Пустимся же в путешествие по морю фактов. Оно будет долгим и утомительным, но вместе с тем в нем будет очарование познавательного путешествия, во время которого мы посетим множество странных чужеземных народов с еще более странными обычаями.
Я открываю книгу и читаю: «Кто не видел картину Тёрнера "Золотая ветвь"?» С этого момента события развиваются одним из двух путей. Либо я думаю, что вот я как раз этой картины не знаю, а раз автор такой сноб, то и знать не хочу. Закрываю книгу и ставлю обратно на полку. Либомне становится интересно ликвидировать пробел в своем образовании, и я читаю дальше, открывая
для себя массу не очень нужных, но интересных фактов.
Огромный научный труд Фрейзера родился из простого вопроса. К первоначальным двум томам быстро добавились еще десять, а изучение культа богини Дианы превратилось в детальное исследование мировых религиозных традиций, магии и ритуалов. Позже появилось сокращенное издание, которое, конечно, не подходит для специалиста, но вполне заинтересует простого смертного. Масса информации и яркие примеры так захватывают, что хочется больше узнать про народы и обычаи, описанные в
книге. К выводам автор подходит так плавно и незаметно, что кажется, будто все совершенно очевидно.
Есть мнение, что рецензия на "Золотую ветвь" должна быть столь же длинной и нудной, как и сама книга. Но тогда, по логике вещей, она должна быть и столь же содержательной, а это, пожалуй, невозможно. Общее впечатление мы составили, а там уж кто знает – может, прочитав «Золотую ветвь» вы вдруг обнаружите в себе талант
управлять погодой.
Веселые похороны
Автор: Л. Улицкая
Классическая русская женщина одновременно ужасна, и прекрасна тем, что ей обязательно надо страдать, находиться на грани, все вокруг должны непрерывно умирать и жениться на нелюбимых. Если повода для мучений нет, значит, его надо придумать. Завести (или бросить) любовника, работу, ребенка, нужное подчеркнуть. При должной сноровке сладко страдать можно всю жизнь, от школы до могилы.
В этом смысле все книги Улицкой – очень правильные. Кажется, будто автор пережила все это сама, а вовсе не придумала. Герои идеально проработаны, ведут себя логично, в меру непредсказуемо. Им легко сочувствовать. Ситуации нестандартные, но вполне жизненные. «Поднимите мне веки – слишком много любви», – пел один знаменитый дяденька. В «Веселых
похоронах» ее и правда многовато, слегка даже через край. Когда что-то подобное читаешь в нормальном, невлюбленном состоянии,то совершенно непонятно, зачем столько мук в одном коротком, хорошем, даже слегка остроумном романе. Меж тем, это вполне обычный накал эмоций для отечественной женской литературы. Когда читаешь в состоянии влюбленности – книга кажется идеальной.