← Август 2001 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
12
|
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
26
|
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://www.interlit2001.com
Открыта:
23-04-2001
Статистика
0 за неделю
ИнтерЛит. Путеводитель по Библии.
ИнтерЛит | ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО БИБЛИИ |
Выпуск № 9. Взятая высота |
Один из наших читателей прислал по электронной почте религиозный рассказ. Не взятая высота «В доме Егора Гавриловича все давно уже спали. Только он один сидел сычом на кухне и с тоской глядел в окно. На душе у него как никогда прежде было тяжко и уныло. Даже трущийся об его ноги кот не мог развеять этого пасмурного настроения. — Боже мой, Боже мой, — выдохнул Егор Гаврилович, пытаясь освободить грудь от щемящей боли. Однако совсем неожиданно до него дошел смысл произнесенной им фразы. Фразы, сказанной Иисусом Христом на кресте, фразы отчаяния: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты оставил Меня?!» Из дальнейшего повествования становится ясно, что не Бог оставил, а сам Егор Гаврилович в свое время отрекся от Бога из страха перед репрессиями. Однако переход в веру жены и дочери способствует пробуждению у героя рассказа религиозного чувства, подкрепленного решимостью покончить с трусостью и взять наконец эту «не взятую высоту». Воспоминания героя рассказа вызывают в памяти те советские времена, когда вера была запрещенным и даже опасным делом, побуждают больше ценить величайшее завоевание цивилизации, «взятую высоту» — свободу совести. Подробнее об этом — в статье из «Путеводителя по Библии» «Вера в Бога». |
Как бы ни относиться к учению Маркса-Энгельса, а диалектику никто не «отменял», а вместе с ней и «единство и борьбу противоположностей». Свет и тьма, добро и зло, Бог и дьявол — немыслимы друг без друга. В новой статье из «Путеводителя по Библии», которая называется «Дьявол», нам показалось интересным заострить внимание на двойственной природе этого образа. ДЬЯВОЛ (Сатана, Вельзевул, враг рода человеческого, злой дух, князь тьмы, Люцифер; иногда — Антихрист, Воланд, Мефистофель, Демон) — бывший архангел, пожелавший сравниться могуществом с Богом, изгнанный за это из рая. Воплощает в себе дух себялюбия, лжи, страха, стремления к временным удовольствиям. Главная задача дьявола — заставить человека оправдать то зло, которое в нем заключается, и считать его добром. Орудие дьявола — запретный плод. Излюбленный метод — искушение, соблазн. Одной из первых жертв дьявола в облике змея («змия-искусителя») стала прародительница Ева. Бог посылает дьявола человеку, чтобы тот получил благодать не даром, но лишь как награду за тяжкий труд самосовершенствования. Дьявол, возбуждая в человеке интерес к самопознанию, возносит его на высоты духовной жизни («на крыло храма» в эпизоде «Искушение Иисуса»), но потом всеми силами пытается столкнуть вниз, чтобы знание не стало делом, а человек страдал от их несоответствия и сознания своего бессилия. Иисус Христос сказал о дьяволе: «Он лжец и отец лжи» (Ин 8:44). При всем отвращении к дьяволу как к воплощению зла, сильным, страстным, мятущимся натурам не могут не импонировать его бунтарство и стремление стать хозяином своей судьбы. Недаром великий русский поэт М. Ю. Лермонтов опоэтизировал его в поэме «Демон». «Демоном» называли современники великого английского поэта Джорджа Гордона Байрона, не умея иначе объяснить и понять его гордость и неукротимый нрав. Наш современник и постоянный автор «ИнтерЛита» Евгений Барцицкий предлагает свою трактовку этого образа, согласно которой Байрон страдает от предрассудков, косности и непонимания окружающих. Евгений БАРЦИЦКИЙ «Вдруг пальцы Байрона, до сей поры нежно перебиравшие ее русые пряди, схватили Клер за волосы и задрали ее голову вверх. — Получивший право сидеть у моих ног редко получает право голоса, — сказал он, не сводя холодного взгляда с ее испуганных глаз. — Да как вы смеете?!.. — возмущенно вскричала Мери, вскакивая со своего места. Байрон, оттолкнув от себя девушку, лишь флегматично пожал плечами. Мери помогла сестре встать на ноги и оправить пеньюар. — Пойдем отсюда, — сказала она Клер, бросив на Байрона взгляд, способный его испепелить. — Ночь — время чудовищ. — Нет, — тихо ответила Клер, отстраняя от себя сестру, — Я еще не хочу уходить. — Прекрасная попытка, Мери, — воскликнул Байрон. — Вы хотели спасти Клер от власти чудовища, а она, как оказалось, в этом не нуждалась. — Она любит вас и потому готова стерпеть от вас все, что угодно, — резко ответила она, усаживая Клер рядом с собой. — Вы это прекрасно знаете! — Мне бы хотелось услышать голос самой Клер, — сказал лорд. — Я люблю вас... и готова стерпеть от вас все, — еле слышно проговорила девушка. — Ложь, — холодный голос Байрона хлестал ее больнее кнута. — Когда я держал вас за волосы, в ваших глазах я видел лишь страх, боль и обиду. Любви я не видел. Вы боитесь меня, Клер? — Да.... — девушка не могла смотреть в его холодные глаза. — И, тем не менее, вы продолжаете утверждать, что любите меня?.. — Да... — Но страх и любовь — несовместимы!..» Кстати, вы обратили внимание на новую заставку к рассказу Евгения Барцицкого (это и есть сюрприз, на который мы намекали в разделе «Хроника»)? Художница Злата Гончарова сделала несколько иллюстраций, поэтому мы позволили себе ротацию. Надеемся в ближайшее время рассказать вам об этом мастере. |
Коль скоро речь зашла о художниках, заглянем на «Вернисаж». Там сегодня праздник: к шести работам КАПЛ из серии «Цветопись» добавились еще четыре, в том числе по мотивам лермонтовского «Демона». И вообще, персональная выставка Капл убеждает в том, что многие крупнейшие русские поэты тяготели к библейской тематике. Вот темы некоторых картин: «Душа» М. Цветаевой; «Десятая заповедь» А. Пушкина; «Лотова жена» А. Ахматовой; «Двенадцать» А Блока (имеются в виду библейские Двенадцать апостолов, к которым поэт, на время давший себя увлечь революционной стихии, приравнял революционных матросов). Мы уже рассказывали (В. Ноздрина, очерк «Библейские образы в творчестве Достоевского») о том, что Ф. М. Достоевский тоже в свое время отдал дань революционной романтике. Кончилось инсценировкой расстрела, каторгой, разочарованием не только в революции, но и в идеях гуманизма вообще, и наконец — романом «Бесы» Бесы, или демоны ( во множественном числе, как подручные дьявола) фигурируют и в пародийном рассказе другого нашего дебютанта. Валерий МИХАЙЛОВ (МАЙКЛОВ) «Настоящий ужас начался пару месяцев назад, когда в его замке появились демоны. Сначала он даже обрадовался — какая никакая, а компания, но вскоре исчадия ада показали свое истинное лицо. Они явились окончательно отравить и без того жалкое существование сэра Чарльза. Если в аду есть сословия, то его демоны были из разбогатевших на торговле шерстью мещан, возомнивших себя аристократией. Подобно улитке, они повсюду оставляли за собой осклизлый след пошлости и безвкусицы. Пошлость была во всем: В вечном манерничании и жеманстве, в безвкусных, достойных карнавальных шутов нарядах, в аляповатой мазне на стенах в дорогих рамах... Перечислять можно было до бесконечности»... В другом, уже серьезном рассказе «Голос» (его можно отнести к жанру философского эссе) Михайлов рассматривает одно из центральных библейских понятий — грех. В сущности, его, так же, как и Барцицкого, интересует не грехопадение само по себе, а — антиномия «раб — господин», о том, как важно «выдавливать из себя» и то, и другое. Валерий МИХАЙЛОВ (МАЙКЛОВ) «Теперь ты. Смотри. Вот она. Посмотри, как она прекрасна. Она ждет, хочет тебя. Смотри, как она дышит. Она твоя. Но кто она? Кто тебе нужен? Кто ты? Чего жаждет сердце твое? Сорвать с нее одежды, взять ее, войти в нее господином, словно в пылающий город с мечом в руке, пресекая саму возможность противиться воле твоей, или, слизывая пыль с ее туфель, молить о приказе и наказании?..» |
Проблема власти, проблема рабства и господства в человеческих отношениях чрезвычайно волновала английского писателя Герберта Дэвида Лоуренса (которого мы, наравне с Достоевским, Ахматовой, Тэйлор Колдуэлл, Вирджинией Вулф и другими классиками, также считаем своим постоянным автором). Позволим себе привести отрывок из не слишком известного романа. Г. Д. ЛОУРЕНС Кенгуру «После ухода Кэлкотта Сомерс продолжал напряженно размышлять. Хочет ли он сблизиться с Джеком? Какой-то частью своего существа он этого хотел — и в то же время его передергивало, когда Джек клал ему руку на плечо или называл “стариной”. Причина крылась не в “простонародной” вульгарности речи и манер: это не более чем бравада. В действительности Джек был чувствителен и даже деликатен. Так в чем же дело? Всю жизнь он лелеял прекрасный идеал дружбы: Давид и Ионафан. Но всякий раз, когда идеал грозил обернуться реальностью, все в нем противилось настоящей близости. Похоже, он не нуждался в верном друге и преданном товарище. Стоило ему только уклониться в эту сторону, как валаамова ослица — душа — останавливалась как вкопанная и не желала двигаться дальше. Долго пришлось ему препираться со своей душой, прежде чем он увидел “ангела Господня, стоящего на дороге” и ему открылась истина. Он не нуждался ни в равноправной дружбе, ни в товариществе, ни в “братстве на крови” — и одновременно всей душой стремился к “живым” отношениям с другими мужчинами — возможно, таким, какие он наблюдал в Индии. Отношениям, основанным не на равенстве, а на подчинении — тем самым, против которых веками сражалась белая раса. Вот он, ключ к жизни индусов: тайна господства. Тайна врожденного, естественного, священного превосходства одного над другим. Мистические отношения между людьми, упорно отвергаемые демократическим обществом. Не внешнее, сомнительное превосходство одной касты или одного сословия над другими — так сказать, по праву рождения. А интуитивное признание различий и внутреннего неравенства, естественное послушание слуги и священная ответственность господина». Если вас интересует эта проблема, советуем также прочесть очерк Д. Г. Лоуренса «Блаженны сильные». |
Cовершенно иные мысли и чувства вызывают стихи нашей дебютантки в поэтической рубрике. * * * Знаю, что говорю Не отрекусь вовек: В этом скупом краю Жил святой человек, Ближних своих любя, Как самого себя, Принял Он смертный крест И, говорят, воскрес... Правда ли велика?.. Знаю, нашлась рука, Вбившая в руку гвоздь... Он, говорят, был Гость Свыше, несущий Свет Во искупленье бед. |
ПРОШЛОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Найдите в стихотворении Светланы Макаренко «Гефсиманский елей» как можно больше библейских образов. Ответы: 1. Чаша 2. Распятие на кресте 3. Голгофа 4. Плащаница и терновый венец 5. Искупитель НОВОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Найдите в рассказе Игоря Колгарева «Не взятая высота» как можно больше библейских образов.
|
ВИКТОРИНА Кто автор цитируемых ниже произведений? (Все ответы содержатся на наших страницах) 1. Меня смущает мира князь — Во рту от проповедей сухо. |
|
2. Над сонмом житейских стихий, Хоть низко летай, хоть высоко, Но помни: Сперва — «Не убий!», А там уже — «Око за око!» |
|
3. Душе моей строки Писанья желанны, я оба Завета читаю влюбленно, но тело и дух мой от обезьяны, и никогда мне не стать сотворенным. |
|
4. В дому усталость предвечерья И сонный примитив неверья. Вот хлеб, а вот с водою чаша. Да будет вам по вере вашей. |
|
5. Все ищут демоническую суть в Лермонтове и его судьбе, а подлинной трагедии этой судьбы, состоящей в том, что он так рано и обостренно чувствовал человеческие несчастья и несовершенства, никто как бы и не видит! |
|
6. ...Красив душой и телом, как Рахиль... |
|
7. Нам дана свобода, и каждый распоряжается ей так, как посчитает нужным. К счастью, есть и те, кто понимает, что счастье не в обладании деньгами и вещами, а в душевном спокойствии и гармонии с окружающим миром. |
|
8. Так женщины свою качают нежность И крест любви невидимый несут, |
|
9. О, зачем Ты построил наш мир на песке? |
|
10. — ...В разговоре с моим доверенным лицом ученый рассказал о долгих годах дружбы, связывающих его и Мориарти, однако он позабыл сказать, что именно он открыл попечителю университета тайну своего друга... — ... И, подобно библейскому Иуде, получил свои тридцать сребреников... — вырвалось у меня. |
|
11. ...Боюсь воспоминаний. Они, как бесы, носятся за нами. Как будто наша участь решена. |
|
12. ...Демон мой, намаявшийся, спал. |
|
Приглашаем
Вас посетить наш новый проект —
Метакаталог почтовых Ждем Вас на сайте: http://www.interlit2001.com |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||