Среди литературы по самосовершенствованию на российском книжном рынке, значительная доля принадлежит книгам о психологии успеха. Авторы на разные лады объясняют, что финансовое изобилие – естественный и закономерный результат веры в себя и в свои идеи, упорного труда и настойчивости. Нас призывают изучать психологические черты успешных людей и культивировать их в себе. Эти книги находят своих благодарных читателей – и не удивительно, поскольку экономический рост в России за последние годы настраивает
многих на оптимистичный лад.
Я не намерен подвергать сомнению рецепты из этих книг, тем более что большинство из них обладает очевидными достоинствами. Но в вопросе финансового успеха, как и в любом другом, для обретения правильной перспективы необходим анализ различных точек зрения. Слепая вера – не самый лучший советчик в серьезных делах. И книга, которой посвящен нынешний обзор, предлагает по-иному взглянуть на очевидную вроде бы мысль о том, что чем больше денег, тем лучше. Некоторые идеи автора могут показаться спорными, но они
заслуживают внимательного отношения.
Прежде всего отметим, что автор книги не считает богатство порочным. Он не утверждает, что бедные люди чем-то выше или лучше в моральном отношении, чем богатые. Он расставляет акценты иначе: в жизни случаются не только взлеты, но и падения. Даже очень успешный человек не застрахован от резких ударов судьбы и перемен, которые превращают в руины все его накопления. И если он чрезмерно привязан к богатству и не умеет ценить простые радости жизни, если он не имеет навыков, позволяющих обходиться немногим –
подобные удары могут стать для него роковыми. Кроме того, по мнению автора многие люди, стремящиеся к финансовому успеху, совершенно не осознают, насколько богатство меняет привычный им образ жизни. Деньги, которые раньше казались решением всех проблем, превращаются для них в источник новых, иногда еще более серьезных проблем.
Многие утверждения автора основаны на его личном опыте, или опыте близких родственников. В середине XX века, коммунисты лишили родных графа фон Шёнбурга родовых поместий – и они были вынуждены перебираться на Запад без гроша в кармане. Сам Александр начинал карьеру в одном из германских медиаконцернов – но потерял работу во время экономического кризиса 90-х годов. С тех пор, он решил не искать для себя счастья в корпоративном мире, а исследовать альтернативный образ жизни и сформировать собственный
неподражаемый стиль. Результатами своих открытий он делится с читателями.
Сквозь книгу проходит одна простая и очевидная мысль, которую тем не менее люди часто забывают: намного важнее не то, что мы имеем, а то, насколько мы получаем удовольствие от того, что имеем. Жизнь обычного человека перегружена массой вещей, которые, в сущности, приносят ему немного радости. Он тратит много время и энергии в погоне за популярными новинками – вначале одними, затем другими – но при этом забывает о настоящих ценностях.
В качестве альтернативы «богатой» и «модной» жизни, автор предлагает «стильную» жизнь – не подчиненную стереотипам общества потребления, но при этом дающую возможность для самореализации. Он призывает каждого из нас в первую очередь оставаться собой и не идти на поводу у крупных компаний, которые стремятся манипулировать нашими желаниями в своих интересах. (Позиция автора во многом совпадает со взглядами дауншифтеров, о которых
много говорят в последнее время.)
В чем слабость аргументов Александра фон Шёнбурга – при всем уважении к ним?
Беднякам свойственен определенный психологический портрет – и этот портрет сложно назвать привлекательным. В большинстве своем, они – плывущие по течению люди, которые не развиваются и не ставят перед собой каких-либо целей. Они не предпринимают, а реагируют. К тому же, они часто обижены на жизнь – и жизнь предоставляет им все больше поводов для обид. В бедности подобного рода нет ничего стильного. Намного интереснее и привлекательнее выглядит активный и целеустремленный человек, который стремится
раскрыть свои таланты и вырасти как личность. И если такой человек действует в правильное время и в правильном месте, он добивается успеха – и получает заслуженную награду.
Далее, образ жизни «стильной бедности» (как его описывает автор) в первую очередь возможен в демократическом государстве и в обществе всеобщего благоденствия, таком как современная Германия. На постсоветском пространстве действуют несколько иные правила игры. Некоторые вопросы, не столь актуальные для немцев, не решаются без денег.
Хотя наивно надеяться, что деньги обеспечат полную защищенность от житейских невзгод, есть множество ситуаций, в которых деньги помогают быстро и эффективно избавиться от проблем. Имеет ли смысл добровольно пренебрегать этими ресурсами?
В конечном счете, каждому из нас дано право решать, в какой мере мы хотим быть богатыми – и в чем именно будет заключаться наше богатство. Возможно, книга «Искусство стильной бедности» не ответит на все наши вопросы, но она наверняка поможет сделать наш выбор более осознанным.
«Если я устанавливаю взаимосвязь между чувством собственного достоинства и тем, на что могу оказать ощутимое влияние, то стану богатым, а если мое счастье будет целиком и полностью зависеть от вещей мне недоступных, то я так и останусь несчастным. Половину своей жизни я провел возле людей намного богаче меня и был несчастен, поскольку мне казалось, будто я смогу быть счастливым, если у меня появится столько денег, сколько у «других». А когда я понял, что в моей жизни – такой, какая она есть,
- много своих прелестей и что то моя жизнь, а не чья-либо другая, я почувствовал себя свободным. Богатство – материя тонкая, и если осознать, что большинство наших потребностей надуманы, а в некоторых случаях даже противоположны нашим истинным потребностям, то неожиданно появляется хорошая возможность разбогатеть – хотя и не по правилам потребительского рынка».