Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Учимся писать. Тексты, темы, идеи.


Как написать статью, которая понравится редактору. Часть 2 – Разработка темы »

В первой части мы говорили о том, как выбрать тему для будущей статьи. Допустим, тема выбрана – или, что не так уж плохо, выдана редактором. Да, честно говоря, писать можно вовсе без темы, т.е. о чем угодно, о первом, что попалось вам сегодня с утра на глаза (Чехов говорил, что он может написать увлекательный рассказ о любой безделице – и писал, о чернильницах да о шинелях). И также можно писать на тему совершенно, на первый взгляд, скучнейшую – например, о кондитерской фабрике или о цементном заводе. Главное ведь – как написать. А вот как:

  • Структура статьи. Она может быть любой, но обязана насчитывать минимум три ступени: герой Х, помещен в ситуацию Y, и произошло/происходит событие Z. Без XYZ статья будет скорее походить на размышление в вашем личном дневнике. Ну кого заинтересует сюжет без героя, герой вне развития, развитие, которое статично?

  • Никаких голословных заявлений! Размышления автора не должны быть похожи на прозрачную текучую субстанцию – на воду. Избегайте обобщенных советов («вам нужно», «вам не нужно» и пр.). Скажем, если автор использует конструкции вроде «Компания должна быть инновационной» или «Важно поддерживать позитивный имидж в глазах общественности», - автор должен быть готов подробно описать, как именно он предлагает компании «быть инновационной» и «поддерживать имидж». Если описывается некий метод – должно присутствовать и описание алгоритма его применения.

  • Загляните в глубину. Поверхностное описание произошедших событий оставим для новостей и репортажей. У вас статья – а о журналисте судят прежде всего по тому, насколько хорошо он посвящен суть и мельчайшие детали того, о чем пишет. Всегда задавайте себе вопрос «почему так произошло?». И задавайте этот же вопрос тем, у кого берете комментарии для статьи – их аргументация, чувства, предчувствия – все это поможет сделать текст более живым. А еще таким образом вы наберете несколько точек зрения на одно событие

  • Да, о точках зрения. В хорошей статье не должна присутствовать «единственно правильная» точка зрения – ваша. Не стоит и полагаться только на слова того, о ком вы пишете – даже если у вас один главный герой, найдите его оппонентов, поговорите с ними. Всегда должно присутствовать здоровое «Но!». Даже если вы пишете на заказ о какой-то компании или ее руководителе – читателей ведь интересует всегда только две вещи: что думают о компании сотрудники и клиенты/конкуренты. Вот вам и несколько точек зрения для одного материала.

И напоследок о наболевшем: никогда не пишите в стиле «сейчас уже не то, а вот раньше…» Это утомляет и раздражает.

 Да, и еще. Даже если ваша статья не подошла редактору, вы всегда можете спросить его – почему? Редактора любят покрасоваться в своем величии, а потому чаще всего не отказывают в подобных просьбах. Записывайте все замечания – и у вас выйдет собственный лист советов о том, «как написать статью, которая понравится ВАШЕМУ редактору».


У них и у нас: как надо и не надо общаться с журналистами »

- А ваше отношение к журналистам? - А мне фиолетово.В который раз поразилась громадному различию в отношениях к прессе “у них” (т.е. за границей) и у нас (сами понимаете, где). Нет, я всегда выступаю против огульных зявлений вроде “вот на Западе все лучше, а у нас все фигово…” Не все у них лучше, но журналисту там явно раздолье да приволье. И вот пару примеров.

Скажем, хочу я взять интервью или комментарий в статью у некоего “нашего” бизнесмена. Так для этого мне нужно бесконечное количество раз позвонить к нему в офис, поговорить с секретаршей, которая нахально заявляет, что “реклама нам не нужна”, а когда говоришь, что это не реклама вовсе, а интервью, на том конце провода молчат, потом же высокомерно заявляют: “Ну, все равно”. (Вот интересно, ее босс тоже уверен, что его компании реклама не нужна? Он вообще знает, как его секретарь общается с людьми? А ведь любая строка в журнале, газете - это, по сути, реклама - да причем бесплатная!) Или другой вариант: могут попросить выслать на мыло предварительный список вопросов. И потом - пиши не пиши, звони не звони - глухо. Ну что стоит, даже если не хочешь или не можешь ты сейчас ответить на эти вопросы, черкнуть несколько слов в ответ: “Извините, занят, ответить не могу”. Нет же! Особенно поражает, когда впоследствии эта же компания платит этому же изданию (!) огромные деньги за заказной материал, от которого за версту несет слащавой рекламой. Где логика?

Ну а теперь о приятном. Увлекшись ментальными картами, о которых на Чернилах уже было несколько статей, я решила попытаться взять интервью у их изобретателя Тони Бьюзена. (Интервью для журнала о менеджменте, в котором я тружусь главредом.) Под горячую руку попался еще и Сет Годин, автор книг о партизанском маркетинге, в частности, книги о “Фиолетовой корове”, - гуру маркетинга, как его часто называют. Их e-mail нашла на их официальных сайтах, в открытом доступе (у нас не то что бизнесмены, даже их пиарщики свои почтовые адреса держат в секрете), написала письма. Утром написала, а вечером того же дня мне пришли ответы. PR-менеджер Тони Бьюзена пишет, что он-де сейчас в отъезде, но вернется в начале декабря и сразу же ответит на те вопросы, которые я прислала. Сет Годин польщен вниманием и спрашивает, не буду ли я против, если для ответов он использует выдержки из своего блога.   

Разница в отношении есть? Она очевидна и позорна для “наших” :-(


Mind Maps – опыт использования »

Автор — Тимур Василенко

1. Что такое Mind Maps и как их рисовать

Mind Maps или Карты Ума, Карты Сознания (не путать с когнитивными картами) – это кустообразные картинки, изобретенные Тони Бьюзеном как способ представления и связывания мыслей. Рисуются они очень просто:

  • Берется лист бумаги и в центре картинкой или одним-двумя словами обозначается основное понятие или концепция, либо анализируемая проблема. Я обычно использую формат A4 «стоя», но часто рекомендуется брать лист бумаги формата A3 «лежа».
  • Обводим это понятие в кружок – из него все будет произрастать.
  • Рисуем ветки – основные связанные понятия, свойства, и т.п. Подписываем их одним-двумя словами каждую (получается далеко не всегда, тем более русские слова достаточно длинны);
  • Дальше – больше. Каждая ветка делится на несколько более тонких веточек – развитие этих понятий, детализация свойств, направлений работы.
  • Лист постепенно заполняется и проблема из страшной-непонятной делается вполне ручной – пришпилена тоненькими веточками как булавками к листу бумаги, уже не лает-кусает, а тихо поскуливает.
  • Вот теперь берем цветные ручки и внимательно смотрим на получившуюся картинку. И видим, что пришпилена проблема к листу кривовато, надо бы исправить. Обычно рекомендуется рисовать карандашами и чуть что – сразу стирать-исправлять. По моему опыту – не рекомендую. Лучше не стирать – пусть на бумаге останется история мысли – а цветными ручками обвести некоторые веточки. Каждый цвет – своя связь. При некоторой тренировке очень легко на одной картинке видеть две схемы – на одной связи обозначены иерархией веток, на другой – одинаковой раскраской.
  • Теперь, если картинка получилась красивой и достаточно запутанной, повесьте ее на стену. И проблема вся как на ладони, и гостям есть тема для вопросов.
  • Если карта изображает некий проект (план действий), то цветом можно обводить выполненные задачи. Конечно, лучше бы приглушать их цвет, чтобы прежде всего видны были задачи к исполнению, но что поделаешь – зато карта живет. И наблюдательные посетители могут тренировать свою память – что же изменилось с последнего посещения. Стимулирует.

Вот и вся премудрость в рисовании. Попробуйте, получится. Для примера – моя карта этой статьи.

Read the rest


В избранное