Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Азбука поэзии. Поэтический семинар.


Дорогие друзья! На литературном сайте «Золотое Перо» работает поэтический семинар «Рифма». В прошлом выпуске вашему вниманию был предложен теоретический блок «Рифма. Определение и классификация». В этой рассылке вы можете ознакомиться с практической работой семинара.

 

Ведущий: Имма Грак.

***

Яна :

 Отлично, Здесь и вопросы сразу представлены. Что ж попробую ответить.  

 

                  1. Ключевые слова: повтор; в конце стиха, ударный слог.

                  2. Краесогласие

                  3. Рифма проявлялась там случайно, но не использовалась.

                  4. "Слово о полку Игореве", "Задонщина", "Повесть о

                  Горе-Злочастии".

                  5. Смежная рифма - это композиционно-звуковой повтор последних

                  ударных слогов в двух последующих стихах.

                  6. - положение рифмуемого слога в слове;

                  - гласное или согласное окончание рифмы;

                  - характеристика звучания;

                  - положение в стихе;

                  - положение в строфе;

                  - колличество повторов рифмы.

                  7. Открытая рифма заканчивается на гласный звук:

 

                  Удивила я себя,

                  Стихотворенья полюбя.

 

                  Закрытая рифма - согласный звук:

 

                  Смекалист, весел и красив,

                  Но, к сожалению, ревнив.

 

***

Имма Грак:   Давайте посмотрим ответ на первый вопрос:

                  

                  1. Ключевые слова «повтор». Верно.

                   По этому признаку (кратности повторов) рифмы бывают парные,

                  тройные, четверные и многократные.

                  

                  Схематично это можно изобразить следующим образом:

                   

                  **************А

                  **************А

                  

                  

                  **************В

                  **************В

                  **************В

                  

                  **************С

                  **************С

                  **************С

                  **************С

                  

                  и т.д.

                  

                  Кратность повторов (2, 3, 4 и более).

                   

                  2. «в конце».

                  

                  Я бы предложил вам обратить внимание на слово

                  «преимущественно».

                  

                  Потому что рифмы бывают не только в конце стиха.

                   

                  Они бывают конечные, внутренние и начальные.

                  

                  Давайте посмотрим, что такое внутренние рифмы.

                  

                  Вн.р. – это слова в середине стиха, рифмующиеся с концевыми

                  рифмами (в конце строки) или между собой.

                  

                  Внутренние рифмы отмечены в стихах античных поэтов (Гомер,

                  Гораций). Они часто встречаются в русской народной поэзии,

                  особенно в частушках:

                  

                  У тальянки медны планки,

                  Тонки, звонки голоса.

                  Я люблю вашу природу

                  За кудрявы волоса.

                  

                  (Тальянки – планки

                  (Тонки – звонки

                  

                  Кабы шали не мешали,

                  Кисти землю не мели;

                  Кабы дома не ругали,

                  Не таких бы завели.

                  

                  ВОПРОС. 

                  

                  Найдите в втором четверостишии внутренние рифмы, как я это

                  сделал в первом случае.

                 А потом я расскажу вам о начальных рифмах.

                  И мы продолжим нашу работу, разбирая ваши ответы. ОК?

 

***

 

Стэфан:

 

                  1. повторение, ударность, местоположение.

                  

                  2. краесогласие (схожесть в окончании строк)

                   

                  3. не применялась.

                  

                  4. «Слово о полку Игореве»; «Песня про Зубра».

                  

                  5. рифма в чередующихся строках 1-3-5, 2-4-6.

                  

                  6. признаки:

                  

                  а. На какой звук оканчивается строка (гласный, согласный)

                  б. Ударение

                  в. сколько раз повторяется рифма

                  г. местоположение рифмы

                  д. одинаковые, схожие звуки.

                  

                  7. окончание на гласную (открытый), согласную (закрытый)

                  

                  Травка зеленеет, солнышко блестит.

                  Ласточка с весною в сени к нам летит.

                   

                  (закрытая)

                  

                  И нас несло к большой воде,

                  И нам не видно в темноте,

                  Что берега уже не те.

                  

                  (открытая)

                   

                  8. ударение на последний слог – мужская, на предпоследний –

                  женская.

                  

                  9. на третий от конца слова – дактилическая, на четвертый –

                  гипердактилическая.

 

***

 

Имма Грак:   Здравствуйте, Стэфан!

                  

                  1. «ударность». 

                  Может быть, последний ударный слог?

                  2. верно. Как вы думаете, можно ли назвать античные стихи

                  краесогласными?

                  3. так таки и не применялась? А если подумать?

                  4. «Песня про Зубра»? В моем материале этого не было. Вы не

                  могли бы рассказать об этом произведении поподробнее? Коротко

                  рассказать об авторе? Привести отрывок?

                  5. Тогда что вы назовете перекрестной рифмой?

                  

                  ******а

                  ******в

                  ******а

                  ******в

                  

                  (Какая по вашему мнению эта рифма?)

                  

                  6. Признаки. Давайте разберем признак, который вы назвали

                  «ударение».

                  

                  А. Как я понимаю, вы имели в виду, на какой слог от конца

                  падает ударение? 

                  

                  Этот признак называется слоговым объемом. Почему? Давайте

                  посмотрим.

                  

                  Ударный слог + все остальное до конца.

                  

                  На последний слог (мужская рифма). Один слог.

                  На предпоследний (женская рифма). Два слога.

                  На третий от конца (дактилическая). Три слога.

                  

                  Чувствуете, как увеличивается объем? 

                  Этот признак называется: слоговой объем (мужск., женск, дакт,

                  гипердакт).

                  

                  Б. Теперь признак, по которому мы делим рифмы на открытые и

                  закрытые.

                  Открыт рот в конце стиха: открытая рифма;

                  Закрыт рот в конце стиха: ?

                  

                  При произнесении гласного звука (тянущегося) рот остается

                  открытым. При произнесении согласного мы звук не тянем и

                  закрываем рот.

                  

                  В. «Сколько раз повторяется рифма». Признак: кратность повтора

                  (посмотрите мои комментарии Яне).

                   

                  Г. «По местоположению рифмы». Где? Уточните.

                  

                  Д. «Одинаковые, схожие звуки». Признак: характер звучания.

                  Более подробно мы начнем разговаривать именно об этом

                  признаке, начиная со второй части семинара.

                  

                  7. 8. 9. верно.

                  

                  ВОПРОСЫ:

                  1. Поподробнее о Зубре.

                  2. Местоположение рифмы – где? – уточните.

                  3. Найдите внутренние рифмы в стихотворении:

                  

                  Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

                  Чужды вам страсти и чужды страдания.

                  Вечно холодные, вечно свободные,

                  Нет у вас родины, нет вам изгнания.

                  

                  (М. Лермонтов)

 

***

Стэфан:

 

                   Ответы.

                  

                  1. В Песне о зубре рассказывается о том, как князь Великого

                  княжества литовского Витовт поехал на охоту на зубра. Где

                  описывается пуща, природа, местность, сам зубр. И охота на

                  него. В результате охоты зубр был ранен, он рассвирепел от

                  ранения и очень многих ранил, убил охотников. И ушел обратно в

                  пущу. 

                  

                  Таким образом автор показывает мощь и силу этого животного и

                  сравнивает эту мощь и силу с мощью и силой князя Витовта и его

                  победами над врагами. 

                  

                  М. Гусовский – белорусский поэт эпохи возрождения. Родился

                  около 1470 года. Учился в Вильно, Польше, Италии. В 1518 году

                  в составе дипмиссии попал в Рим. В 1523 году он написал свое

                  лучшее произведение «Песню о Зубре», посвященное королеве Боне

                  Сфорца. Умер около 1533 года.

                  

                  Песня написана на латинском, а в белорусском переводе звучит

                  как белый стих.

                  

                  2. Местоположение рифмы в стихе бывает: конечная, начальная,

                  внутренняя.

                  В строфе: смежная, перекрестная, охватная.

                  Смежная: аабб. Перекрестная: абаб. Охватная: абба. Правильно?

                  

                  3. Внутренние рифмы в примере.

                  

                  Нет, вам наскучили нивы бесплодные… 

                  Чужды вам страсти и чужды страдания. 

                  Вечно холодные, вечно свободные, 

                  Нет у вас родины, нет вам изгнания. 

                  

                  (М. Лермонтов)

                  

                  Бесплодные – холодные – свободные.

 

***
 Имма Грак:                 Стэфан!

                  

                  Стэфан, ваши ответы ИМХО правильны. Рад, что вы прочитали

                  «Слово о полку Игореве», хотелось бы узнать в чьём переводе?

                  Вы обратили внимание? 

                  

                  Конечно, я жду ваши упражнения. Помещайте. 

                  

                  А теперь, поскольку мы заговорили о зарождении рифмы в

                  славянской культуре, давайте определимся, что же такое

                  «Слово»?

                  

                  Слово – это жанр древнерусской литературы. В светской

                  литературе Слово – историческая повесть или историческая

                  поэма: таковы «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели земли

                  Русской», «Слово о Мамаевом побоище». (Надеюсь, у меня больше

                  нет необходимости писать вам отдельно, чтобы вы их почитали?

                  :о) )

                  

                  В духовной (церковной) литературе Словом называлась церковная

                  проповедь; таковы, например, «Слова» знаменитого поэта и

                  церковного деятеля 12 в Кирилла Туровского, который иногда

                  строил свое Слово в форме народного раёшного стиха (О том, что

                  такое «раёк», вы можете прочесть на форуме).

                  

                  Кирилл Туровский жил около 1130-1182 гг. Образование получил в

                  Турове. Знал греческий язык, античную литературу. Прославился

                  как проповедник. Один из самых популярных писателей в то

                  время. Известны его притчи, слова, поучения, каноны (церковные

                  песнопения), молитвы. 

                  

                  Вот отрывок из «Слова на Вербьницю» Кирилла Туровского:

                  

                  Образ же отрок – вссчестным девство любящи,

                  Иноческий чин нарицающе

                  Беспристрастно славящим,

                  Христа и чюдеса Божиею благодатию сотворяющим…

                  Но о том живуще,

                  И за того умирающе,

                  И тому обеты и молитвы воздающе…

                  

                  (По изданию: Еремин И. П. Литературное наследие Кирилла

                  Туровского // Труды отдела древнерусской литературы. М. – Л.

                  1957. Т 13, С. 416-417)

                  

                  (Почитайте также «Похвалу Ефрасинье Полоцкой»)

                  

                  Другие жанры древнерусской литературы - Сказание, Сказка,

                  Былина и т.д. (Более подробно мы поговорим о них в другой

                  теме).

                  

                  А сейчас я перескачу в семнадцатое столетие. И продемонстрирую

                  вам пример разбора рифмы.

                  

                  Лаврентий Зизаний. Педагог, церковный деятель, писатель,

                  переводчик конца 16 – начала 17 века. Преподавал в школах

                  Львова, Бреста, Вильно. Был домашним учителем у князей

                  Соломярецких, Острожских, Карецких. Автор «Грамматики» (1596),

                  «Катехизиса» (1627) и первого белорусского букваря.

                  

                  Очень короткий пример:

                   

                  Прожно ты ся кусиш писмо умети,

                  Которiй не хоч мене розумети.

                  

                  (По изданию: Грамматiка словенска съставлена Лаврентием

                  Зизанием. Вiльна, Брацкая друкарня, 1596. Арк. 1 адв., где

                  было впервые опубликовано)

                  

                  Поставим ударение и выделим группу заключительных слогов,

                  начиная с ударного:

                  

                  умети; у – мЕ – ти; мЕ – ти.

                  розумети: ро – зу – мЕ – ти; мЕ – ти.

                  

                  Наша рифма: мЕ – ти.

                  

                  1. по окончанию: Открытая (на гласный звук);

                  2. по слоговому объему: Женская (ударение на второй слог от

                  конца);

                  3. по характеру звучания: Точная.

                  4. по положению в стихе: Конечная.

                  5. по положению в строфе: Смежная.

                  6. по кратности повтора: парная.

                  

                  Но задание, которое я вам дал, на самом деле, содержит подвох.

                  Не так-то просто правильно поставить ударение в древнерусских

                  произведениях. Естественно, для нас. 

                  Поэтому, получив удовольствие от чтения «Слова о полку

                  Игореве», переходите сразу к следующему заданию. 

                  

                  ***

                  

                  И еще немного из Лаврентия Зизания (из того же издания).

                  Помним, что он автор первого белорусского букваря.

                  

                  СТIХИ К МЛАДЕНЦЕМ,

                  ВВОДЯЩIИ ИХ НА ДЕЛО

                  

                  Уже всяк тщатися в граматiце да начинает,

                  Буйства же древняго дебелости же да забывает.

                  Ибо готово художество от седми первейшее,

                  Буди же тщанiе ваше первого усерднейшее.

                  

                  (прим. Буйства же древняго дебелости – буйство древнего

                  невежества;

                  …художество от седми первейшее – грамматика, которая стояла на

                  первом месте среди семи свободных наук).

                  

                  Удачи!

 

 

(продолжение в следующем выпуске).

 

Если у вас возникнут вопросы ко мне, или вам захочется дополнить изложенный здесь материал, вы можете написать мне на адрес: immanuil_gr@mail.ru

 

Вы можете разместить ваше литературное творчество на сайте «Золотое Перо», пообщаться на форуме и принять участие в работе семинара.

 

Всего вам хорошего.

 

С уважением, Имма Грак.

 


В избранное