Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Литература

  Все выпуски  

Литература


Родные просторы

    До чего хорошо дома! Попадаешь в сухую, элементарную в своей умственности Москву, в её остуженный  воздух, и ёжишься от неуютности. Ты не живешь, а терпишь эту жизнь, твоя душа отворачивается от неё, и тебе хочется домой. Попадаешь в красивый, уютный Ярославль, с его притягивающей природой на окраинах, и словно попал в сказочный мир, в котором живут люди, ум которых ограничен их чувством. Просто, хорошо, красиво и скучно. Попадаешь в холодный и рациональный Томск с равнодушными, рациональными и нервно-самолюбивыми людьми подстать  равнодушной, холодной и жесткой природе, и у самого на загривке поднимается шерсть, и сам становишься таким же холодным и сопротивляющимся обступающей тебя жесткости. Попадаешь в домашний, уютный, бесконечный в своих просторах Омск, и ты чувствуешь, что ты - в Сибири. И тебе хочется сесть на пароход и плыть в низовья реки и почувствовать всей своей кожей эту чудесную страну - Сибирь. Но вот возвращаешься домой, на Дон, и весь твой организм говорит тебе: ты - дома. Ты вдыхаешь воздух - и это - свой воздух, никакого другого воздуха тебе не надо. Ты смотришь на бесконечные поля, на взгорья, и это - твоя природа, и ты не оцениваешь её по красоте, ты просто слит с ней. И воздух, и поля, и вода, и ты - это одно, и твой организм является продолжением и этого воздуха, и этих полей, и воды, и ты не задумываешься о том, хороши они, красивы они или нет, потому что ты - часть их и продолжение их, ты - одно с ними. Ты - дома.

   Выхожу поздним утром за околицу, словно для того, чтобы проверить, не исчезли ли это поле, эта роща на взгорке, эта зеленая трава и эта разноголосица полевых цветов, и оказывается, что всё это - не сон, всё это окружает тебя в реальности, и ты испытываешь наслаждение, словно эта природа вливается в тебя и ты словно идентифицируешься с ней, словно убеждаешься, что да, это - я, и я - это неразрывная часть с тем, что меня окружает. И я пью и наслаждаюсь этим донским, летом таким сухим, а зимой по большей части таким промозглым воздухом. И это, каким бы он ни был, мой, родной воздух.

   Поднимаюсь к роще, на пригорок. С него виднеется Сёмкин хутор. Сегодня там какое-то движение, мелькают люди, доносятся обрывки мелодии играющей гармошки. Свадьба у них, что ли. Возвращаюсь вниз. На лугу стоит Марина и внимательно смотрит в сторону хутора. Марина - девушка серьёзная и необыкновенной красоты. Такой красоты я нигде не встречал на Дону, а что уж говорить о других местах. Красота, словно реальный чувственный поток, окружает её и словно плотным водяным потоком сливается с неё. Она не здесь. Я подхожу и дотрагиваюсь до неё, словно безнадежно хочу возвратить её сюда. Она говорит: "Война". И говорит она так, что я зачастую вхожу в мир, о котором говорит. Я вопросительно смотрю на неё. Она говорит, указывая на взгорок: "Смотри, какой снег, и вон там, наверху, поднимается земля от взрывов". И я смотрю на зеленеющий травой взгорок, на ярко-зеленые в утреннем свете деревья рощи, и вижу и этот снег, и эти взрывы, и я говорю полуутвердительно и поусмятенно: "Война?! Так тогда нужно что-то делать."- и в смятении не знаю, что делать, и говорю:"Прятаться?". Марина не реагирует на мои слова. Лицо её серьёзно и она начинает подниматься наверх. Я снова касаюсь её, чтобы не потерять контакт с ней. Между тем, в это же время, на периферии сознания возникает слабое объяснение её словам о войне: со стороны хутора доносятся рассеиваемые плотным воздухом слабые звуки стреляющей пиротехники. Мы поднялись на взгорок. В стороне, на площадке у рощи, приезжий городской пацан, Колька, играет с Федькой в городки. Федька стоит за фигурой и ждет, когда Колька бросит палку. Наконец, палка летит в Федькину сторону. Марина вздрагивает, и, указывая на Кольку, говорит: "Он его пытает". Между тем, пацаны меняются местами. Я подхожу к Кольке, говорю: "Отойди", и становлюсь на его место. Федька бросает палку. Я поднимаю палку и показываю Марине, что де она вовсе не палка, а так, пушинка. Я вижу, что напряжение у Марины спало. Я подхожу к ней, касаюсь её и говорю  тоном дружески - ласковой усмешки: "Девушка на войне".

    15.12.10 г.


В избранное