий живописью, для театральных работ, археологических
исследований, публицистики.
    В 1922 году в оформлении Рериха в Чикаго шла опера "Снегурочка". Эта по-становка
имела настолько большой успех, что элементы из театральных кос-тюмов по рисункам
Рериха были введены модельерами в моды текущего сезо-на. Позднее, в 1930 году,
в Нью-Йорке в оформлении Николая Константинови-ча была осуществлена новая постановка
балета Стравинского "Весна Священ-ная".
    Уехал Рерих из Нью-Йорка месяцем раньше, чем предполагал, прожив в Америке
со 2 октября 1920 года по 8 мая 1923 года. После этого он трижды - в 1924, 1929
и в 1934 годах - посещал США на очень короткое время. 17 ноября 1923 года уже
после отъезда художника из США его друзьями и сторонниками был открыт в Нью-Йорке
музей имени Рериха, куда Николай Константинович передал свыше 300 своих произведений.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Уважаемые читатели!  Ваши письма с откликами, вопросами и пожеланиями  направляйте
по адресу:     orient_4@mail.ru

Редактор рассылки  Елена Ерохина.



Подписаться на рассылку можно на домашней странице.
Она живет по адресу  http://subscribe.ru/catalog/lit.writer.roerich/

Прочитать предыдущие выпуски рассылки можно в архиве,
который расположен по адресу:
http://subscribe.ru/archive/lit.writer.roerich/

Полюбоваться на картины Н.К. Рериха можно на этой страничке:  http://paint271874.chat.ru/
Это плод труда Валентина Теляка


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное