Сегодня читаем письмо читательницы рассылки и думаем о прочитанном :)
> Как не погубить творческие начала у детей и возродить у взрослых?
У нас взрослых это понятие - ТВОРИТЬ - связано с понятием проказничать, баловаться, т. е. бездельничать. В сознании отложился на слово ТВОРИТЬ условный рефлекс - динамический стереотип - привычка - БЕЗОБРАЗНИЧАТЬ и наоборот.
В детстве я однажды решила порадовать своих родителей: завела тесто, творог, и налепила варенники. Поначалу процесс был занимательный, а потом мне
надоело это дело ... но работу надо закончить?. вот я и решила побыстрей ...раскатала 2-3 сочня в пол-стола, навалила творог, залепила и в воду ... . А когда пришел с работы отец, вместо поощрения я услышала: "Что ты НАТВОРИЛА? ... погоди, вот придет мать с работы....". Думаю, что и мама сказала мне примерно то же, раз уж лет на 15 у меня отпало желание ТВОРИТЬ, пока замуж не вышла.
Буквально пол-года назад: я в кабинете, солнце, музыка ... хорошо ... машинально навела порядок на столе
одного работника ... и вдруг: "Что ты натворила?" ... . Это я к тому, как глубоко "сидит" в сознании динамический стереотип. ... Тридцать с лишним лет прошло .
> Как не погубить творческие начала у детей
Тоже пример:
Сыну ДВА года. радость в семье: купили мебель ... я счастливая ... вся в себе ... последний штрих в убранстве комнаты ... откинула прядь волос со лба ... "разогнулась" ... и НАКОНЕЦ-ТО вспомнила,... а чем же там
сынок-то занимается? Ну как вы думаете? Чем может заниматься ребенок, когда мир вокруг него пронизан атмосферой творчества (нет, я не ошибюсь - в тот момент я действительно ТВОРИЛА)?Сынок тоже по-своему ТВОРИЛ. Он расписал моей помадой, кремами туалетный столик, спинки кровати ... ведь не потому, что проказничал, а как того его душа требовала, его внутренний мир выражался в его рисунках. Ведь в то время он проявлял таким образом себя , так выражал свои фантазии ... коли маме некогда - надо
же с кем-то разговаривать. Вот только мама была глупа и и только через 10 лет поняла, что она натворила(отхлестала по рукам свою кровинку в тот момент).Так вот ... :::((((( Сын мой - 24 ГОДА - до сих пор не берет в руки фломастеры и карандаши. "Отбила" я у него охоту-желание к творчеству:::((((
Таких примеров с десяток только у меня наберется. А в геометрической прогрессии .... у всех нас???
> Вы знаете ответы на вопросы: Что мешает нам творить?
В первую очередь: сломать стереотип поведения , выработанный, сформированный, связанный с этим словом. Или выработать на это слово новый, более мощный "динамический стереотип", закрепить его положительно. :)
Ну почему-то никак не увязывается в сознании слово ТВОРИТЬ с творчеством, ссозданием чуда, желанием делать добро.
И даже в словаре Ожегова таково толкование: ТВОРИТЬ - "совершать суд, расправу".
А куча примеров тому, как ТВОРЧЕСТВО И ТАЛАНТ прозябали в недостатках и
нищите, так и ушли в мир иной - непризнанные. Эти способности должны поощряться, "положительно закрепляться" сильными, чтоб сохранялось желание творить и развиваться. Так сложилось, что сильные мира сего не интересуются ПРЕКРАСНЫМ. Заняты преумножением СОБСТВЕННОГО.
Творческие люди - это в "люди в себе". И пока они там, витают в облаках, общаются на небе с музой творчества, здесь - на земле им готовят западни-ловушки-приманки ...
Нет они не слабые ... им просто некогда,...
"война" не входит в их планы. И свои интересы они отстоять не могут ... нет слов ... а лишь недоумение на лицах: "как можно не принять "красивое".
Прочитали? Теперь думаем...
Знаете, что я подумал, кода читал пример, где сын разрисовал мебель?
Реакцией на действия ребенка было отрицательное подкрепление со стороны мамы. Подкрепление сработало. Результат - человек не берет в руки карандаши и фломастеры.
Дальше... Мама поняла, что сделала сыну плохо. Какие выводы напрашиваются по аналогии? А напрашивается такой вывод... Смешно конечно для взрослого человека...
Раз мама поняла, что сделала плохо, то нужно же это закрепить...
Что закрепить? Понимание того факта, что ребенку было причинено зло. А понимание подразумевает исключение в будущем таких действий по отношению к ребенку. Иначе ,если мы продолжаем делать плохо, то ничего на самом деле мы не поняли...
Как закрепилась в подсознании у сына боязнь брать в руки карандаши? Через наказание - отрицательное подкрепление.
Так почему бы и маме не воспользоваться этим действенным способом? :)
Вы себя как наказали, когда осознали, что ребенку причинили зло? :)
Я улыбаюсь, но вопрос серьезный!
НУЖНО себя наказывать! за такие действия...
А то ведь, получается нечестно... ребенок нашкодил - наказываем, а мы нашкодили - не наказываем...
Так нельзя, товарищи! :) Как иначе у нас выработается привычка не шкодить своим детям?
Вы можете почитать и посмеятся...Можете...
А я решил это применять в жизни. Вот сегодня дома жене расскажу и договорюсь с ней, что бы мы друг друга контролировали и когда нужно наказывали, когда мы шкодим своим детям.
Знаете ведь, как жена может наказать мужа, когда он что-то не то делает? :)
Ну и муж тоже может :) наказать.
Так что - нашкодили - честно себе в этом признались и НАКАЗАЛИ себя обязательно!
Иначе так и будет до конца жизни: нашкодили ребенку, поохали-поахали "ах, это не правильно" и продолжаем дальше шкодить...
Много еще мыслей по поводу этого письма, но не всё сразу :)
С пожеланием творческих успехов, Билоченко Сергей, serbil@gala.net