Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Учимся писать. Тексты, темы, идеи.


Колесо сюжетов »

Заголовки типа «Кое-что съестное» »

Главный редактор: руководитель, стратег и тактик »

Колесо сюжетов »

 

Вы писали-писали свою нетленку, но застряли на самом интересном месте - хотя, скорее всего, на самом НЕинтересном. Сюжетная канва поистрепалась, герои поблекли, что должно быть их следующим шагом в повествовании - не знает и сам автор. Такие неприятности с писателями и журналистами случаются на каждом шагу – так неужили никто до сих пор не предложил выход, автоматический генератор идеи и сюжетов на все случаи жизни? Вот, что читаем у Стивена Кинга в его мемуарах “Как писать книги”:
 

“…самым великим поборником Развития Сюжета в нашем столетии был, наверное, Эдгар Уоллес, в двадцатых годах пекший бестселлеры, как горячие блинчики. Он изобрел - и запатентовал - устройство, названное Колесо сюжетов Эдгара Уоллеса. Если вы застревали с Развитием Сюжета или вам был срочно нужен Увлекательный Поворот Событий, надо было просто покрутить Колесо сюжетов и прочесть, что выскочит в окошке: счастливое событие, а то и героиня признается в любви. И эти устройства тоже, видимо, расхватывали, как горячие блинчики”.

Эдгар Уоллес Эдгар Уоллес (Еdgar Wallace) (1875 - 1932) — один из самых популярных писателей начала двадцатого века, современным читателям более всего знаком как автор Кинг Конга. Коммерческий успех пришел к нему в 20-е годы ХХ века. когда он стал самым издаваемым английским писателем (каждая четвертая вышедшая книга была его романом). Своему успеху он был обязан колоссальной работоспособности - Уоллес надиктовывал свои произведения на диктофон, прерываясь только на сон, потом правил перепечатанный секретарем материал. Он написал 173 романа, 23 пьесы, более 1000 рассказов. Его творчество продолжает оставаться феноменом кинематографа - по произведениям Уоллеса поставлено 170 фильмов.

Как же выглядит Колесо Сюжетов Уоллеса? К сожалению, тщательные поиски в Сети не принесли почти никаких результатов. Кто-то где-то слышал, где-то читал, что якобы Уоллес действительно изобрел подобное устройство. И вроде бы это Колесо имело форму рулетки, только вместо цифр - надписи с сюжетами. Если автор не знает, как повернуть сюжет, крутанет колесо и пишет о том, что выпало. Например: Он ее убивает, Она пишет письмо, Сгорел дом, Пришло плохое известие, Пришло письмо с хорошей новостью, Попал в тюрьму, Родился ребенок, Он ей изменил и так далее.

Что ж, создать подобное Колесо и подогнать его под свои жанровые нужды не составит труда. И потихоньку прибегать к его помощи в случаях крайнего бессюжетья. А еще, думается, что почетное место в перечне Сюжетов должна занимать тема Он всех обманул (или Мистификация). Ведь что интересно – никто в «Обществе любителей творчества Эдагра Уоллеса», которым руководят его потомки, никогда не слышал о Колесе Сюжетов. Там считают, что сюжет о Колесе и Уоллесе – придумка самого Стивена Кинга.


Заголовки типа «Кое-что съестное» »

Автор: Михаил Вейсберг

В довольно приличной столичной газете наткнулся на заголовок к статье, которая занимает почти целую полосу. Заголовок такой – «Гуру в менеджменте». Статья, как оказалось после прочтения, посвящена выступлению в Киеве Джона Коттера, который считается гуру по подготовке компаний к организационным изменениям. Судя по тексту,  журналистку особо впечатлила стоимость участия в семинаре – 750 долларов.
Я разозлился из-за заголовка.

Мы сейчас не о журналистском мастерстве, если вы понимаете. Мы смотрим на заголовки в маркетинговом контексте. И думаем, в маркетинговом контексте, что заголовки играют роль упаковки, чего-то, что должно привлечь внимание читателя, скользящего глазами по страницам, как по полкам магазина. И читатель должен, благодаря правильно сделанной упаковке, захотеть купить этот материал. А иначе – зачем все, зачем этот текст писали, зачем редактировали, зачем печатали и развозили по киоскам? Я уже молчу о срубленных деревьях.
И вот читатель в этаком магазине, маркете, и  он скользит глазами по полкам и видит некую упаковку на которой написано «Кое что съестное». Понимаете? «Гуру в менеджменте» - это же ничего нам не сообщает - что там под упаковкой. Гуру в менеджменте… Что они там делают эти гуру в этом менеджменте? Что бы это могло быть? Ну, типа – «Блондинка в шоколаде»? Или - бычки в томате? Или, скажем, Ленин в Польше? О чем статья? Покупать мне ее или нет?

На семинаре для региональной прессы мне как-то предложили разобрать несколько газет, которые были привезены «из глубинки» и в первой же бросился в глаза заголовок «Зборы акционерив». Понимаете, там у них собрались акционеры, и редакция решила сообщить об этом, упаковав заметку классическим заголовком типа «Кое-что съестное». Дальнейшее изучение текста показало, что на предприятии произошла важнейшая вещь – акционеры собрались и переизбрали главу правления. А заодно и еще некоторые важные назначения утвердили. Вот это да! У редакции была бомба, интересный материал о крупнейшем в городе предприятии, но новость упаковали в невзрачную упаковку с надписью «Обычное дело. Кое-что съестное. Не обращайте, пожалуйста, внимание. Проходите к другим полкам. Не задерживайтесь, короче».
Вспоминаю еще один заголовок этого типа – «Важное событие на Красноярской ГРЭС». Опять - абсолютное попадание в категорию «Кое-что съестное». Ну, почему бы не написать в заголовке – что за событие на ГРЭС? Зачем нас так интриговать?

Read the rest


Главный редактор: руководитель, стратег и тактик »

Общее описание

Главный редактор – это ключевая фигура в СМИ. Он стоит во главе редакции газеты, журнала, радиостанции, телеканала или Интернет-издания, отвечает за нее перед учредителем и издателем, руководит производственным процессом, организует работу сотрудников. В рамках концепции СМИ он проводит совещания и планерки, вносит предложения и коррективы в работу, следит за развитием внешней формы и содержанием издания. В общем, определяет информационную политику возглавляемого им средства массовой информации: будет ли оно объективным информатором и полезным советчиком читателей, к мнению которого они прислушиваются, или выразителем и защитником интересов какой-либо экономической или политической структуры.

Чтобы занять позицию главного редактора, помимо обязательных знаний и навыков, требуется опыт руководящей деятельности. Многое зависит от типа СМИ, ведь печатные средства массовой информации (газеты или журнала) имеет свою специфику по сравнению с электронным (радио, телевидение) или сетевым (Интернет-издания). В данной справке мы подробно рассмотрим должность главного редактора в печатном периодическом издании.

Read the rest


Как писать для газеты »

Глава из кгиги Дэвида Рэндалла “Универсальный журналист”

Самый важный дар для писателя - встроенный противоударный детектор дерьма.
Эрнест Хемингуэй

Газеты - не литература. Впрочем, большую часть литературы тоже не назовешь этим именем. Написать материал в газету - иное дело, чем написать роман или рассказ, однако разница эта не столь велика, как хотелось бы думать некоторым. У всего, что хорошо написано, есть общие черты. Хорошо написанная вещь - ясная, легко читаемая, в ней используется незакостеневший язык, она поучает и развлекает. Все эти характеристики подходят к хорошо написанной газетной статье в той же мере, что и к хорошо написанному роману. Они верны вне зависимости от языка, на котором вы пишите.

Сначала - о плохом. Научиться писать - занятие тяжелое, и на помощь надеяться не стоит. Каждому из нас знакомы люди, утверждающие, что хотят писать. На самом деле они чаще всего хотят расхаживать с важным видом, называя себя писателями. И уж никак не хотят они угнездить свой зад на стуле и не поднимать его оттуда до тех пор, пока не заполнят словами лист бумаги или экран компьютера. А именно это вам и следует делать. И не один, а очень много раз. Прогрессировать и развивать свой талант, сколько бы его у вас ни было, можно только одним способом - писать статьи, тысячи и тысячи статей, и делать ошибки. Вы оставляете без внимания самое важное и вставляете в статью то, что не имеет отношения к делу, доходите до середины статьи, затем понимаете, что пишете не то, что надо, - и приходится начинать все сначала. Вы пишете скомканно, помпезно или чопорно, сдаете запутанный или банально звучащий материал, выдаете на бумагу или на экран целые абзацы, настолько глупые, что, доведись вам произнести их вслух, ваш голос смущенно скомкает фразу на середине.

Теперь - о хорошем. Через некоторое время, поболтавшись вокруг достойной газеты и впитав все вокруг, почитав и поизучав хорошие и плохие статьи, став своим собственным беспощадным критиком, вы начинаете прозревать. Конечно, еще будут случаи, когда вам придется немало покорпеть над статьей, но в целом, чем больше вы пишете, тем лучше вы пишете. Писание - как мускулы: будут куда сильнее, если каждый день тренироваться. Вы будете тратить меньше времени на фальстарты и на работу в неверном направлении, станете быстрее подбирать правильный ключ к статье, меньше тратить энергии на выдумывание вычурной фразы, сразу находя для нее более уместный простой эквивалент.

Read the rest



В избранное