Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Китай для каждого. Дни богатства и бедности. Выпуск 23.


Китай для каждого - путеводитель Виногродского

Выпуск 23

Здравствуйте, дорогие читатели. Богат первый лунный месяц на календарные праздники, издавна отмечаемые в Китае. И знаете, все они вполне понятны и современным жителям, и не только Китая. А если эти ритуалы производятся от чистого сердца, то, наверняка, приносят должные результаты... Итак, что же предписано легендами на четвертый день первой луны (то есть на сегодня)?

Почитание Бога Богатства, Цай Шэня

Цай Шэнь, бог Богатства - один из самых почитаемых в Китае. Имя его овеяно множеством преданий. По неофициальным сведениям в стародавние времена он был духом, посылающим людям прибыль и выгоду, а поскольку он был единственным, кто этим занимался, статус его среди других богов постоянно повышался.

Ритуал производится накануне дня его рождения - пятого дня первой луны (в 2007 году пятый день первой луны приходится на 22 февраля). В час со знаком Цзы (время суток с 23.00 до 01.00) открываются "ворота для богатства" и участники действа, одетые в красные халаты и особые шапки, с искусственными бородами, украшениями и связками монет выносят изображение Цай Шэня. Хозяин дома раздает деньги проходящим людям и произносит слова приветствия, а затем под бой барабанов и бубнов процессия выходит за ворота и несет изображение Цай Шэня в ближайший дом, где желает богатства и процветания его обитателям, а те благодарят и вознаграждают ряженых. Затем под грохот барабанов, шум и крики восторга процессия переходит к следующему дому.

Иногда Цай Шэнь почитается как дух Пяти Дорог. В Шанхае был обычай "захватывать духа дороги" в четвертый день первой луны. Действо состояло из пяти жертвоприношений и молений: духу двери, духу очага, духу почвы, духу врат, духу путешествий.

Проводы бедности, сун цюн

День проводов духа бедности приходится на шестой день первой луны (в 2007 году - 23 февраля). Ритуал заключается в следующем: накануне убирают в доме всю грязь и пыль, готовят блины и выносят их на улицу. Хозяин три раза кланяется бесу бедности и провожает его со словами "пусть слышит господин, что пришла пора ему уходить, у меня есть то, что я дам ему в дорогу".

В некоторых провинциях для духа бедности делали телегу из ивовых прутьев или лодку из травы, куда клали провиант на дорогу. В некоторых местах лодку делали из овоща. Разнообразие форм говорит о популярности этого ритуала.

А под венец - известная
Притча о Сообразительности:

Пришли Бедность и Богатство к одному человеку и спрашивают:
- Кто из нас красивее?
Испугался человек, думает: "Если скажу, Бедность красивее, так Богатство рассердится и уйдет, а скажу, Богатство прекрасно, так Бедность обидится и меня замучает". Подумал немного, а потом говорит:
- Пока вы так на месте стоите, я не могу решить. Вы пройдитесь. Стали Бедность и Богатство прохаживаться туда-сюда. Поглядел на них человек и говорит:
- Ты, Бедность, очень хороша со спины, когда уходишь, а ты, Богатство, просто прекрасно в момент прихода.

Ритуалы с подобным смыслом и содержанием, конечно же, есть и в русской культуре, но увы, в большинстве своем витают на тонких планах и сильно далеки от народа, то есть, от прямого своего назначения. А жаль, потому как можем забыть совсем все, даже то, кем мы были и кто мы есть на самом деле.

2007 - год Китая в России. И знакомство с культурой и традициями этой страны будет, безусловно, полезно. Может быть, получится восстановить разорванные нити своей национальной памяти с помощью соответствий, по аналогии. Ведь в умных книгах любого народа говорится, что глупый человек ищет различия, а мудрец доискивается до одинакового.

Бронислав Виногродский
www.bronislav.ru

Оля Ля


В избранное