Какой человек вам больше импонирует: тот, кто на вопрос о погоде ответит «идет дождь», или тот, который заявит, что «характер наблюдаемых погодных явлений напоминает жидкость в водопроводе»? С одной стороны, с первым общаться значительно проще, кроме того, от него можно получить больше информации в единицу времени. Зато как приятно почувствовать себя умником, разгадав, что имеет в виду второй! Да и метафоры у него оригинальные.
«Лысая певица» – это великолепная абсурдистская пьеса, посвященная человеческому общению и в частности языку. Читать ее одновременно смешно и грустно. Писатель виртуозно обращается с текстом – поэтому отдельное спасибо хочется сказать переводчику, который смог не испортить игру слов и звуков.
Театр абсурда нравится не всем. Но для его любителей Эжен Ионеско – фигура наипервейшая. Один из основателей этого жанра, Ионеско знает, о чем пишет, как это выразить словами, и как оно будет выглядеть на сцене. При всем при этом он оставляет простор для действий актеров и режиссера – возможно, именно поэтому найти удачную постановку его пьес у нас довольно трудно. Жаль, конечно, но тем интереснее их читать.
Странствия и приключения Никодима Старшего
Автор: А. Скалдин
По улице идет господин средних лет в длинном строгом пальто и с молодежным рюкзаком поверх. Его волосы растрепаны, роговые очки сидят чуть криво. Он входит в старинный особняк, поднимается по лестнице и входит в комнату. В ней вокруг пустого стола при свечах сидят двенадцать человек. Он – тринадцатый. Он задувает свечи, говорит «огурец» и уходит.
Генис призывал писать о книгах, как о людях. Воплощая этот принцип в жизнь, поясню, что от романа «Странствия и приключения Никодима Старшего» остается примерно такое же ощущение, как от господина из вышеприведенного абзаца. Сначала ничего
не понятно. Постепенно таинственные тени вплетаются в сюжет и захватывают его в свои руки. При этом, автор избегает окончательного ухода в мистику, ограничиваясь символами и знаками. Эти эзотерические намеки, да и весь стиль повествования роднят роман с книгой Кроули «Лунное дитя», но Скалдин смелее, чем Кроули: он уделяет меньше внимания позерству, зато приправляет
повествование дозой абсурда. В итоге получается сложная, насыщенная книга, которую довольно трудно осилить. Роман задумывался как трилогия, но так и не был закончен, так что остается только догадываться о том, сколько автор не успел сказать. Говорят, творчество Скалдина повлияло на Булгакова, когда он писал «Мастера и Маргариту». А может быть, оба писателя просто знали одни
и те же вещи, не всегда известные нам.