Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Рецензии

  Все выпуски  

Рецензии Детская литература периода Гарри Поттера


Первое, что замечаешь при чтении этой «замечательной книги», это её женский характер.Оно и понятно – автор-то женщина… В фильме герой – тоже типичный маменькин сынок. Казалось бы, это всё объясняет. Но круг читателей «Гарри Поттера» не совпадает с потребителями «женских» романов. Причина так же понятна – тематика не та. Непонятно другое – почему совершенно не замечена массовым сознанием эта «феминизация» почтенного жанра «фэнтэзи» и – соответствующее отличие? Можно до хрипоты доказывать, что Толкиен лучше – реакция ноль. Действительно, дело вкуса. Но сама экспансия «феминизма» в новую область достойна быть отмеченной. Мы её уже имели в политике – и получили Хакамаду и Машу Арбатову. Дело их умерло, но осадок остался. Есть сферы, где мужской, героический архетип не должен размываться. С другой стороны, ведь есть и политики, и писатели-женщины, и вроде неплохо смотрятся – Сафо, Долорес Ибаррури, Сажи Умалатова, Марина Ивановна, наконец …Да и в жанре «фэнтэзи» такие гиганты, как Мэри Стюарт, Андрэ Нортон и наша Мария Семёнова ничуть не уступают мужчинам. Можно было бы сослаться на «мужской» тип личности, но дело осложняется наличием «героических» феминисток наподобие Ларисы Рейснер и Александры Коллонтай – при всём желании женственности у них не отнимешь. А у перечисленных авторов также наравне с «мужской» энергетикой можно заметить женские обертоны.

Видимо, «гендерный» вопрос не так очевиден – многих авторов-мужчин можно обвинить в «женственности», хотя за исключением явных девиантов это просто скучные и занудные фигуры. Я бы предложил иную классификацию – и в женском, и в мужском стиле можно выделить активный и пассивный типы. Зависят они прежде всего – от воспитания, степени духовной пробуждённости и качества личности. Первый тип – творческий, второй – потребительский. В «обществе потребления» он и пытается выдать себя за творчество. На самом деле – это подделка, простая рекомбинация уже существующих креативов ( в лучшем случае ). В худшем – мы можем наблюдать агрессию такого типа, так сказать, псевдоактивность. Тогда происходит навязывание определённых кодов отношения к творчеству и жизненных установок. Лучше всего их изложил незабвенный Дейл Карнеги – довольно откровенно и наивно, но точно. Гарри Поттер неприятен тем, что излагает аналогичные идеи под видом детской сказки – самого креативного жанра. Конечно, его герои – не дети, это - маленькие старички, готовые «хозяева жизни». Дети же – это «маглы», которыми и призваны управлять Гарри Поттеры-вундеркинды. Кстати, «вундеркинд» - типичный псевдокреатор, маленький компьютер быстрой сборки. Творческая личность требует длительного развития. Особые случаи действительно «чудесных» способностей всегда считались исключительными, в религии – как прямое проявление духовной реальности. Чуду нельзя научиться (или получить его по наследству, через гены). С мате-риалистической точки зрения – это мутация. Пропаганда мутации как нормы, лишающая её чудесного измерения, началась примерно в конце ХIX века в либеральной среде. История следующего века дала прекрасную картину таких массовых мутаций.

Читать дальше

 

 


В избранное