Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В мире идей

  Все выпуски  

В мире идей


В мире идей

обзор книг от Андрея Яшурина

Выпуск 18, 15 января 2008 г.

Восхождение к мистицизму

Космическое сознание
Ричард Бёкк
Издательство «София», 2008 г.

Мистические и религиозные переживания известны с самого начала истории человечества. Из глубины веков до нас дошли многочисленные рассказы о том, как люди общались с духами, богами и ангелами. Но лишь сравнительно недавно ученые поставили перед собой цель систематизировать и объяснить эти переживания. С чем имеют дело мистики — с подлинной реальностью, или просто с иллюзиями своего сознания? Почему одни люди склонны к мистицизму, в то время как другие далеки от подобного опыта?

К наиболее ярким попыткам понять мистические переживания относятся две книги, которые практически одновременно вышли на рубеже XIX и XX веков: «Многообразие религиозного опыта» американского психолога Уильяма Джеймса и «Космическое сознание» Ричарда Бёкка, канадского физиолога и психиатра. И если Уильяму Джеймсу удалось показать более обширную панораму духовных переживаний человека, Бёкк выстроил свой материал в единую стройную систему — хотя и спорную во многих отношениях. В отличие от Джеймса, Бёкк сам претендовал на опыт просветления. Возможно, именно этот факт повлиял на характер его работы.

По мнению Бёкка, существуют три формы сознания: простое сознание, которым обладают высшие животные, самосознание, которым обладает человек, и, наконец, космическое сознание. Хотя сейчас только отдельные люди переживают космическое сознание, в свое время оно должно распространиться на все человечество.

Итак, космическое сознание «есть форма сознания более высокая, чем та, которой обладает современный человек». «Главной чертой космического сознания, что отражено в его названии, является сознание космоса, те жизни и порядка всей вселенной. Вместе с сознанием космоса к человеку приходит интеллектуальное просветление или озарение, которое уже само по себе способно перенести человека в новую плоскость бытия — превратить его почти в существо нового типа. К этому присоединяется чувство моральной экзальтации, не поддающееся описание чувство возвышения... и усиление интеллектуальной мощи. Вместе с этим к человеку приходит и то, что может быть названо чувством бессмертия, сознание вечной жизни: не убеждение, что он будет обладать ею в будущем, но сознание, что он уже обладает ею».

«Люди, обладающие космическим сознанием, видят стройность, закономерность вселенной, они видят, что «все добро есть». Они видят, что вся вселенная дружественно относится к человеку. Уитмен поминутно говорит: «Я говорю вам, что зла не существует»; «Ясна и нежна душа моя, ясно и нежно все, что не моя душа», - пишет автор.

Для иллюстрации своих мыслей Бёкк приводит многочисленные примеры людей, которые по его мнению обладали космическим сознанием, таких как Гаутама Будда, Иисус Христос, апостол Павел, Плотин, Магомет, Данте, Фрэнсис Бэкон, Якоб Бёме, Уильям Блейк, Оноре де Бальзак, Уолт Уитмен и другие. Знакомство с малоизвестными деталями биографии этих людей интересно и поучительно — хотя и вызывает определенные вопросы. Достаточно ли объективен был автор в своем выборе? Почему, к примеру, среди людей с космическим сознанием нет Мейстера Экхарта, величайшего мистика Средневековья? Почему Ральфу Эмерсону отводится скромное место человека «в тени космического сознания», хотя его работы вполне удовлетворяют критериям автора? Почему вне поля его зрения остались многие великие мистики Востока?

По всей видимости, Ричард Бёкк относится с полным доверием к древним документам, которые повествуют о жизни упомянутых им людей — и это также настораживает. Тенденция, мягко говоря, приукрашивать реальные факты в религиозных текстах, уже не является тайной для исследователей. Объективность требует более взвешенного подхода.

Хотя отдельные люди с «космическим сознанием» описали свои переживания, о просветлении других автор делает вывод по косвенным свидетельствам в их жизни и творчестве. Оправдано ли это? И разве мы не вправе предположить, что многие люди с «космическим» опытом просто не смогли поведать о нем миру? Все это вместе взятое заставляет отнестись к примерам автора как к случайной выборке, на основании которой невозможно построить логически стройную теорию.

Бёкк утверждает, что в жизни «пробужденного» человека должен быть момент обретения космического сознания. Но уже упомянутый нами Уильям Джеймс считает иначе — некоторые люди по складу своей души предрасположены к переживаниям и мировоззрению «космического» характера, и поэтому им не требуется резкого “обращения”. И точка зрения Джеймса выглядит более убедительной.

Какова взаимосвязь между космическим сознанием и религией? Автор не отождествляет космическое сознание ни с одной из существующих религиозных традиций. Более того, он убежден, что «под наплывом космического сознания исчезнут все известные до настоящего времени религии». «Сомнение в Боге и в вечной жизни станет настолько же невозможно, как невозможно сомнение в своем собственном существовании... Церкви, священники, формы исповеданий, догматы, молитвы, все агенты и посредники между человеком и Богом будут раз и навсегда заменены не возбуждающим никакого сомнения непосредственным общением».

Можно сделать вывод, что перед нами — интересная, богатая фактами и наблюдениями книга, которая откроет читателю увлекательный мир необычных переживаний. И даже несмотря на спорные выводы, в ней содержатся ценные догадки по поводу дальнейшей эволюции человека.

Напоследок хочу отметить не соответствующее духу и содержанию книги предисловие от издательства. Вкратце его можно описать как претенциозную невнятицу — которой, впрочем, часто хватает в книгах по так называемой «эзотерике».

Имя переводчика нигде не указано, и некоторые особенности текста заставляют предположить, что перед нами — перепечатка русского перевода столетней давности, который был сделан еще до революции. Так это или нет, проверить у меня не получилось.

Купить эту книгу в интернет-магазине "Озон"

Предыдущие статьи:

Потерянный Бог. О книге Ричарда Докинза “Бог как иллюзия”

Как защитить разум. О книге Ричарда Броуди “Психические вирусы. Как программируют ваше сознание”

Практическое волшебство. О книге Дипака Чопры “Путь волшебника”

Исцеляющие сказки. О книге Кларисса П. Эстес “Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях”

Кино как притча. О книге Марка Роуленда “Философ на краю Вселенной: НФ-философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно-фантастических фильмах”

Путь к целостности. О книге Лиз Бурбо “Слушай свое тело. Все, что нужно знать для идеального здоровья”

Зайдя на сайт, вы можете оставить комментарий к каждой из статей.

RSS-канал “В мире идей”

©2009 Андрей Яшурин

Пишите: yashurin@gmail.com


В избранное