Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Любите ли вы фэнтези? Полюбите!


Информационный Канал Subscribe.Ru



Рассылка №33

 “Добро пожаловать” – как сказали англичанам примкнувшие штыки французы.
 (утянуто у Посмертных записок Пиквикского Клуба, Ч. Диккенса)

Здравствуйте друзья!

 Для начала несколько новостей:

1) До выхода Порри Гаттера уже ничего не осталось... >>
2) Есть люди, которые Гаттера уже прочли и высказались... >>
3) Результаты конкурса еще не подведены окончательно , но победители уже наметились. С радостью (сожалением) вынужден заявить, что 2 из трех призов достанутся активным участникам Форума (очевидно, самые компетентные собрались :))
4) В следующей рассылке объединенный список книг, соответствующих тематике – герой (made in Russia) из “продвинутого” будущего/настоящего в средневековом мире.
5) Приносим извинения, если Архивы Кубикуса вчера работали нестабильно. А если работали стабильно, то не приносим :) 
6) Форум "Архивы Кубикуса" теперь доступен по адресу fant.lame.ru

Сегодня с вами уважаемый хранитель Денис (из размышлений о великом Джеке Вэнсе. Полностью познакомиться со статьей можно здесь )

Хранитель Денис:

Джек Вэнс – это автор, попробовавший себя во всех многочисленных подвидах фантастики. В его творческом багаже есть и фэнтези («Глаза чужого мира», «Сага о Кугеле»), и фантастические детективы («Замок Иф», серия рассказов и повестей о Магнусе Рудольфе), и космические авантюрные романы («Пять золотых браслетов», пенталогия «Принцы-демоны»), и романы приключений – опять-таки космические («Большая планета», тетралогия «Чай» (в другом переводе – «Тскей»)), и произведения, сочетающие в себе НФ и фэнтези («Создатели чуда»).
Для творчества Джека Вэнса характерна оригинальность идей (например, я не припомню ничего похожего на его книги «Сын Древа» или «Дома Исзма»). Однако при этом Вэнс нередко берет за основу своих произведений какую-либо традиционную идею – но умеет показать ее в неожиданном ракурсе. Примером может служить, пожалуй, один из самых сильных романов автора, «Эмфирион» (правильнее – «Эмфирио»). Человек выбирает себе псевдоним, коим является имя полумифического героя прошлого, и неожиданно для себя становится заложником чужой судьбы – казалось бы, чего здесь нового? Вспомним хотя бы «Двойную звезду» Хайнлайна…. Но в отличие от той же «ДЗ», герой «Эмфириона» вовсе не срастается со своим «альтер эго» в одно целое, не превращается в того, кого он вынужден играть. Нет, главный герой книги действует сам по себе – вот только окружающие продолжают отождествлять его с исторической личностью. В этом-то, как мне кажется, и кроется главная мысль книги – мы не то что есть, а лишь то, чем мы кажемся. Необычность подхода к привычным темам присуща многим другим произведениям Вэнса. Казалось бы, уж на что избитый сюжет – месть главного героя за убитых родственников? Что может получиться на выходе – заурядный боевичок с мордобоем и парой-тройкой постельных сцен (это чтобы сделать книжку потолще да не дать несчастному читателю умереть от зевоты)? Чаще всего так и бывает. Но именно на таком «фундаменте» Вэнс создает цикл «Принцы-демоны» (или «Властители зла»), который относится к числу самых известных его произведений. Или берет за основу вопрос контакта с чуждой расой – и появляется прекрасный рассказ «Дар болтунов»…. (Однако было бы ошибкой считать Вэнса автором, которому неведомы неудачи. Например, взяв сюжетом романа «Умы Земли» довольно популярную тему захвата инопланетянами сознания людей, он не смог приблизиться к таким вещам, как «Зловещий барьер» Эрика Френка Рассела или «Кукловоды» Роберта Энсона Хайнлайна).
Вообще фантастика Джека Вэнса довольно традиционна. Традиционна в том смысле, что это, в основном, космическая фантастика, а не фантастика каких-нибудь параллельных пространств или виртуальных реальностей (отчасти это объясняется временем написания, но, наверное, лишь отчасти). Но что бы ни писал Джек Вэнс, повторюсь, будьте уверены – «на выходе» вас ждет интересное, захватывающее, и – оригинальное произведение. Возможно, именно это и называется настоящим талантом?

Так чем же Вэнс «берет» читателя?
Самое главное «оружие» Вэнса, на мой взгляд – это невероятно тщательная проработка мира, в котором действуют герои его книг. Выдержки из несуществующих мемуаров и статьи из не составленных энциклопедий, упоминания о множестве событий и людей, которые не имеют прямого отношения к сюжетам тех или иных книг – все это насыщает произведения Вэнса таким количеством мелких и мельчайших деталей, что созданный автором мир становится чрезвычайно реалистичным. Воздержимся от штампа «читатель поневоле может поверить в происходящее» (хотя кто-то, вполне возможно, и поверит). Дело не в том, что мир книг Вэнса достоверен. Дело в другом – мир книг Джека Вэнса интересен. Мир его книг может быть причудлив, загадочен, страшен (например, при наличии множества юмористических моментов в «Глазах чужого мира» и «Саге о Кугеле» по спине нет-нет, да и пробежит холодок – неужели Землю ждет такой страшный конец?). Не менее талантливо и убедительно Джек Вэнс описывает и героев своих книг. У него вы не встретите главных героев, которые «все в белом». Нет, персонажи его книг обладают всеми достоинствами и недостатками обычного человека, а потому правдоподобны и жизненны (ну это примерно как Соло и Люк в «Звездных войнах». Один сугубо положительный, а потому неубедительный – не бывает таких, зато второй хоть и «наш человек», но себе на уме. Вот здесь любой критик скажет – «верю!»). Например, Блэкторн («Пять золотых браслетов») и не скрывает того, что действует не только и не столько в интересах человечества, сколько в интересах одного человека – себя, то есть. И хотя роман довольно слаб (правда, это был дебют Вэнса как романиста, к тому же и великие иногда отдыхают), реалистичность главного героя сомнений не вызывает. Кстати, не повезло этому роману и с переводом – такой откровенной халтуры, как в «астовском» сборнике «Космическая опера», мне давно не встречалось.
Столь же реалистичен и один из самых известных персонажей Вэнса – мошенник Кугель, герой дилогии, образованной романами «Глаза чужого мира» и «Сага о Кугеле». Нельзя не отметить, что Кугель – это своего рода вызов законам жанра. Он не оснащен центнером могучих мышц и двуручным мечом, которые уже давно превратились в своеобразные отличительные знаки героев фэнтези. Кроме того, главное отличие Кугеля от «стандартных» героев фэнтези состоит в том, что он НЕ положительный персонаж. Напротив, он мерзавец, причем мерзавец редкостный, для которого ничуть не зазорно обмануть ближнего своего – более того, он этим обманом живет. Так почему же он воспринимается читателями как «хороший парень»? Ответ прост – потому что в мире умирающей Земли честных-то людей и нет, и Кугель оказывается еще вовсе не самым плохим. Хотя, в общем-то, вопрос причин восприятия Кугеля как положительного персонажа не столь уж и важен – гораздо важнее взгляд на книгу в целом. Потому что дилогия «Глаза чужого мира» и «Сага о Кугеле» показывает нам мрачный мир далекого будущего, когда солнце готовится погаснуть – и это тоже не вписывается в традиционные каноны «классической» фэнтези. Для привычной нам фэнтези характерен благодатный мирок, которому угрожают некие темные силы из-за грани реальности. На защиту мира волей-неволей встает воин или маг, который должен что-то сделать или найти какой-нибудь могущественный артефакт, который поможет отразить натиск приспешников Тьмы, и так далее. Одна книга отличается от другой только размахом повествования и разными мелочами, основные же «ингредиенты» остаются неизменными. Однако «Глаза…» и «Сага…», как уже было сказано, выбиваются из общего ряда. Кугель – вовсе не Конан, да и на умирающей Земле уже никто не думает о том, чтобы Землю спасать – никто ей, кстати, и не угрожает. Просто Солнце в скором времени погаснет….

Один из рассказов Джека Вэнса носит название «Творец миров». Как мне кажется, это название в полной мере характеризует и самого Вэнса. Он и в самом деле творец миров. Миров причудливых, миров загадочных, миров манящих. Миров, которые Джек Вэнс рисует крупными широкими мазками – но которые при этом получаются прорисованными с невероятной тщательностью, и которые столь же тщательно продуманы. Миров, которые образуют целую вселенную, полную тайн, загадок и приключений. Вселенную по имени Джек Вэнс.

Архивам очень приятно видеть в своих рядах новых друзей! Присоединяйтесь! И возвращайтесь :) !

По всем вопросам и предложениям пишите на kubikus@wilmark.ru а если захочется чего-нибудь свеженького – тогда на Форум.

Ваш Кубикус



Проекты, поддерживаемые компанией Wilmark:


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное