From: tamuh
Subject: [BD] И/е_рус.олим - литературная пародия или драма абсурда Ссылка в архив
Привет всем!
А там в шатре умирал Ицхак -
последний ослепший сфинкс.
Свершился первый на свете хак.
И мир с той поры завис.
Кот Аллерген.
Мир двадцать первого века - мир фанатичной веры в бога и чёрта, сиречь
сатану, мир призраков и мобильных телефонов, мир сумасшедших по скорости
перемещений, мир реальный, старый, как, собственно, мир, и недавно возникшая
юная и зубастая виртуальная вселенная... Мы живём в этой фантасмагории, где
слово превращается в экшен, а экшен с его изначальной бессловесностью
становится лишь невпопад сказанным словом. Об этом нам повествует роман
Елизаветы Михайличенко и Юрия Несиса, недавно появившийся как эксклюзив на
страницах библиотеки Максима Мошкова.
Трудно говорить о сюжете романа, построен он на внутренних монологах
нескольких давних друзей, выброшеных жизнью в Иерусалим, город, с которого
мир нашей культуры, то ли христианской, то ли смежной иудейской, начал
своё существование, город смешения времён, каббалы и интернета, мобилок и
древних могил. Герои книги - эмигранты из бывшего СССР и нынешнего СНГ,
пытающиеся перенести литературный трёп ленинградских кухонь и подворотен
шестидесятых-девяностых в фантасмагорию древних камней и возникающей
новоиудейской культуры, которую трудно назвать ренесансом - слишком уж
много в ней нашего, современного.
Цепочки ассоциаций героев совершенно неожиданны. Это и мобилки, звонящие
после смерти их владельцев, и грот, в который проникает звонок неизвестно от
кого - может, от самого господа бога. В "зависшем мире" ситуации
непредсказуемы: брызги вина на портрет приводят к убийству, к нему же
приводит и появление на виртуале кота аллергена, существовавшего в реале с
того момента, как в старом Иерусалиме его находит один из друзей - давид, -
и до его гибели от рук всё того же Давида, нашедшего в нём символ жертвы,
спасущий мир от смешения и абсурда. Роман, написанный по принципам "потока
сознания", напоминает нам Джеймса Джойса, но время, породившее ассоциации,
нам знакомо, а потому и цитаты понятнее, и реминисценции ближе нашему духу.
Лишённая привычной system of values четвёрка друзей старается адаптироваться
в новых условиях, И речь не идёт о примитивном добывании средств к
существованию, слава богу, так или иначе, они их добывают, речь об адаптации
мировоззрения, приятии мира абсурда. Читая роман, порой начинаешь скучать на
беспочвенных медитациях, но вот проблеск действия, заключённого в короткую
фразу, неожиданный взгляд на привычное,и к книге возвращаешься.
Литературные изыскания напоминают хорошие пародии шестидесятых, авторы
виртуального кота Аллергена, супружеская чета Й никак не предполагают
развития таких страстей, как мести Гриши,
ставшей следствием религиозного сдвига Давида, но всё это происходит, и
происходит по законам железной мотивации, не имеющей лазеек. Кто не боится
пространных отступлений, а также нейтралем к ненормативной лексике (для
позитива её маловато, а негатив - он и есть негатив), может получить от
книги удовольствие. Как Выразился модератор рассылки о другой обсуждаемой
здесь вещи: "книга интересная, но не развлекательная."