Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Учимся писать. Тексты, темы, идеи.


Инструмент нашей профессии: умение задавать вопросы »

Репортеры задают слишком много вопросов, которые скорее скрывают, чем добывают, информацию. «Чтобы сохранить уважение к сосискам и журналистике, человек не должен видеть, как это делается». Мои извинения Отто фон Бисмарку.

Ларри Кинг умеет задавать вопросыГерманский «железный канцлер» говорил о «сосисках и законах» более века назад, но актуальное сравнение пришло на ум в понедельник, когда я наблюдал в действии пресс-корпус Пентагона на ежедневном брифинге в Министерстве обороны.

На повестке дня была война в Афганистане и еще одна, ближе к дому, битва за доступ к медиа: репортеры и Министр Обороны Дональд Рамсфилд [Donald Rumsfeld] препирались вокруг пятничной утечки о специальной силовой миссии в Афганистане.

Для журналистов, жаждущих отточить мастерство интервью, настоящий материал заключался не в ответах Рамсфилда, а в вопросах, которые ему задавали.

Словарь определяет вопрос как «предложение в вопросительной форме, адресованное другому лицу, чтобы в ответ получить информацию». Обратите внимание, что в корне английского «question» лежит слово «quest» - «поиск», в свою очередь - «розыски или преследование с целью найти или получить что-либо».

«Вопросы – инструмент очень точный», - говорит Джон Саватски [John Sawatsky], канадский журналист и педагог, который знает, как задавать вопросы и получать полные ответы. При умелом использовании, вопросы разоблачают намеренное «запудривание мозгов».

Интервью – это не искусство, и не наука. Это нечто среднее, ближе к социальным наукам. Можно сделать некоторые прогнозы о ходе интервью, но не абсолютные, потому что интервью подразумевает общение индивидов, которые не всегда ведут себя, как запланировано. Задайте неправильный вопрос, и даже дружественный источник не даст необходимую информацию.

Read the rest


Чьи буквы стоят дороже всего? »

Титул «самый богатый писатель» по версии книги рекордов Гиннеса носит Стивен Кинг. Его состояние - более 44 миллиона долларов.

    Согласно рейтингу, опубликованному журналом «Forbes», в десятку самых богатых мировых знаменитостей затесались и двое писателей. Например, в десятку попала Джоан Роулинг со своими сюжетами о Гарри Поттере. Неплохой результат для бывшей безработной.

Однако даже ее опередил Дэн Браун со своим хитом «Код да Винчи». Наверно, его популярности и, что самое главное, платежеспособности способствовала скандальная экранизация с Томом Хэнксом в главной роли.


Как думаете, какая книга носит титул “лучший роман в истории человечества”? »

Лучшим романом в истории человечества признан «Дон Кихот» («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»), написанный великим испанским писателем-гуманистом эпохи Возрождения Мигелем де Сервантес Сааведра в 1605-1615 гг.

Таково было мнение специального жюри, вынесшего свой вердикт в 2002 году. Жюри состояло из 100 писателей, избранных Нобелевским институтом в Норвегии и представляющих 54 страны мира.

Роман о рыцаре Печального Образа получил на 50 процентов больше голосов, чем следующий за ним в списке роман Марселя Пруста «В поисках потерянного времени». За этими двумя романами следуют произведения Гомера, Толстого, Достоевского, Кафки, Фолкнера и Гарсиа Маркеса.

 


Карел Чапек “Как делается газета” »

 Я часто запоем читал детективные романы, которые начинаются с того, что на письменном столе (или в элегантной холостяцкой квартире) молодого репортера газеты “Стар” (или “Геральд”) Дика Говарда (или Джимми О’Доннели) звонит телефон и взволнованный женский голос сообщает: “На Микулэндской улице (1) только что произошло ужасное убийство. Пожалуйста, приезжайте немедленно!” Упомянутый Дик Говард (или Джимми О’Доннели) вскакивает в свой автомобиль, едет на Микулэндскую улицу, находит след преступников, кидается в погоню, попадает в руки злодеев, они оглушают или хлороформируют его, бросают в подземелье, однако он выбирается оттуда и вновь преследует их в автомобиле, на самолете, на пароходе и, наконец, после двухнедельной захватывающей и полной опасностей гонки настигает. Тут бравый репортер хватается за телефонную трубку и вызывает свою редакцию: 
- Алло! Говорит Дик (или Джимми); оставьте для меня первую полосу. Да, всю первую полосу. Я продиктую сенсационный материал, которого ни в какой другой газете не будет!
      Возможно, многие читатели создали себе по этим романам весьма волнующую картину редакционной работы и того, как вообще делается газета. Может быть, они воображают, что перед каждой редакцией стоит вереница спортивных автомобилей, в которые вскакивают молодые репортеры и устремляются на поиски приключений; что самолеты ждут их на аэродромах, а преступники - на местах преступлений; что подающий надежды молодой репортер может проболтаться где-то хотя бы полдня и ему за это не гpoзит ни увольнение, ни даже нагоняй; что метранпаж стерпит, если ему в последний момент подбросят материал на всю первую полосу утреннего выпуска - и так далее, и тому подобное. Имея солидный опыт газетной работы, я берусь заявить напрямик, что Дик Говард и Джимми О’Доннели обычно не располагают собственным автомобилем и их погоня за новостями чаще всего ограничивается телефонными звонками и лихорадочным перелистыванием других газет; далее, что наибольший и постоянный риск в их работе - это как бы не вышло неприятности или со стороны редактора за то, что упущено какое-нибудь происшествие, или со стороны лиц, как правило ответственных и официальных, от которых Дик или Джимми старается выудить подробности по телефону. И в самом деле, вряд ли вы обрадуетесь, если в полночь вам позвонит домой по телефону дошлый репортер и начнет выспрашивать разные разности: например, правда ли, что вас подозревают в убийстве собственной бабушки. Что? Вам об этом ничего не известно? Очень жаль, простите за беспокойство.

Read the rest



В избранное