Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В мире идей

  Все выпуски  

В мире идей


В мире идей

обзор книг от Андрея Яшурина

Выпуск 20, 15 февраля 2008 г.

Просветленный нигилист

Первая и последняя свобода
Джидду Кришнамурти
Издательство “Деком”, 2006 г.

Имя Джидду Кришнамурти (1895-1986) хорошо известно духовно ищущим людям. Он по праву принадлежит к числу наиболее выдающихся мыслителей ХХ столетия и пользуется уважением даже среди тех, кто не разделяет его убеждения. Добровольно отказавшись от роли Мессии, к которой его готовило теософское общество, Кришнамурти не создал своего движения и даже не претендовал на роль гуру. Его учению было свойственно последовательное отрицание любых догм, идеологий и авторитетов – а также скептическое отношение к религиозным ритуалам и самодисциплине.

Книга “Первая и последняя свобода” обращается к насущным проблемам современного общества, которые автор называет мировой катастрофой. Повсюду царят хаос и страдание – и печальнее всего то, что религиозные и идеологические системы, которые обещают выход из тупика, только усугубляют раздор между людьми. “Все организованные веры основаны на разделении, несмотря на то что они проповедуют братство”.

Но более всего, Кришнамурти волнует судьба отдельного человека, который утратил контакт со своим творческим началом и ведет бездушное, механистическое существование, которое с трудом можно назвать полноценной жизнью. “Большинство из нас – люди не творческие, мы машины для повторения, заезженные грампластинки, проигрывающие раз за разом определенные песни опыта, определенные умозаключения и воспоминания, принадлежащие нам самим и другим. Такое повторение не есть творческое бытие”.

Религия, по мнению автора, дает только временное утешение – достигаемое ценой ухода от собственного “я”. “Цитируя Бхагавадгиту или Библию, или какую-нибудь китайскую священную книгу, вы, несомненно, просто повторяете сказанное, не так ли? А повторяемое вами не есть истина. Это ложь, ибо истина неповторима”. “Повторяя сказанное другими, вы перестаете понимать свое собственное состояние бытия. Вы просто прикрываете авторитетными словами свою собственную запутанность”. “Ваша вера в Бога есть просто бегство от вашей монотонной, тупой и жестокой жизни”.

Религия претендует на знание абсолютной истины – но в результате лишь плодит иллюзии. Реальность подвижна и текуча, и познать ее может только живой ум, не связанный догмами: “То, что есть, постоянно движется, постоянно подвергается изменению, и если ум связан верой, знанием, он прекращает погоню, перестает следовать быстрому движению того, что есть... Высохший ум и черствое сердце не в состоянии легко и быстро следовать тому, что есть”.

Вера в Бога или упование на коллектив, а также приверженность идеалам красоты и добра не способны разрешить проблемы мира. По мнению Кришнамурти, единственным эффективным средством является самопознание. “Серьезным человеком я считаю того, кто полностью озабочен, первым делом, самопознанием, а не тем как достичь какой-нибудь особой цели”. При всей внешней простоте, этот путь требует колоссальной внутренней работы. Но не все готовы к ней – многим удобнее по привычке загружать голову эзотерическими знаниями или верить в чудесную силу религиозных ритуалов.

Ключевое понятие учения Кришнамурти - “осознание без выбора”. Одним из основных препятствий к подлинному познанию реальности он считает то, что мы не умеем смотреть на проблемы беспристрастно, без отождествления и оценочных суждений. “Вызов всегда нов, а наш ответ всегда стар, и отсюда наша трудность – встречаться с вызовом адекватно, то есть полно”.

Развивая осознание подобного рода, человек способен избавиться от своей самости, которая по Кришнамурти и служит корнем проблем.

Перед тем как написать этот обзор, я заново перечитывал книгу Кришнамурти одновременно с книгой одного популярного психолога. Разница подходов не могла не броситься в глаза. Если Кришнамурти акцентировал состояние пассивной восприимчивости, психолог ставил во главу угла действие. Если Кришнамурти считал жизненно важным избавиться от любой обусловленности, психолог подробно объяснял, как нам обусловить себя – запрограммировать разум на достижение максимального успеха. Кришнамурти выступал за уничтожение самости, психолог – за ее развитие. Чей же подход лучше, при условии что они настолько противоречат друг другу? Мы можем ответить “оба” или “ни один” - и любой ответ будет правильным.

Разумный человек обогащает себя знанием различных традиций и школ мысли. Он пьет из различных источников. В процессе поиска и познания он убеждается, что любые претензии на абсолютную истину беспочвенны, и поэтому выбирает для себя то понимание, которое отвечает запросам его сердца на данный момент.

Безусловно, нам необходимы ясность, спокойствие и самопознание. Но большинство людей вряд ли согласятся провести всю свою жизнь в самопознании. В нас живет могучая творческая энергия, которая ищет выхода. По моему мнению, именно деятельные и активные люди делают мир лучше. Но деятельные люди будут более успешны, осознавая относительность своих достижений. Посреди беспокойного мира им важно прислушиваться к голосам мудрецов, которые напоминают им о необходимости внутренней тишины. Таких мудрецов, как Джидду Кришнамурти.

Купить эту книгу в интернет-магазине "Озон"

Также рекомендую:

Книга жизни. Ежедневные медитации с Кришнамурти. Джидду Кришнамурти

Открой свой разум любви. Джидду Кришнамурти

Предыдущие статьи:

Сны, архетипы и блаженный самообман. О книге Сильвии Браун “Книга снов”

Восхождение к мистицизму. О книге Ричарда Бёкка “Космическое сознание”

Потерянный Бог. О книге Ричарда Докинза “Бог как иллюзия”

Как защитить разум. О книге Ричарда Броуди “Психические вирусы. Как программируют ваше сознание”

Практическое волшебство. О книге Дипака Чопры “Путь волшебника”

Исцеляющие сказки. О книге Кларисса П. Эстес “Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях”

Зайдя на сайт, вы можете оставить комментарий к каждой из статей.

RSS-канал “В мире идей”

©2009 Андрей Яшурин

Пишите: yashurin@gmail.com


В избранное