Как написать сказку (7). Воображение - инструмент сказочника. Часть 2
Воображение - инструмент сказочника. Часть 2
Перед вами седьмой выпуск рассылки «Как написать сказку». В прошлом выпуске мы говорили о том, где искать идеи для сказок. В этом выпуске я расскажу о том, как играть с образами, чтобы получать из них интересные идеи.
---------------------------------------------------------------------------
Поиграть с образом или приемы фантазирования
---------------------------------------------------------------------------
Иногда хорошие идеи можно получить, если мысленно поиграть с образом. В этом вам помогут несколько приемов:
1. Прием увеличение/уменьшение.
Можно менять не только размер, но и вес, скорость, количество или любые другие характеристики образа.
Примеры:
- очень большой человек - великан;
- увеличьте бороду – получите Черномора или Карабаса Барабаса;
- очень маленький ребенок – Дюймовочка или Мальчик с пальчик;
- очень сильная девочка – Пеппи Длинный Чулок;
- очень быстрый бегун – Маленький Мук;
- большие уши – Чебурашка.
Давайте мысленно увеличим вес Колобка. Тяжелый Колобок состоит уже не только из теста. У него внутри другая начинка, например, пушечное ядро. Можно придумать сказку про брата Колобка, который узнал, как кончил его предшественник и решил наказать зверей. Заяц, волк и медведь не могут поднять тяжелого Колобка, а лисе он наступает на ногу.
2. Объединение.
Объединить образы или передать свойства одного образа другому. В сказках мы настолько часто встречаем этот прием, что даже не замечаем.
Примеры:
объединение волшебников в волшебное сообщество – мир Гарри Поттера;
- все одушевленные животные и предметы в сказках – это объединение вида человек-животное или человек-предмет
- совмещая разные части тел: кентавр, минотавр, трехглавый змей, пегас, грифон и т.д.;
- человек-дерево: энт; маленький человек-фермер – хоббит; маленький бородатый человек-кузнец-рудокоп – гном; человек-комар - вампир и т.д.;
- человек с мотором, как у вертолета – Карлсон;
- человек-волк – Маугли.
Давайте мысленно объединим Колобка с лисой. Это можно сделать разными способами - например, так: хитрый Колобок, любит забираться в чужой дом и поедать блины и пироги, которые приготовили люди. При этом Колобок становится все больше и румянее.
3. Дробление.
Отделение части от целого или мысленный переход от целого к его частям.
Примеры:
- голова, отделенная от туловища - огромная голова из сказки о «Руслан и Людмила», Колобок или всадник без головы;
- Кащей и смерть Кащеева отделены друг от друга;
- человек, которого невозможно увидеть – невидимка;
- монета без возможности быть потраченной – неразменная монета;
- народ и управление разделены – например, летучие обезьяны, которые вынуждены подчиняться хозяину золотой шапки;
- в некоторых притчах заменяют людей какими-то свойствами характера - в результате получаются персонажи: Любовь, Страх, Подлость, Жадность, Преданность и т.д.;
- в некоторых сказках изображают, к примеру, будто это не ребенок расшалился, а его ботиночки;
- сказочный народ хоббитов делится (дробится) на племена: мохноноги, хваты и лесовики.
Что такое Колобок? Съедобная голова из теста, которая умеет кататься, говорить, петь. Играя с частями целого можно представить себе других персонажей. Например: Колобок без формы: тесто, которые умеет ползать и говорить. Поскольку тесто не имеет формы, оно может принимать форму других объектов. Но все-таки долго держать другую форму оно не может (пока его не запекут в печке).
4. Наоборот.
Плюс меняется на минус, а минус на плюс. Это прием фантазирования способен давать очень сильные идеи для сказок.
Примеры:
- люди двигают предметы, а если представить, что все наоборот – например, печка Емели, ковер-самолет;
- не люди накрывают на скатерть, а скатерть накрывает людям – скатерть самобранка;
- в обычных шахматах игроки двигают фигурами, а если наоборот – игроки сами выступают в качестве фигур (эпизод из первой книги о Гарри Поттере);
- герой-антигерой во многих сказках: если вы придумали героя – добрую и веселую куклу Буратино, то антигероем может быть злой кукловод Карабас-Барабас;
- жертва и преследователь меняются местами: лисе удается выманить петушка золотого гребешка веселой песенкой, но она сама попадается в эту ловушку, когда кот и дрозд приходят к ее норе.
Иногда очень интересно бывает представить, что в сказке все происходит наоборот. Например, это не Колобок сбежал от дедушки с бабушкой, а дедушка с бабушкой сбежали от Колобка. Очень уж злым и прожорливым оказался этот монстр – Колобок. Выгнал бабушку с дедушкой и велел принести больше еды. Заяц, волк и медведь пытались помочь бабушке с дедушкой, но испугались злого Колобка и убежали. Только рыжая лиса придумала, что делать. Она пришла в дом и кормила Колобка сметаной и хлебом до тех пор, пока он не
лопнул.
---------------------------------------------------------------------------
Как пользоваться приемами фантазирования
---------------------------------------------------------------------------
Итак, пять наиболее простых и универсальных приемов фантазирования:
- увеличение
- уменьшение
- объединение
- дробление
- наоборот
Мысленно играя с образами, мы можем пытаться применять к ним перечисленные приемы. Главный секрет этих игр – применять тот или иной прием до тех пор, пока в образе не появится противоречие. Именно противоречия и парадоксы делают образ интересным и дают возможность проявить фантазию.
Например, представьте себе горшочек каши. Мысленно увеличим количество каши. Два горшочка, десять горшочков. И все-таки, в этом нет ничего нового и необычного. Однако, если продолжить, то каши станет столько, что она затопит город. Так получилась идея для сказки «Вари котелок». Осталось только придумать – как все это использовать в сказке.
Еще один нюанс, на который я хочу обратить внимание.
На прошлом занятии я рассказал несколько словесных игр по методике писателя Джани Родари. Словесные игры могут дать много интересных идей, однако результат практически непредсказуем.
Когда мы играем с образом, результат тоже не всегда можно предсказать. Тем не менее, новый образ будет связан с исходным. Это важно, если вы пытаетесь придумывать идеи на конкретную тему – например: путешествия, рыцарское средневековье и т.п.
P.S. Перечень приемов фантазирования и способы их применения хорошо описаны в книге «РТВ - ЭТО ОЧЕНЬ ПРОСТО» (автор П.Амнуэль).
---------------------------------------------------------------------------
Сказка-крошка
---------------------------------------------------------------------------
Сказка-крошка восьмого выпуска. Сказку прислала Татьяна.
-= Белка-поспелка =-
В большом лесу жила веселая и быстроногая белка-поспелка. Ей приходилось много бегать и трудиться, чтобы запастись орехами и грибами на зиму себе и деткам.
Лес потихоньку вырубали, и он в конце концов превратился в полянку с озером и детскую площадку. Белка грустила о своем большой лесе, но и в маленьком ей было интересно. Дети приносили ей каждый день разнообразную еду. Такую, какую она никогда в жизни не пробовала и ее любимые орехи.
Белка-поспелка сначала прятала еду в лесу, а затем заметила, что тайнички ее была всюду — и в деревьях и под деревьями, и она перестала запасаться едой и начала больше играть с ребятами, радовала их, подходила к ним поближе, махала хвостиком по их нежным щечкам и брала орехи с их ладошек.
(С) Татьяна
Татьяна, спасибо за сказку. Некоторые фразы стоит «отшлифовать», но в целом идея хорошая. Желаю Вам новых прекрасных сказок.
---------------------------------------------------------------------------
Для новых подписчиков
---------------------------------------------------------------------------
Ко мне на почту стали приходить вопросы, где можно познакомиться с другими выпусками рассылки. Выпуски можно сделать в архиве рассылки на сайте Subscribe. Можете воспользоваться этой ссылкой:
http://subscribe.ru/archive/lit.graph.storyteller/index.atom
Если у вас имеются пожелания к выпускам или их содержанию, приглашаю написать их мне на электронную почту:
sergeyt81@gmail.com
На этом я заканчиваю седьмой выпуск рассылки. В следующем выпуске я продолжу рассказывать о том, как придумывать идеи для сказок.
С уважением,
Трубников Сергей