Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

В мире идей

  Все выпуски  

В мире идей


В мире идей

обзор книг от Андрея Яшурина

Выпуск 17, 25 декабря 2008 г.

Потерянный Бог

Бог как иллюзия
Ричард Докинз
Издательство “КоЛибри”, 2008 г.

Что знает об атеизме обычный человек? Почти ничего. Те из нас, кто учились еще в советское время, могут помнить унылую тягомотину “научного атеизма”. На этих уроках и лекциях преподаватели раскрывали реакционную роль религии, которая мешала борьбе народа за правое дело. Когда же государственная идеология изменилась, атеизм остался не у дел. Бывшие коммунисты потянулись в церковь, или по крайней мере прониклись уважением ко всему духовному. Казалось, что на атеизме можно окончательно поставить крест, поскольку в этой философской системе нет ничего привлекательного для мыслящего человека. Но на деле все не так просто. В то время как Россия заново открывает религию, жители промышленно развитых стран Запада - и в особенности интеллектуальная элита - заново открывают для себя атеизм.

Мы уже упоминали английского биолога Ричарда Докинза и его теорию мемов. Докинз приобрел широкую известность своим атеизмом и далекой от политкорректности критикой религии. Его сравнительно недавняя книга “Бог как иллюзия” вызвала особенно яростные споры. Многие ученые, в том числе нобелевские лауреаты, высказались в поддержку автора. Судя по отзывам некоторых читателей, книга открыла им глаза. Отдельные верующие, напротив, посылают автору проклятия и мечтают увидеть его горящим в аду. Очевидно одно - эта книга не оставит равнодушным человека, который задумывается о фундаментальных вопросах жизни.

Докинз - яркий полемист и глубокий мыслитель, и его книга заслуживает прочтения даже теми людьми, которые уже заранее с ней не согласны. Докинзу удалось сказать новое слово в споре, где все аргументы сторон кажутся давным-давно известными. Возможно, даже среди симпатизирующих читателей не все согласятся с его доводами. Но у них будет возможность увидеть знакомые идеи в необычной перспективе.

Лично у меня вызывает возражение слишком узкое определение религии, которым оперирует Докинз. Фактически, вся его книга посвящена теистическим религиям (христианство, ислам и иудаизм), а также деизму. Докниз прямо заявляет, что не считает буддизм и пантеизм религиями. Он называет атеистом Эйнштейна, который утверждал что верит в “Бога Спинозы”. Он не считает религиозным чувство благоговения перед жизнью и красотой мира. Итак, критика Докинза направлена против традиционных форм теизма. И здесь многие его аргументы звучат веско и убедительно - в отличие от аргументов его оппонентов.

Но почему именно атеизм? Разве не более разумно быть агностиком? По мнению Докинза, вероятность существования Бога (учитывая шаткость всех приводимых верующими доказательств) настолько мала, что можно говорить - “бога почти наверняка нет”. Для Бога не остается места в реальном мире.

“Многие верующие ведут себя так, словно не догматикам надлежит доказывать заявленные ими постулаты, а наоборот - скептики обязаны их опровергать. Это, безусловно, не так. Если бы я принялся утверждать, что между Землей и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите вращается фарфоровый чайник, никто не смог бы опровергнуть мои утверждения, добавь я заранее, что малые размеры чайника не позволяют обнаружить его даже при помощи самых мощных телескопов. Однако, заяви я далее, что, поскольку мое утверждение невозможно опровергнуть, разумное человечество не имеет права сомневаться в его истинности, мне справедливо указали бы, что я несу чушь”.

“Но разве невероятные по своей сложности живые организмы не свидетельствуют о наличии разумного Создателя? Разве они могли возникнуть в результате хаотических процессов?” Верующие считают эти аргументы неоспоримыми, но Докинз не оставляет от них камня на камне:

“Разумный замысел” вообще не является объяснением, так как в результате его использования на руках остается еще более сложная проблема: кто создал создателя? Ни случайному появлению, ни “разумному замыслу” не удается решить загадку статистической невероятности, потому что первое объяснение само и является решаемой проблемой, а второе только отодвигает ее решение и снова приводит к ней. Настоящим решением является только естественный отбор - единственное известное нам работающее и, кроме того, удивительно элегантное и могущественное объяснение... Естественный отбор - накопительный (кумулятивный) процесс, разделяющий проблему невероятности на множество мелких фрагментов”.

В отличие многих своих оппонентов, Докинз подробно изучал механизмы естественного отбора и убежден, что они хорошо описывают развитие жизни: “По мнению креационистов, полезных промежуточных состояний быть не может. Но это просто-напросто неверно. Такие промежуточные состояния окружают нас повсюду, как и должно быть согласно теории”.

“Хорошо, пусть бытие Бога невозможно доказать с научной точки зрения. Но разве религия не делает людей лучше, и разве атеизм не ведет к моральной деградации?” Докинз подробно касается и этих аргументов. В первую очередь, он призывает не смешивать поиск объективной истины и следствия, к которым истина приводит. Интеллектуальная честность побуждает нас бесстрашно искать правду, а не прятаться за утешительными иллюзиями. “Даже если бы оказалось правдой, что бог необходим нам для сохранения нравственности, само по себе это, конечно же, не может сделать его существование более вероятным, а только более желанным”.

Да и есть ли вообще однозначная связь между нравственностью и религией? Вопрос этот по меньшей мере спорный: “Имеющиеся на сегодняшний день статистические данные, безусловно, не подтверждают бытующее мнение о положительной корреляции религии и нравственности”. Аморальность атеистов также оказывается не более чем мифом религиозной пропаганды, призванным скрыть тот факт, что верующие столетиями находили в своей религии оправдание для убийств, грабежей и различных форм дискриминации.

Факты свидетельствуют, что “священные” тексты способны оказывать не самое лучшее влияние на нравственные оценки. Автор подробно описывает эксперимент в израильских школах, где учеников попросили определить свое отношение к описанным в Библии актам геноцида, которые совершил Иисус Навин. Шестьдесят шесть процентов учеников сказали, что он поступил “совершенно правильно”. Но когда в другой контрольной группе Иисуса заменили на “генерала Лина”, а Израиль - на “китайское царство 3000 лет назад”, результаты эксперимента оказались прямо противоположными. Семьдесят пять процентов учеников признали подобные действия “абсолютно неправильными”.

Автор подробно касается и недавней волны погромов и убийств, прокатившейся по всему миру после того, как несколько карикатуристов позволили себе усомниться в миролюбии так называемой “религии мира”.

Сейчас стало популярно возлагать ответственность за все злодеяния на “религиозных экстремистов”. Но данные автора позволяют сделать вывод, что именно либеральные и умеренные верующие служат питательной средой, в которой вырастают фанатики. И христианство в данном случае не исключение. Автор раскрывает много малоизвестной информации о христианских консерваторах из США, которых он не стесняясь называет “Американским талибаном”: “Это почти точная копия исламского фашистского государства, о котором многие мечтают по другую сторону земного шара”. Он приводит несколько характерных цитат:

“Когда я или мои сторонники придем в этой стране к власти, вам будет лучше поскорее скрыться, потому что мы вас найдем, отдадим под суд и казним. Я не шучу. Я не пожалею сил, чтобы осудить и казнить всех”.

“Мне хочется, чтобы вас с головой накрыло волной нетерпимости. Волной ненависти. Да, ненависть - это то, что надо... Наша цель - христианская нация. Наш долг записан в Библии, Бог велел нам покорить эту страну”.

Напрашивается вопрос - неужели подобные слова свидетельствуют о моральной правоте тех, кто их произносит? И все ли в порядке с Библией, если эти люди “верят в нее от корки до корки”?

Автора также беспокоит “непропорционально привилегированное положение религии в наших, во всех других отношениях светских, обществах”. Многие средства массовой информации намеренно искажают и замалчивают факты в угоду церкви - а это значит, что о действительно объективной оценке ее роли в обществе не может быть и речи.

Книга затрагивает и другие интересные темы, задуматься о которых стоит неверующим и верующим, которые не желают обманывать себя. Но некоторые вопросы все же остаются без ответа. А именно: Можно ли быть религиозным человеком, не будучи теистом? Можно ли быть религиозным, не веруя в личнго Бога и в Откровение? И может ли религия эволюционировать вместе с обществом, отказываться от средневековых учений и практик, становиться более гуманной? Может ли религия принять действительно научный подход к окружающему миру? Уверен, над этим также стоит поразмышлять.

Даже самым радикальным атеистам должно быть очевидно, что в обозримом будущем религия никуда не исчезнет. Многим людям религия жизненно необходима, потому что она помогает им находить свое место в неопределенном мире. Каким бы ни был наш личный выбор в вопросах веры, нам важно понимать людей из “противоположного лагеря” - и учиться жить с ними в мире, не теряя при этом себя.

Купить эту книгу в интернет-магазине "Озон"

Предыдущие статьи:

Как защитить разум. О книге Ричарда Броуди “Психические вирусы. Как программируют ваше сознание”

Практическое волшебство. О книге Дипака Чопры “Путь волшебника”

Исцеляющие сказки. О книге Кларисса П. Эстес “Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях”

Кино как притча. О книге Марка Роуленда “Философ на краю Вселенной: НФ-философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно-фантастических фильмах”

Путь к целостности. О книге Лиз Бурбо “Слушай свое тело. Все, что нужно знать для идеального здоровья”

Зайдя на сайт, вы можете оставить комментарий к каждой из статей.

RSS-канал “В мире идей”

©2008 Андрей Яшурин

Пишите: yashurin@gmail.com


В избранное