Фантастический роман. Серия "Тайный город". Издательство "Эксмо".
Итак, опять Тайный город… Интересно наблюдать, как меняется точка зрения автора на него: Артем и Кортес сошли со сцены. «Челы» больше не нужны. Или – пока не нужны…
В Городе – разборки между своими. Страсти кипят, и книга – о страстях, об их переплетениях, об их жертвах.
Исходный расклад: из многотысячелетнего заточения вырывается некий могущественный дух. Он перебирается из тела в тело, сеет смерть и разрушение…
Кем он был? Чего хочет? На этих вопросах строится большая часть сюжета. А «он» – Ярга, один из древних лидеров Нави. Когда-то он начал междоусобную войну – и проиграл. А сейчас – матч-реванш. Ярга вырвался из Железной Крепости – жуткого места; и только он точно знает, что ещё там заключено… Тайна Железной Крепости – ещё одна причина для кипения страстей.
Люды теряют нескольких фей – они раздражены, королева Всеслава инициирует расследование. Она хочет проникнуть в тайну…
Чуды теряют пару своих рыцарей – они в ярости; Гуго де Лаэрт желает выяснить, что случилось. И извлечь из этого пользу для Ордена. Но волей судьбы путь Ярги-духа, одержимого местью и властью, пересекается с путем главного героя книги – очень молодого и очень непростого чуда Витольда Ундера. Он ещё юноша, но он – ветеран одного из самых кровавых, жестоких и бесчестных конфликтов последнего времени – Лунной Фантазии. Ему удалось выжить… Он пока сам не знает, как.
Его старший брат погиб, Витольд глубоко ранен психически. Некое подобие смысла жизни – мечты о мести, фанатичное фехтование, старые кровавые саги, связанные с его оружием, которым он так дорожит – танадайскими саблями…
Роковые совпадения: Витольд влюбляется в прекрасную Власту, фею Зеленого Дома, и узнает тайну своего чудесного спасения. Он же, Витольд, на время нейтрализует духа и узнает от него кое-что о Железной Крепости. Начинается короткий путь молодого рыцаря к смерти и к славе…
Пафоса – целые Гималаи. Спасает книгу то, что сюжет очень разветвлен. Витольд нуждается в союзнике… А молодой, честолюбивый и жадный, как все шасы, Итар Кумар мечтает о деньгах. Больших, огромных, непомерных деньжищах.
Партнеры затевают экспедицию в Железную Крепость... В этот момент в игру вступают навы. Естественно, в лице непобедимого и совершенного Сантьяги. Навы знают, кто и зачем вырвался из закрытой навечно (совершенно эксклюзивными заклятиями!) тюрьмы. Сантьяга планирует мат в три хода: дух похитит Власту, Витольд ринется ее спасать, и тут их всех накроют объединенные силы трех Великих Домов… Так все и будет? Так, да не так! А как – я промолчу, а то Вам читать будет
неинтересно.
Несколько замечаний под конец: пафос (битвы, поединки, многозначительные авторские отступления) и сентиментальность (описания любовных сцен и похорон влюбленных в одной могиле) удачно оттеняется неувядающим «красношапочным» юмором (боковая линия сюжета, грамотно переплетенная с основной).
Из персонажей Вадиму Панову ("Царь горы", "Тень инквизитора", Наложницы ненависти, "Правила крови" и др.) удался Витольд Ундер: всё очень в меру. Он и рыцарь, и не дурак, и молодой влюбленный, и страдающий от душевной раны ветеран вооруженного конфликта…
А ещё – автор любит и знает Москву: почти точные адреса, красивые описания…
Даже Дегунинский Оракул – и то ничего. Занятно.
На язык и стиль романа явный отпечаток наложили законы жанра – реалити-фэнтэзи. Этого немного жаль, но что делать? Ну, как что – ждать продолжения и надеяться, что оно будет, по крайней мере, не хуже. А хотелось бы – лучше.