Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ИнтерЛит. Путеводитель по Библии.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
ИнтерЛит. Путеводитель по Библии.

ИнтерЛит

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ


Выпуск № 21

Как Вы наверняка уже заметили, эта рассылка, как правило, состоит из двух разделов. В первом мы знакомим Вас (обычно в алфавитном порядке, хотя случаются и исключения) со статьями подготовленного к печати словаря-справочника «Путеводитель по Библии», а во втором — с творчеством наших авторов, оригинальными произведениями, тематически или духовно перекликающимися с Библейскими текстами.

Сегодня мы начнем со второй части, потому что в своих новых произведениях наши постоянные авторы затронули исключительно важные вопросы веры и мировоззрения.

Это прежде всего Лариса Гумерова, автор страстного очерка «Тайны Туринской плащаницы», с которым мы познакомили Вас в прошлом выпуске нашего электронного журнала. Сегодня мы начинаем публиковать с продолжением большой очерк Л. Гумеровой о судьбах России.

Из биографии, помещенной на сайте:

«Лариса Гумерова родилась в Нижнем Новгороде, выросла на Волге. Получив высшее медицинское образование, работала врачом терапевтом, заведовала Научно-диагностическим отделом Института кардиологии в Тюмени. Увлекалась иммунологией, мечтала посвятить себя этой науке, но по семейным обстоятельствам в 1993 году оказалась в Америке и с головой ушла в русскую литературу, любимую с детства.

Первым поэтом всегда был Пушкин. Наставниками в творчестве и главными учителями считает всех русских писателей-гуманистов и особенно Анастасию Ивановну Цветаеву, с которой была дружна последние годы ее жизни (см. очерк «Ласточкино гнездо»).

С 1999 по 2001 была членом редакционного совета и постоянным автором журнала «Большой Вашингтон».

Лейтмотив сегодняшнего творчества Ларисы Гумеровой — «Я плачу по тебе, моя Россия!» Это чувство побудило молодую женщину стать активным членом Американского комитета «Луч», о котором Л. Гумерова пишет: «Он возник изначально на основе литературы и искусства и в дальнейшем эволюционировал в этическом направлении».

На странице «Ссылки», вместе с баннером и аннотацией, мы поместили последнюю фотографию Ларисы Гумеровой с иконой Божьей Матери. В христианстве писательница видит нравственную опору для себя и для России.

Очерк посвящен великому философу, писателю и христианскому мыслителю Владимиру Сергеевичу Соловьеву.

Лариса Гумерова

«Покушение на чистоту, или Почему Америка впереди»

«Волею судьбы, говоря о Соловьеве, закономерно говорить и об Америке. Как ни странно это звучит, но Америка — это страна Владимира Соловьева, страна многих его сбывшихся, самых заветных чаяний и надежд, страна его духа. Америке удалось раскрепостить индивидуальные, творческие, игровые способности человека, не разлучая его с Богом. Америка на деле, в повседневной жизни, воплотила многие самые дерзкие и светлые мечты человечества. Что бы ни говорили о ней плохого или хорошего, не будем забывать, что прежде всего Америка — это христианский мир, тот самый, скрыть который от нас и пытался пресловутый «занавес».

Только здесь пока не льются реки человеческой крови, только здесь провозглашена гарантированная и защищенная Законом цена человеческой жизни и достоинства. Лучшего места для жизни семьи и детей на земле не существует, как и лучшей демократии — пусть далеко не совершенной, но вполне действенной. То, что в продолжение ста лет упорно разрушалось и уничтожалось в России, — живет, здравствует и процветает в Америке. То, что сломали и осквернили многочисленные русские и советские «-исты», дышит и радует глаз здесь, светлым памятником всему лучшему, что было, есть и, хочется надеяться, обязательно будет еще в России».

Анализируя опыт страны, пытавшейся «строить коммунизм», — иначе говоря, «русский апокалипсис», — Л. Гумерова видит его корни в некоторых национальных чертах своего народа, который всегда был «жив идеей более, чем хлебом насущным»:

«Советы существовали на уникальной внутренней духовной тяге, эксплуатируя известную народную наивность, веру в Слово. Едва ли где-то еще в другой стране подобная по масштабам антинародная акция стала бы возможна. Выбор был точен, предмет веры насильственно подменен, а гигантский потенциал любви направлен на строительство коммунистической экономики и в дальнейшем громадной военной машины. Ну не дьявольский ли получился парадокс: сама вера была направлена против веры. Накопленные духовные богатства ринулись уничтожать сами себя. Жуткая метаморфоза. И иначе, как апокалипсисом ее и не наречешь, столько здесь непостижимого, невместимого для человеческого рассудка, да и вообще для логики живого.

...Грязь в России для меня навсегда осталась ужасом, умноженным на тотальное равнодушие. Все, что было сделано и построено людьми, выглядело ненастоящим, липовым и нечистым. Даже и какие-то там роскошные дворцы культуры, театры, ипподромы — все это странно и сально мутилось, двоилось, подмигивало — сквозь кажущееся великолепие. Чистым для души было только вечное, сотворенное Богом — небо, природа, цветы, настоящая музыка. Поэзия. Детские лица. Сейчас-то я понимаю, ведь иначе и быть не могло, ибо сказано: «Я лоза, а вы ветви. Без Меня не можете делать ничего».

И пока не перелетела Атлантику, я понятия не имела о том, что в жизни все может быть иначе. Первое, самое первое, еще в Американском посольстве, мое впечатление об Америке: стерильный простор. Волшебство чистоты и какой-то ее небывалый размах. Сразу же исчезло чувство сжатости, преследовавшее всегда, ставшее нормой жизни. Душа расправилась и облегченно вздохнула: исчез постоянный страх в чем-то испачкаться, прикоснуться к грязи, подцепить какую-то дрянь. Логан, огромнейший аэропорт в Бостоне, сиял всеми гранями дымчатой, стеклянной чистоты. Чистоты — до звона, до ослепления! Это было настоящее чудо.

Чудо, оказывается, начинается с чистоты...»

В другом эссе, небольшом, но очень емком, значительном по содержанию и высоко художественном по форме (проза на грани поэзии — даже внутренние рифмы встречаются), написанном Алексеем Олейниковым (недавно успешно дебютировавшим в «ИнтерЛите» с рассказом «Мариам танцует») речь идет о таком важном и архисложном библейском понятии, как Слово (кстати, Вы не пропустили одноименное стихотворение Сергея Черткова?). Слово — и слова. Дух — и творчество...

Сергей Олейников

Клетка языка

«...А слова — это ведь вьющиеся тени на песке, не более, и смешно было бы от них желать и требовать, но кто-то ведь жаждет, и тянет, тащит этот тяжеленный воз с кирпичами, и ставит и строит вавилонскую башню, лестницу Иакова, десницу Господа, держащего в синих своих пальцах твою душу, строит с упорством черного муравья, ладит рассыпающийся мост на ту сторону, потому что иначе — нельзя.

Язык — лестница, лествица, лиственница-девственница, сотканная из лестничных клеток, омываемых лимфой и древесным соком, жизни током, пронизанным гулом неба и дрожью земли пронзенным, язык — крылья и попытка сровняться с Богом».

Олейников парадоксален — впрочем, не более самой жизни.

«Истина недостижима, как горизонт, истина неуловима, как выдох, истина непостижима, иначе она бы не была истиной.

Флоренский, прочерк улыбки, «истина — это естина, то, что есть и не более», так ведь?

Так.

Самое загадочное — то, что есть. Глина, человек, мир — величайшие тайны лежат под ногами, а мы ищем где-то в эмпиреях, седьмая вода на седьмом небе, и все попытки описания изначально бессмысленны, потому что слова — уже искажения».

Олейникову дано заставить известные библейские образы, фразеологизмы и максимы засверкать новыми красками, зазвучать по-новому.

«Блаженные нищие, ибо им нечего терять.

Уподобиться малому, чтобы войти в Царствие, отряхнуть, содрать панцирь прожитого, год за годом, миг за мигом время заботливо пеленает душу в кокон, из которого так трудно вылупиться, так опасно жить без скорлупы, так больно, когда по пальцам идут маршем, трудно играть на флейте с такими пальцами, страшно мерить мир взглядом ребенка, страшно быть не по росту, не по Госту, не по рангу, а так

Просто...»

«Клетка языка» — маленькое литературно-философское эссе, которое будет интересно прочесть каждому, а начинающему литератору — к тому же и полезно. 

Теперь обратимся к новым словарным статьям из «Путеводителя по Библии». Из них две — «Иоав» и «Иоаким» — относятся к второстепенным, в общем-то, фигурам, а третья — «Иоанн Богослов», возможно, разочарует краткостью, однако, думается, эти несколько абзацев вместили в себя главное, что связано с этой незаурядной личностью.

Иоанн Богослов

(имя Иоанн означает «благодать Божья») — брат Иакова Зеведеева, один из Двенадцати апостолов Иисуса Христа. Он был среди первых учеников, присоединившихся к Иисусу возле Генисаретского озера. Перед смертью именно ему, как «любимому ученику», Иисус поручил позаботиться о Своей Матери.

Как евангелист, Иоанн резко отличается от трех остальных: Матфея, Марка и Луки, чьи евангелия носят преимущественно описательный характер. Иоанн же — истинный философ. Он глубже прозревает корни общественных явлений: к примеру, докопался до социально-исторической подоплеки враждебного отношения первосвященников к Иисусу Христу, а не удовольствовался, как другие, примитивной «завистью»...

Еще две новые статьи посвящены важным библейским понятиям, которые не оставили равнодушными и наших авторов.

«Воздаяние по заслугам»

О несовершенстве мира много говорится в Книге Иова. Вспомним также «крик души» пророка Аввакума:

«Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв 1:2–4).

О том же пишет наша современница

Елена Поддубная

* * *

Неужели кто-то может так просто

Жить, смирившись с проказой быта,

Покрывающей створки души коростой

Равнодушия, травящей мозг избитой

Сказочкой о любви, справочкой о здоровье

Душевном и прочем... Подают документы,

Получают повестку, харкают кровью

На бетонный пол, говорят комплименты,

Назначают свидания, овладевают грубо,

И живут в кислотной среде прекрасно,

Словно рыба в воде, словно сельдь под шубой.

Спят, как сыр костромской в вологодском масле,

И встают с рассветом, идут за плугом

До заката по следу души пропащей...

А судьба-то, дура, не по заслугам

Воздает. И ищущий не обрящет. — 

Вспоминается также стихотворение другого нашего автора:

Ольга Коваленко

* * *

Переплетаются Космос и Быт,

                                 пересекаются

К Миросоздателю душу пошли —

                          она возвращается.

К звездам стихи отправляй, над собой

                              приподнимая.

Рухнет на плечи твои тишина

                                    глухонемая.

Жизнь положи на Духовный Алтарь

                                 Мирозданья —

Слезы прольются тихим дождем

                                     непониманья.

Заполни достойнейшими из имен

                     глазницы иконостаса...

Быть может, когда-нибудь

                               встретится Он,

Быть может, воздастся. 

А дебютантку этого выпуска Анну Нижегородову волнует то, как трудно «возлюбить ближнего».

Анна Нижегородова

* * *

Конечно, нет ничьей вины

В том, что несем мы незаметно

Груз необъявленной войны,

Когда молчание — ответно,

Когда уходит мудрый страх

Обидеть, ненавистью скован,

И замерзает на губах

Родиться жаждущее слово,

Когда не можем мы забыть

О наслажденьи бить с размаху

И ближних наших возлюбить

Труднее, чем взойти на плаху. 

Вкратце перечислим другие, наиболее интересные новинки этого выпуска:

Сергей Чертков, критическая статья «Сравнительный анализ стихов Анатолия Сендера и Сергея Черткова». (Каково?!)

Людмила Хмельницкая. «Вiцебскi сшытак». «Анна Тумаркина».

«Анонс» (новая подрубрика). Светлана Макаренко, анонсы биографических очерков «Сорейя. Одинокая принцесса. Штрихи к биографии»,  «Фредерик Мистраль», «Императрица».

История клуба — новая рубрика, размещенная на сайте-спутнике

Приглашаем Вас посетить наш новый проект — Метакаталог почтовых
рассылок
http://www.lists.com.ua

Ждем Вас на сайте: http://www.interlit2001.com

Mailto:interlit@tut.by



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное