Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Азбука поэзии. Поэтический семинар.


Дорогие друзья, на литературном сайте «Золотое Перо» в Мастерской писателя проходит семинар «Рифма».

 

Он включает в себя следующие разделы: Определение и классификация. Богатые и бедные рифмы. Ассонансы. Диссонансы. Тавтологическая рифма. Неравносложная. Разноударная.

 

В этом выпуске я предлагаю вашему вниманию материал первой части. Если у вас возникнут вопросы ко мне или вам захочется дополнить изложенный здесь материал, вы можете написать мне на адрес: immanuil_gr@mail.ru

 

К этому выпуску последует дополнение с демонстрацией практической работы участников семинара.

 

Приятного и полезного чтения!

С уважением, Имма Грак.

 

 

Часть 1. Определение и классификация.

 

Рифма (от греч. – соразмерность) – композиционно-звуковой повтор          преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще – начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах. В русских пиитиках ( 16 – 18 вв) этот повтор назывался «краесогласием».

            /

            Определение Рифмы как концевого звучания не совсем точно, та

            известны случаи начальных и внутренних рифм.

            /

На протяжении истории поэтического искусства структура Рифмы менялась и меняется. Не влияя непосредственно на ритмостроение стиха, Рифма тем не менее играет исключительную эвфоническую* и организующую роль в стихе, особенно при строфической композиции стихотворения.

            /

            В античной поэзии рифмовка стиха как система не применялась; рифмы в

            античных стихах – явление случайное, чаще в середине и в конце

            одного и того же стиха.

            /

В европейской поэзии Рифма, как обязательный эвфонический* и мнемонический прием, появилась поздно; подобное явление наблюдается в литературах всех народов.

            /

            В русской народной поэзии система рифмовки – также сравнительно

            позднее явление, хотя отдельные случаи Рифмы наблюдались уже в

            древнерусских литературных произведениях («Слово о полку Игореве»,

            «Задонщина», «Повесть о Горе-Злочастии».

            /

Русские т.н. досиллабические вирши были свободной, не стопной формацией со смежными Рифмами; по своей структуре они имеют много общего с Раёшным Стихом и, очевидно, вышли из народной поэзии. Теория Рифмы русского классического стиха хорошо разработана; по своим формам и положению в стихе

            /

            Рифмы можно разделить на следующие группы.

            /

            По слоговому объему:

            1. Мужские – ударение на последнем слоге;

            2. Женские – ударение на предпоследнем от конца слоге;

            3. Дактилические – ударение на третьем от конца слоге;

            4. Гипердактилические – ударение на четвертом от конца слоге.

            /

Если Рифма оканчивается гласным звуком, она называется ОТКРЫТОЙ;

если оканчивается согласным звуком – ЗАКРЫТОЙ.

            /

            По характеру звучания (далее я помещу материал по каждой из

            характеристик):

 

            1. Точные и приблизительные;

            2. Богатые и бедные;

            3. ассонансы;

            4. диссонансы;

            5. тавтологические;

            6. неравносложные;

            7. разноударные;

            /

            По положение в стихе Рифмы бывают: конечные, начальные, внутренние.

            /

            По положению в строфе – смежные, перекрестные и охватные (или

            опоясанные)

            /

            В отношении кратности повторов различают Рифмы парные, тройные,

            четверные и многократные.

            /

            Стихи без Рифмы называются белыми, неточные Рифмы – «рифмоидами».

            /

            ***

Особое место в технике русского стиха занимает рифма Маяковского, тщательно исследованная М. Штокмаром. Маяковский открыл новые методы рифмовки, соответствующие строю его ораторского стиха.

 

В статье «Как делать стихи?» Маяковский писал: «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет вспомнить все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе… Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало. В результате моя рифмовка почти всегда             необычна и уж во всяком случае до меня не употреблялась, и в словаре рифм ее нет. Рифма связывает строки, поэтому ее материал должен быть еще крепче, чем материал, пошедший на остальные строки».

 

            ***

            Контрольные вопросы.

            

ОТВЕТЫ. Если можно, отвечайте кратко.

            

            1. Что такое рифма (устно)? Какие слова в определении ключевые?

            Выпишите их.

            2. Как называлась рифма у русских пиитиков 16-18 вв.?

            3. Применялась ли рифма в античной поэзии?

            4. Назовите древнерусские литературные произведения, в которых

            наблюдались отдельные случаи рифмы.

            5. Как вы понимаете, что такое смежные рифмы?

            6. Назовите признаки, по которым рифмы делятся на группы в теории

            рифмы русского классического стиха. Коротко запишите.

            7. Дайте определение открытой и закрытой рифме. Приведите примеры

            свои или из литературы, где встречается либо тот, либо другой вид.

            Лучше в качестве примера взять свои стихи (отрывок).

            8. Дайте определение мужской и женской рифме. (Своими словами)

            9. Дайте определение дактилической и гипердактилической рифме.

            (Своими словами).

            

            ЗАДАНИЕ:

            

            1. Составьте четверостишия на мужскую рифму, на женскую рифму, на

            чередование мужской и женской рифмы.

            

            2. Приведите пример дактилической рифмы (небольшой отрывок,

            необязательно свой).

            

            3. Возьмите любое свое стихотворения из прежде написанного и

            проанализируйте, какие виды рифм вы используете. (По группам).

            

            Если не получается выполнить задания за один раз, можно размещать их

            в комментариях с пометкой ЗАДАНИЕ 1, ЗАДАНИЕ 2 и т.д.

            

            Если что-то непонятно, можно задавать вопросы, начиная комментарий

            словом ВОПРОС.

            

 

Вы можете разместить ваши стихи на литературном сайте «Золотое Перо» и включиться в работу семинара. Милости прошу!

 

С уважением, Имма Грак.


В избранное