Первое, что замечаешь при чтении этой «замечательной книги», это её
женский характер.Оно и понятно – автор-то женщина… В фильме герой –
тоже типичный маменькин сынок. Казалось бы, это всё объясняет. Но круг
читателей «Гарри Поттера» не совпадает с потребителями «женских»
романов. Причина так же понятна – тематика не та. Непонятно другое –
почему совершенно не замечена массовым сознанием эта «феминизация»
почтенного жанра «фэнтэзи» и – соответствующее отличие? Можно до
хрипоты доказывать, что Толкиен лучше – реакция ноль. Действительно,
дело вкуса. Но сама экспансия «феминизма» в новую область достойна быть
отмеченной. Мы её уже имели в политике – и получили Хакамаду и Машу
Арбатову. Дело их умерло, но осадок остался. Есть сферы, где мужской,
героический архетип не должен размываться. С другой стороны, ведь есть
и политики, и писатели-женщины, и вроде неплохо смотрятся – Сафо,
Долорес Ибаррури, Сажи Умалатова, Марина Ивановна, наконец …Да и в
жанре «фэнтэзи» такие гиганты, как Мэри Стюарт, Андрэ Нортон и наша
Мария Семёнова ничуть не уступают мужчинам. Можно было бы сослаться на
«мужской» тип личности, но дело осложняется наличием «героических»
феминисток наподобие Ларисы Рейснер и Александры Коллонтай – при всём
желании женственности у них не отнимешь. А у перечисленных авторов
также наравне с «мужской» энергетикой можно заметить женские обертоны.
Видимо, «гендерный» вопрос не так очевиден – многих
авторов-мужчин можно обвинить в «женственности», хотя за исключением
явных девиантов это просто скучные и занудные фигуры. Я бы предложил
иную классификацию – и в женском, и в мужском стиле можно выделить
активный и пассивный типы. Зависят они прежде всего – от воспитания,
степени духовной пробуждённости и качества личности. Первый тип –
творческий, второй – потребительский. В «обществе потребления» он и
пытается выдать себя за творчество. На самом деле – это подделка,
простая рекомбинация уже существующих креативов ( в лучшем случае ). В
худшем – мы можем наблюдать агрессию такого типа, так сказать,
псевдоактивность. Тогда происходит навязывание определённых кодов
отношения к творчеству и жизненных установок. Лучше всего их изложил
незабвенный Дейл Карнеги – довольно откровенно и наивно, но точно.
Гарри Поттер неприятен тем, что излагает аналогичные идеи под видом
детской сказки – самого креативного жанра. Конечно, его герои – не
дети, это - маленькие старички, готовые «хозяева жизни». Дети же – это
«маглы», которыми и призваны управлять Гарри Поттеры-вундеркинды.
Кстати, «вундеркинд» - типичный псевдокреатор, маленький компьютер
быстрой сборки. Творческая личность требует длительного развития.
Особые случаи действительно «чудесных» способностей всегда считались
исключительными, в религии – как прямое проявление духовной реальности.
Чуду нельзя научиться (или получить его по наследству, через гены). С
мате-риалистической точки зрения – это мутация. Пропаганда мутации как
нормы, лишающая её чудесного измерения, началась примерно в конце ХIX
века в либеральной среде. История следующего века дала прекрасную
картину таких массовых мутаций.