Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В мире идей

  Все выпуски  

В мире идей


В мире идей

Выпуск 100, 31 августа 2012 г.

Разум в оковах

no

Маски авторитарности
Джоэл Крамер и Диана Олстед
Издательство «Прогресс-Традиция», 2002 г.

Эйнштейн утверждал, что люди не могут решить проблемы, оставаясь на том же уровне мышления, на котором они породили эти проблемы. Если нынешнее положение вещей нас не устраивает, нам необходимы новые парадигмы мышления. Тупики в развитии современного общества объясняются тем, что большинство людей до сих пор пребывает во власти разрушительных идей. Особенное беспокойство вызывает то, что некоторые из этих идей почитаются священными – то есть, стоящими выше анализа и рациональной критики.

Книга «Маски авторитарности» – важная попытка пробить брешь в стене почти всеобщего умолчания и разобраться в том, как многочисленные культурные нормы препятствуют развитию как общества в целом, так и отдельного человека. Она заслуживает внимательного прочтения всеми, кого интересуют эти вопросы.

Большинство разговоров об авторитарности сводится к критике тех или иных политически режимов. Но авторы книги заняты более глубоким и фундаментальным анализом. Хотя авторитаризм и не является неизбежным, он «всегда был частью структурной основы любого социального образования и по сию пору продолжает присутствовать в любых человеческих взаимоотношениях». «Психика человека насквозь пропитана ядом авторитарности, и это оказывает на нашу повседневную жизнь гораздо более сильное воздействие, чем принято думать».

Наличие иерархии в природе и обществе еще не является оправданием для авторитарности. Проблема – не власть как таковая, а то, каким образом ее используют. Авторитарная власть (какие бы формы она не принимала) воспитывает в людях недоверие к себе и собственным силам. Она поощряет людей с расщепленной психикой – слабых, мятущихся, неуверенных, терзаемых внутренними конфликтами и противоречиями, готовых верить «спасителям» и преклоняться перед авторитетами.

Основное внимание авторы уделяют авторитарным взаимоотношениям в сфере духовности, религии и морали.

Многочисленные «гуру», наводнившие страны Запада проповедью восточный религий – яркие, хотя и не единственные примеры авторитарного контроля в действии. Авторитарность гуру и их злоупотребления не объясняются слабостью какого-то конкретного человека, а вытекают из структуры отношений «гуру-ученик».

Когда ученик возлагает бремя ответственности за свою жизнь на того, кого считает «просветленным», «спасителем» или «носителем истины», он может испытывать значительное облегчение и даже экстаз. Но это облегчение достается ему дорогой ценой – личной капитуляцией, отказом от собственного «я», от трезвого и рационального мышления. В конечном счете – от зрелости и самостоятельности.

Подчинение человека закрепляется настойчивой проповедью авторитарных добродетелей: чувства долга и повиновения. Еще один немаловажный аспект – подспудное желание каждого человека чувствовать свою правоту. Убежденность в моральной правоте эмоционально привлекательна – вот почему ее порой не в силах поколебать даже факты реальности. Чтобы сохранить свой душевный покой, зависимая личность готова находить оправдания любым противоречиям и недостаткам в поведении гуру.

Некоторым людям непонятно, почему религии и культы так зациклены на сексе. Книга убедительно объясняет, почему это происходит: «Сексуальность, если предоставить ей свободу, рискует вывести людей из-под контроля, и, что особенно важно, из-под контроля религии. Неудивительно, что все религии неизбежно приходили к тому, что брались определять, какие из проявлений сексуальности приемлемы, а какие нет».

На мой взгляд, самый важный раздел книги – тот, где объясняется авторитарная сущность признанных идеалов бескорыстия, самоотречения, «абсолютной» любви и отказа от «эго». В силу своей практической бесполезности и неосуществимости, они приводят либо к лицемерию, либо к чувству вины. Сторонник этих идеалов становится расщепленной личностью, идеальной жертвой для гуру, претендующих на свободу от «эго».

Книга не разбирает положительные альтернативы авторитарному контролю и не дает подробных рецептов того, как от такого контроля освободиться. Но это ничуть не уменьшает ее ценности. Хорошее понимание проблемы – важнейший шаг к ее решению. Как человек, на личном опыте знакомый с механизмами авторитарного контроля и манипуляции, я рекомендую эту книгу всем, кто любит свободу и стремится к ней.

Чтобы не перегружать статью, я вынес наиболее яркие цитаты из книги в отдельные сообщения. Читайте их здесь:

Отрывки из книги «Маски авторитарности». Часть 1. Авторитарная мораль, расколотая личность, недостижимые идеалы.

Отрывки из книги «Маски авторитарности». Часть 2. Религия, философия единства и холизма, терпимость, путь к свободе

Купить книгу в интернет-магазине OZON

Предыдущие статьи

Чтение с пользой. О книге Мортимера Адлера "Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений"

Мужество, чтобы устоять. О книге Уинстона Черчилля “Мускулы мира”

В помощь злому гению - и не только. О книге “48 Законов власти” Роберта Грина

Начать свое дело. О книге Гая Кавасаки “Стартап. 11 мастер-классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины”

Падать с пользой. О книге Тима Харфорда "Через поражения - к победе. Законы Дарвина в жизни и бизнесе"

RSS-канал “В мире идей”

© 2012 Андрей Яшурин

Пишите: yashurin@gmail.com


В избранное