Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

No168 Публикация околонаучного триллера А.Шамеса "Услышать Эмерсона и умереть". Продолжение


http://www.borisba.com/litlib/index.html

Рассылка 'Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского'

Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского.

Выпуск No168
Выпуски выходят когда автору вздумается.
Этот выпуск рассылки был разослан с сервера borisba.com 134 подписчикам.

Уважаемые читатели!

Выпуски на Subscribe.Ru выходят на несколько дней/недель позже и с традиционной рекламой не от меня. Приглашайте к подписке ваших знакомых!

Надеюсь, вас как и меня увлекло чтение произведения Александра Шамеса "Услышать Эмерсона и умереть". Желаю приятного чтения!


Сообщения


Открылся мой Форум -- Форум Бориса Бердичевского. Регистрируйтесь и участвуйте! На Форуме обсуждается творчество Майн Рида.

На моем сервере вы можете подписаться на рассылку, отписаться, а также изменить адрес подписки.

Внимание: на моем майл-сервере включена защита от спама. Если вы хотите послать мне сообщение, сделайте это через форму на сервере.
Вы также можете вставить текст "AntiSpam-Stop" в заголовок письма, чтобы обойти защиту.


Пополнения в моей библиотеке

16.03.2012 -- Научно-популярная статья Майн Рида -- "Лапландия и лапландцы."

08.06.2011 -- После публикации в рассылках выложен роман-чертовщина Евгения Якубовича "Программист для преисподней"

08.01.2011 -- Выложен отредактированный вариант моего перевода романа Майн Рида "Жена-девочка"

20.07.2010 -- Знаменитая сказка Редьярда Киплинга "Маугли"

08.04.2010 -- Роман А. Тоболяка "Невозможно остановиться", который я только закончил сканировать, распространяется исключительно для зарегистрированных участников моего Форума.

17.03.2010 -- Майн Рид. Гвен Винн: роман реки Уай. Перевод Д. Арсеньева. Устранение, надеюсь, последних опечаток!


Услышать Эмерсона и умереть,
или
Несколько эпизодов из жизни Израильского Хай-Тека.
Околонаучный триллер без пролога, но с эпилогом.
© Александр Шамес

Продолжение. Начало в выпуске No156

Ну а времена какие имели место быть!? Золотой век! Расцвет настоящего рока! Расцвет всего того, что затем прошло жесточайшую проверку перехода в другие эпохи и - оказалось непревзойденным! Удивительное время, когда по-настоящему оригинальные музыкальные идеи, родившиеся на стыке традиционных культур и новейших электронных технологий, стали приносить гигантские прибыли. Да, коммерческая основа современной нам сейчас массовой музыкальной культуры зарождалась именно тогда. Но ведь именно в те, пропахшие конопляным дымком, розово-золотые семидесятые, "Эмерсон", "Йес" и "Дженезис" собирали многотысячную аудиторию! Не только и не столько вполне доступные широким массам ранние "Битлы" или демократические "Роллинг Стоунз", не слащавая итальянская эстрада, не самопародийные рэповские скороговорки, не экстремальный панк, но - прогрессивный рок (или, как его еще в те годы называли - арт-рок). Музыка духа и настроения. Такая "массовая культура" поднимала ее потребителей до своего, небывало высокого уровня. Увы, впоследствии все стало наоборот: субкультура городских маргиналов стала доминировать, и уровень потребителей этой субкультуры стал диктовать большую музыкальную политику. Настоящая музыка ушла со стадионов, исчезла с радио и телевидения. Нет, она не умерла - просто переселилась в клубы и Интернет. А поп-мьюзик стал именно таким, каким мы все сейчас его видим на канале эМ-Ти-Ви... О, семидесятые, как же нам повезло совпасть во времени с этими годами взлета новой культуры! Правда, мы не совсем совпали в пространстве. Страна самого развитого социализма (если не брать в расчет несчастную недоубитую Пол Потом с его подельниками - красными кхмерами - Кампуччию-Камбоджу и мастерски отчучхированную Ким Ир Сеном Северную Корею) семимильными шагами рулила мимо современной культуры. Но и тут нам не в чем упрекнуть судьбу - времена все-таки были не самые жестокие, дышать давали (если не громко), а преодоление всяческих препятствий лишь укрепляло подлинную страсть. Так и появилось наше рок-поколение. Хорошее? Плохое? Каждый волен оценивать по-своему. Но мы именно такие. И во многом - благодаря року.

Стал я внимательно погружаться в КрокОдилову фонотеку - и понял: это хорошо! Это - моя музыка! Эта музыка вошла со мной в резонанс - мы совпали по частоте, амплитуде и фазе. С непередаваемым словами долгодействующим (десятки лет!) эффектом. Новые звуки задевали, волновали, будили мысль и энергию, оставляли неизгладимый след. Как стакан хорошего коньяка. Как своевременная затяжка плотно набитого качественной травкой косячка. Как опытная женщина - материализация грез пубертатного юноши. Как хорошая книжка. Как наука. Как жизнь, которая кажется долгой, интересной и прекрасной - когда тебе пятнадцать лет! Впрочем, одними только эстетическими наслаждениями перемены в жизни не ограничились.

В силу реально существующей полу-подпольности рок-культуры, просто слушать любимую музыку в те годы ну никак не получалось. Пластинки и катушки с новинками нужно было где-то добывать. Покупать (на какие шиши, кстати? Ведь свежий фирменный диск стоил до 100 рублей - бешеные деньги в семидесятые!), обменивать, переписывать. Понятное дело, что все это прибыльное предприятие было прибрано к рукам людьми, довольно далекими от законопослушности. Формулируя в современных терминах - криминальной средой. "За музыкой" приходилось ходить на грани - между государственным преступлением (типа фарцовки и контрабанды, за которыми тщательно наблюдало недремлющее око самых компетентных органов) и откровенным уркаганством, не пренебрегавшим (уже тогда!) рэкетом (по модели "Мужик, купи-ка кирпич!") и бандитизмом. По всему получалось - рано или поздно рок-музыка подкинет своим адептам что-нибудь неприятно-неожиданное. Что не преминуло произойти.

Собирать пустые бутылки в четыре руки намного эффективнее, чем в две. Эта простая аксиома была использована нами (Геркой и мной) для реализации давней мечты - пополнения ставшей уже общей - колхозной - фонотеки фирменными пластинками. Очистив в короткие сроки родительские сараи, скрывающие многолетние накопления стеклянной тары, мы испросили разрешения проделать ту же операцию с кладовкой в мастерской знакомого художника, до очистки которой у того самого руки никак не доходили. Если родительских запасов хватило максимум на "сорокопятку", то творческая интеллигенция подработала тары на цельный диск. Заветная цель не только приблизилась, но и (о, чудо!) раздвоилась. Если, конечно, второй диск брать не очень фирменный, а какую-нибудь "юговскую" печатку. Недостающие 20 рублей я сэкономил на репетиторе по математике. Просто - не пошел два раза на занятия. А с родителей взял сумму по полной программе. Было очень стыдно - я ведь прекрасно знал, что лишних денег в семье никогда не было. Но уж очень хотелось!

Собрать удалось аж 80 рублей. Засунув эту гигантскую сумму в закрывающийся на зиппер карман моих модных фирменных штанов, мы с Геркой направились к Митридату. Фарцовщик Митя сидел у себя в радиорубке, смачно попыхивал странно пахнувшей самокруткой и перегонял с крутившегося на дорогом проигрывателе "Арктур" диска на полу-профессиональный магнитофон "Тембр" что-то, энергично рассыпавшее через лежавшие на столе наушники тихую дробь. Пятак на пластЕ был лилового цвета, и на нем было изображено что-то вроде греческой буквы "ро".

- А, КрокОдил! - обрадовался увидевший юных меломанов Митридат и стряхнул пепел в жестяную коробочку от голландских сигар. - Принес чего-нибудь почитать? А то я тут уже совсем озверел без приличного чтива. У нас в клубе студенческий театр инсцИнирует "Малую Землю" - мало никому не покажется. Хоть уши затыкай! Вот, планом спасаюсь. Да и тот кончается...

Герка достал из портфеля новый томик из серии "Зарубежный детектив" и протянул его радисту. Митридат радостно схватил книжку и только после этого соизволил пригласить гостей сесть.

- Да, кстати, КрокОдил, я тут с Одессы кое-какую новую музыку приволок. Видишь - катаю, - кивнул Митридат на мерно вращающийся диск.

- А что это? - севшим от напряженности момента голосом спросил Марик.

- Э-э-это? - Митридат ткнул пальцем в лейбл. - Это - свежий "Пёрпл". "Стормбрингер" называется. На, слушай! - и переключил усилитель с наушников на динамики. В пустом зале на полную мощь зазвучала ставшая впоследствии знаменитой композиция "Солджер оф форчун". Красота новой музыки очаровала друзей.

- Сколько?! - взволнованно спросил Герка.

- Что - сколько? - переспросил Митридат.

- Ну, сколько диск стоит? - я сориентировался в обстановке быстрее разволновавшегося КрокОдила.

- О, чуваки, да у вас никак бабки объявились? - подивился Митридат, - Старушку, что ли, топориком покоцали? А впрочем - не мое дело. Хоть - старушку, хоть - подружку! Каламбур, да?! "Пёрпл" стоит шестьдесят тугриков. Вам - со скидкой на молодость и давнее знакомство - уступлю за пятьдесят пять. Хотите?

- Будем подумать... - степенно начал привычный для толкучки торговый диалог уже пришедший в себя Герка. - Пласт, конечно, мощный. Но и просишь ты не в меру.

- Не в меру?! За фирменный пласт? - и Митридат возмущенно ткнул пальцем в пятак уже остановившей свое вращение пластинки, - видишь, вьюноша, - "Пёрпл рекордс"! Натуральный!

- А "Эмерсона" нового, случаем, нету? - встрял в разговор я.

- Почему нету? Есть и "Эмерсон"! "У Хреции усе есть!" В нашем Кишмантухесе этот диск никто, кроме меня, еще не слышал! - с гордостью заявил Митридат. - "Салат Без Мозгов" называется. Вот, глядите! - он покопался на полке и достал серо-синий конверт с человеческим черепом, вписанным в "ЭЛПовское" лого.

- Ух ты! - я аж присел от восторга. Как раз в прошлое воскресенье я услышал обработку Джинастеровской "Токкаты" с этого диска по радио "Еуропа Либерэ". Даже через хрип и свист коротковолнового приема было понятно: музыка абсолютно гениальная!

- Ну, а я что говорю? Круче - только яйца! - лениво процедил прохладно относившийся к "Эмерсону" пожилой (Митридату было уже за тридцать) битломан. - Да ежели б этот диск был фирменный, он бы не меньше восьмидесятничка стоил. А этот - югославской печатки. Видишь, одесские умельцы замаскировали? - и Митридат продемонстрировал аккуратно замазанные черной тушью надписи на оборотной стороне конверта и по окружности пятака.

- А что там замазано? - с любопытством прозелита спросил я, пребывавший тогда в состоянии наивной неосведомленности в дискОвых делах.

- Да как обычно - "эР-Тэ-Бэ записонято, все права-то забронято" (Митридат явно перепутал надписи на югославских и болгарских дисках), ну и прочая фигня, которую "юги" там обычно пишут. В общем-то, и так коню понятно, что диск перепечатанный. Я в Одессе видел фирмОвый - так в нем обложка посередине раскрывается, и там, где на этом конверте виден только вписанный в лого череп, появляется лицо женской скульптуры. Типа Нефирцыцы. А череп - часть этого лица. Круто, да?

Герка, очевидно, увидел, как зажглись мои глаза. Сам-то он больше любил "Пёрплов" и моментально запал на "Стормбрингер", но и мою склонность к солидному академическому стилю уважал. Ну что ж, нужно попробовать прихлопнуть обоих зайцев. Тем более, что за юговского "Брэйн Сэлад Сэрджери" никто никогда больше сороковки не даст. А дурить клиента и выдавать диск за фирменный Митридат, придерживавшийся своеобразного кодекса меломанской чести, никогда не станет.

- Слушай, Митридат, а за "Салат" с "Пёрплом" вместе - сколько просишь? - закинул удочку Герка.

- А сколько дашь? - привычно отозвался опытный боец фарцовых схваток.

- Ну, денег дам, - продолжил юный, но уже не менее опытный Герка, - рублей семьдесят. За юговского "Эмерсона" тебе никто больше двадцатки не даст. Кому он тут у нас вообще нужен? А мне еще и скидка положена - сам сказал!

- Ты чего, молодой, травки-борзянки объелся? Где это видано: за "Эмерсона" - двадцатку! Тоже - сказанул! Значит так - "Пёрплов" меньше, чем за пятьдесят пять я не отдам. Иначе надо мной пИпел смеяться будет. А "Салат" - так и быть, только вам, пионЭры - отдам за тридцать пять. Еще спасибо скажете!

С видимым удовольствием рядились еще минут пятнацать. После чего оба вожделенных диска перекочевали в руки покупателей за символическую (по словам Митридата) сумму в восемьдесят рублей.

- Ну, парни, вы меня совсем раздели, - сказал на прощание скромный радист Митя. И небрежно швырнул смятые десятки и пятерки в верхний ящик своего рабочего стола. Где, как я успел случайно подглядеть, уже валялись радужные бумажки, на которые, по самому скромному моему подсчету, можно было бы купить не то, чтобы "Волгу-двацатьчетверку", но уж никак не меньше "Жигулей" третьей модели.

Сначала слушали сами. Потом - сами, но под трехлитровый бутыль красного домашнего вина. Потом позвали всех друзей. (Благо, у меня предки отвалили в какую-то командировку.) И взяли еще вина. Опять слушали. Потом пришел бабец. В количестве трех мочалок и одной швабры. Бабец возжелал танцевать. А почему бы и нет!? В эпоху только-только появляющегося диско (уже - "Сильвер Конвеншн", но еще - не "Бони эМ") прогрессивная мОлодежь танцевала под все - даже под Неменовский "Рэквием до Ван-Гогу". А тут - "Пёрпл"! Вполне располагает к танцулькам: и резкий, истеричный "Стормрингер", и лирические "Джипси" и "Солджер оф форчун". Да и "Эмерсоновская" "Стилл, тэрн ми он", вполне проходила. В обжимку, при зажженных свечах. Богема! Потом кто-то принес немного травки - с домашних конопляных плантаций. Кайф! После травки танцевали даже под "Токкату". Особо усердствовал круглолицый рыхлый подросток Серега - мой школьный приятель. Он провозгласил: та часть "Токкаты", где Эмерсоновский синтезатор ухает филином, символизирует выход старцев из Политбюро в президиум очередного партийного Съезда. И сам же этот торжественный выход проиллюстрировал. Под соответствующий музыкальный фрагмент. Было очень смешно! Очень! Хотя шутка была с опасным политическим привкусом. Но все мы были в те дни молоды и наивны - никому и в голову не пришло бы бояться стукачей в своей компании. (Учитывая опыт последующих лет, в этом месте уместна ремарка: "Зря!")

Так, в счастливом обладании фирмОвыми раритетами, прошла неделя. А по ее окончании Герка сказал: "Диски должны работать! Как деньги при капитализме. Про Маркса слышал, да? Музыка делает музыку. Мы их послушали, перекатали на катушки - теперь давай их обменивать. Сдадим на недельку то одному, то другому. А они нам в обмен - другие диски. Коллекция пополняется - все довольны!" Я с воодушевлением поддержал эту, показавшуюся спервоначалу здравой, мысль. На следующий день нашелся и первый желающий обменяться - Геркин бывший одноклассник (по старой школе) Владилен, известный тем, что еще класса с шестого вращался в около-фарцовых кругах. В обмен на "Стормбрингера" он предложил альбом "Золотой Дип Пёрпл"" - сборник из ранних "Пёрпловских" концертов и синглов. Под новый диск опять собралась все та же развеселая компания. Опять было весело, пьяно и кайфово. Уже потом склонный к мизантропическому философствованию КрокОдил так оценил этот период их жизни: "Ели-пили - все нормально! Обосрались кАло-ссально...". (Позднее именно этот афоризм получил широкое распространение в кругах, приближенных к бару гостиницы "Интурист". Правда, на ум он приходил в тех (многочисленных) эпизодах, когда, после крутой гулянки в ресторане, выяснялось, что полностью заплатить по счету нечем. В этом случае приходилось оставлять кого-нибудь, уже недвижимого, в залог и бежать на поиски недостающей суммы. А иногда просто снимали с руки часы - в уплату. Если халдей-официант соглашался взять.)

А обсираловка с диском произошла вот какая: как-то поздним вечером ко мне в двери позвонили. Отворив, я увидел взволнованного Герку. На заднем плане маячил мрачный Владилен, правый глаз которого заплыл огромным свежим синяком.

- Что случилось, мужики? - Геркино волнение моментально передалось мне.

- Слушай, Марк, тут такие дела... - зачастил Герка. - Понес я этому хмырю (кивок в сторону Владилена) его "Золотых Пёрплов". Повел он меня в какую-то соседнюю квартиру, мол, мой диск - у соседа. А там его старшие корифаны сидят - Мишка Адамович с Гурой и Лёнцем. Он, оказывается, шестерит на них.

- Кто-кто? - с ходу не въехал я. Но когда въехал... - Те самые?..

- Ну да, - мрачно подтвердил Герка. - А другим откуда взяться?

Вышеназванная троица была известнейшими в городе рэкетирами. Они, в основном, трясли фарцУ - там было что взять. Но, в промежутках, не брезговали и "продажей кирпичей" незнакомым ночным прохожим, и отбором пластинок и джинсов у малолетних меломанов и еще Б-г знает чем.

- ...?! - я только и смог, что открыть рот.

- Так вот, возвращаю я этому козлу (опять кивок на Владилена) диск, а Адамович-то мне и говорит: "Ну-ка дай, пацан, поглядеть - все ли в порядке. Ведь это мой диск". Я и дал. Он посмотрел на диск под углом, и потребовал поставить на проигрыватель. Владилен поставил. Мишка послушал и спросил меня, на чем, мол, мы его слушали - на граммафоне, что-ли? Я ему и говорю: "Нет, на стерео-"Аккорде"". Тут он как заорет: "Ты чего, педрила, запилил мне любимый диск! Да я вас щас всех порву как Тузик Жучку!". И кинулся к Владилену: "Это ты, что ли, этому придурку мой диск дал, да?". Перебздевший Владилен только молча утвердительно кивнул. И сразу же получил в глаз. После чего Мишка слегка успокоился. Он спросил Владилена, что он брал у нас взамен. Владилен и дал ему "Стормбрингер". Мишка забрал у Владилена наш диск, повертел, рассмотрел, хмыкнул и передал Лёнцу: "На - на хранение тебе". А мне сказал: "Вот что, парень, нагадил - нужно исправлять. Мне этот "Золотой Пёрпл" обошелся в девяносто тугриков. Придется тебе выкупить его у меня. Башляешь мне мои девяносто - и забирай своего "Пёрпла" назад вместе с моим. Срок - десять дней. Не вернешь - хуже будет. Все, ребенок, счетчик включен. Действуй!". И выставил нас за двери.

- Ни фига себе!.. - только и смог пробормотать я. - Слушай, отправь ты этого наводчика (в который раз - кивок на Владилена) к чертовой бабушке, а сам - заходи. Думать будем.

Думать много не пришлось. Арсенал средств для добывания денег был ограничен - все те же пустые бутылки. Но сколько наберешь зимой с бутылок? Вот если бы летом, да на стадионе, да после футбола... Герка начал осторожно (чтобы не заметили родители) продавать пластинки из своей фонотеки. Пришлось продать и полюбившийся Эмерсоновский "Салат" - обратно Митрдату, но уже на - десять рублей дешевле. Всего набралось рублей восемьдесят с копейками. А дальше - полный мрак. На десятый день во двор школы, где я учился, въехал сильно навороченный "Жигуленок"-копейка. Из машины, на глазах у расходящихся после учебного дня школьников и преподавателей, вылезли два шкафоподобных хлопца, прикинутые, как в униформу, в новые, еще не попиленные, джинсовые костюмы "Ли". Это были Гура и Лёнц. И направились ко мне, выходящему в тот момент из школьной двери.

- Ну что, жидяра, - вопросил Гура, - Бабки готовы?

- Странно, - подумал я. - Вроде как вся знаменитая троица имеет вполне определенное еврейское происхождение. Чего же это он меня "жидярой" кличет? Скорее всего - хочет побольнее задеть! - но вслух сказал. - Нет, Гура, прости, но мы еще пару копеек не добрали.

- Ну, смотри, Мишка-то вас на счетчик поставил. С сегодняшнего дня даю вам еще неделю. За эту неделю - штраф. В размере вашего "Стормбрингера" и "Золотого Пёрпла". Можете с ними попрощаться. Если через неделю всю сумму не сдадите - мы с вами по-другому поговорим. Понял, клоп смердючий?

Джинсовая парочка предшественников пост-советских братков-распальцовщиков чинно проследовала к своим "Жигулям". Машина лихо развернулась и унеслась со школьного двора. А я, пребывая в состоянии, близком к истерике, кинулся к Герке.

- Слушай, Марик, не психуй, - успокаивал меня сам изрядно перепуганный Герка. - Да соберем мы им эти несчастные остающиеся десять рублей. Я фольгированную "Йило Омегу" продам. Мне Котлетист за нее давно червонец предлагает.

- Больной ты, - ответствовал ему я, - и не лечишься! Не в бабках же дело! Заплатишь все - они с тебя потом не слезут! Это наипервейший и наидревнейший принцип шмона: кто платит раз - будет платить всегда!

- Да что же с нас еще можно взять, кроме анализов? - удивился Герка. - Ты не перебздел, дружище?

- Лучше перебздеть, чем недобздеть, - популярным афоризмом отозвался я, - Мало ли что с нас можно взять? В шестерки к себе запишут - покрутишься потом. А мне не до того - я к поступлению готовлюсь. А если родаки узнают? Мрак!

- Да, - как-то сразу погрустнел КрокОдил. - Куда ни кинь - всюду блин. Что же делать?

Над этим извечным русским вопросом думали еще полчаса - насухую. Потом Герка полез в подпол и достал бутылку с присланным дедом деревенским самогоном. Под стаканчик мутной гадости думалось веселее. И - надумалось!

Я вовремя вспомнил про своего соседа - Гриню-Ювелира. Гриня был еврейским мужем украинской красавицы Полины - нашей давней соседки. Полина была лет на пять старше меня. Длинноногая, безумно красивая, всегда одетая и подстриженная по самой последней журнальной моде, казавшаяся мне - скромному подростку - созданием не из нашего мира, она, между тем, благоволила к своему неуклюжему юному соседу. Отдавала должное моей рассудительности и нахватанности. А потому - любила побеседовать со мной на самые разные темы. Приносила пачку самых дорогих американских сигарет и приглашала покурить - и поболтать. Муж ее был деловым, хорошо прикинутым местечковым еврейским красавцОм. Но вот поговорить с ним, очевидно, было не о чем. ("Да и зачем говорить с мужем?" - удивлялась Полина). Вот ей-то, Полине, я и решил поведать о наших неприятностях.

- Мишаня? - спросила Полина. - Конечно, Гришка его знает. Мишаня ему давно кое-что должен. Приструнить этих шакалов, говоришь? Нет проблем!

Wednesday, June 20, 2012 22:52 GMT+2
На сервере Бориса Бердичевского этот номер рассылки вышел
Tuesday, April 17, 2012 23:40 GMT+2
© Барух Борис Бердичевский
borisba@borisba.com


Мне нравятся эти рассылки. А Вы подписались?
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Подписка на эту рассылку на сервере Б. Бердичевского.
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна
Antolog-faq
ЕЖЕправда

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на Сабскрайб.Ру! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя! При этом код моих рассылок должен быть размещен на постоянной основе, а рассылка должна выходить регулярно.


В избранное