Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Азбука поэзии. Поэтический семинар. Внутренние Ассонансы.


Здравствуйте, друзья!

С вами снова я – Имма Грак. Давайте, приятно расслабившись и откинувшись - кто в домашние, а кто и в офисные компьютерные кресла, - давайте, немного повспоминаем; предадимся, так сказать, пусть не очень отдаленным, но воспоминаниям. Итак, …

В самых первых рассылках мы познакомились с таким понятием, как РИФМА. Мы узнали, что в отличие от наших предков, которые различали в стихе «краесогласие» и «приятный звон», на сегодняшний день рифме дается четкое определение.

Рифма – это композиционно-звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще – начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах.

Мы узнали, что реформа Тредиаковского-Ломоносова дала определение классической рифме (совпадение всех букв, начиная с ударной гласной); и что с Х1Х века рифма орфоэпична (речь идет уже не о совпадении букв, но о совпадении звуков).

Поэты ищут новые выразительные средства, рамки классической рифмы становятся тесными. Все активнее в своем творчестве поэты начинают использовать ассонансные рифмы. А. П. Квятковский пишет: «Развитие Ассонанса в русской поэзии конца 19 и 20 вв. следует рассматривать как важный момент поисков новых выразительных средств. Ими стали пользоваться почти все русские поэты».

Однако не будем забывать, что все новое – это хорошо забытое старое. Ассонансные рифмы, как стилистический прием благозвучия, существуют в русской народной поэзии давно. Они встречаются и в древних памятниках русской письменности.

Ассонанс – неточная рифма (рифмоид), в которой совпадают ударные слоги, концы же рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны.

В рассылке «Усеченные рифмы и Ассонанс» мы научились их не путать.

Чтобы понимать, чем отличается определение Ассонанса в русской поэтике от распространенной в романской поэзии неполной рифмы, ( которой совпадают лишь ударные гласные звуки) – мы ввели понятие опорный согласный.

***

Сегодня же мы остановимся еще на одном понимании Ассонанса – «созвучия»;

Внутренние Ассонансы – повтор ударных звуков внутри стиха.

Внутренним Ассонансом мастерски пользовался Пушкин, например в следующих стихах, построенных на гулком «у» («ю»).

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.

(Выделите внутренние ассонансы самостоятельно; тем же, кто собирается разобраться основательно, я предлагаю взять еще стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» - пишите о ваших находках; я буду очень рад).

В следующем выпуске мы поговорим, как отличить внутренний ассонанс от аллитерации)))

А сегодня я хочу познакомить (тех, кто еще не знаком) с биографией и творчеством, интересного, на мой взгляд, поэта – Семена Кирсанова.

Что бы вы подумали о человеке, на которого была написана следующая эпиграмма?

«У Кирсанова три качества: трюкачество, трюкачество и еще раз трюкачество».

А вот как пишет о себе сам поэт:

МОЯ АВТОБИОГРАФИЯ

Грифельные доски,
     парты в ряд,
сидят подростки,
     сидят - зубрят:

"Четырежды восемь -
     тридцать два".
(Улица - осень,
     жива едва...)

- Дети, молчите.
     Кирсанов, цыц!..
сыплет учитель
     в изгородь лиц.

Сыплются рокотом
     дни подряд.
Вырасту доктором
     я (говорят).

Будет нарисовано
     золотом букв:
"ДОКТОР КИРСАНОВ,
     прием до двух".

Плача и ноя,
     придет больной,
держась за больное
     место: "Ой!"

Пощупаю вену,
     задам вопрос,
скажу: - Несомненно,
     туберкулез.

Но будьте стойки.
     Вот вам приказ:
стакан касторки
     через каждый час!

Ах, вышло иначе,
     мечты - пустяки.
Я вырос и начал
     писать стихи.

Отец голосил:
     - Судьба сама -
единственный сын
     сошел с ума!..

Что мне семейка -
     пускай поют.
Бульварная скамейка -
     мой приют.

Хожу, мостовым
     обминая бока,
вдыхаю дым
     табака,

Ничего не кушаю
     и не пью -
слушаю
     стихи и пою.

Греми, мандолина,
     под уличный гам...
Не жизнь, а малина -
     дай
       бог
         вам!

Семен Кирсанов. Собр. соч. в 4-х томах.
Москва: Худож. лит., 1974.


К сожалению, у меня пока нет возможности поместить музыкальный файл (я собираюсь все-таки сделать музыкальное приложение к нашей рассылке), поэтому, у кого есть возможность, найдите песню «Грибной дождь» в исполнении Носкова (группа «Москва», альбом «НЛО») и послушайте. Само стихотворение я для вас размещаю в рассылке (посмотрите, какой тип рифм использует поэт? Где, в каких строках, он употребил ассонансную рифму?):

Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист,
вскоре стал мир, как Эдем, свеж и опять чист.

И глядит луч из седых туч в зеркала луж -
как растет ель, как жужжит шмель, как блестит уж.

О, грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить,
все кусты ждут - дай ветвям жить, дай цветам пить.

Приложи к ним, световой луч, миллион линз,
загляни в грунт, в корешки трав, разгляди жизнь.

Загляни, луч, и в мою глубь, объясни – как
смыть с души пыль, напоить сушь, прояснить мрак?

Но прошел дождь, и ушел в лес громыхать гром,
и, в слезах весь, из окна вдаль смотрит мой дом.

*   *   *

Прошу вас – не стесняйтесь!, присылайте на адрес, указанный в рассылке, свои ответы, размышления, вопросы, стихи. Если будут пожелания, некоторые темы я могу повторить и разобрать более подробно. Понравившиеся мне (вы уж извините, я буду опираться только на собственный вкус) стихи, я помещу в рассылке.

С уважением, Имма Грак.
(адреса форума и сайта, где меня можно найти)

 http://www.zolotoepero.ru/

http://zolotoepero.5bb.ru/




В избранное