В прошлом номере рассылки мы говорили о том, какие бывают сказки. В этом номере я расскажу о таланте сказочника и направлении, в котором его можно развивать.
---------------------------------------------------------------------------
Талант - дар свыше или...
---------------------------------------------------------------------------
Некоторые люди считают, что талант - это дар свыше. Одним дано, а остальным даже пробовать не стоит. Однако, есть люди, которые не только раскрыли талант в себе, но и другим помогают найти и раскрыть в себе талант. Эти люди придерживаются других взглядов.
Писатель-фантаст Юрий Никитин в книге "Как стать писателем" доказывает, что талант нарабатывается упорным трудом, а все разговоры про дар свыше и вдохновение - это просто мифы, которые охотно распространяют писатели, чтобы придать своей профессии ореол особой значимости.
Генрих Саулович Альтшуллер (он же писатель-фантаст Альтов) утверждал, что творческим человеком может стать каждый. Он не только так думал, но и разработал методики, которые помогают развивать мышление и воображение. РТВ (Развитие Творческого Воображения) - это часть более общей теории ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). РТВ создана Альшуллером и его учениками, в ней описаны многие приемы создания фантастических образов, и упражнения на развитие фантазии. Эти методики могут оказаться очень полезными
писателю, и, особенно, сказочнику.
Похожих взглядов придерживался известный итальянский сказочник Джанни Родари. В одной из своих книг он писал: "Идея, лежащая в основе "Грамматики фантазии", проста: она сводится к тому, что воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, что им наделены все".
Но если воображение может развить в себе каждый, значит и придумывать сказки по силам любому - было бы желание!
Писатель и сказочник Виктор Кротов, пишет о таланте: "Мне ближе всего традиционный евангельский образ: это золотая монета, выданная небесным хозяином земному работнику. Каждому! Так что врождённый талант (или таланты, как посмотреть) есть у каждого. Но не пущенный в оборот (не наработанный) он остаётся нереализованным. Желание - это лишь предчувствие таланта, не всегда сразу угадывающее его точно".
Все эти примеры я привел для того, чтобы показать, что в таланте писателя или сказочника нет ничего сверхъестественного. Если вы чувствуете желание попробовать себя в роли сказочника или сказочницы - что ж, испытайте себя!
Талант - это семечко, из которого со временем можно вырастить цветущее дерево.
---------------------------------------------------------------------------
Три направления развития таланта сказочника
---------------------------------------------------------------------------
Сказка - это универсальный жанр, потому что в ней есть всего понемногу. В сказку можно закладывать разное "сырье". Заложите мысли, шутки, парадоксы - получите философские притчи (как у Виктора Кротова) или юморные рассказы (как у Петра Бомора). Будете строить повествование вокруг образов - получите красивые, милые, волшебные сказки (как у сказочницы Таисия). Сделайте упор на чувствах и отношениях - получите глубокие, трогательные, душевные сказки (как у Натальи Абрамцевой и Максима Мейстера).
Талант сказочника можно развивать в трех направлениях:
- образы
- мысли, шутки, парадоксы
- чувства и отношения
По сути это три разных таланта. Сказки "мыслителя" будут значительно отличаться от сказок "человека чувств", также как и от сказок "художников слова". Но и те, и другие, и третьи сказки будут по-своему замечательны.
Какое из перечисленных направлений ближе лично вам? Возможно, вы затруднитесь сразу дать ответ. Подумайте, что вам нравится в сказках других авторов. Кстати, ссылку на работы нескольких современных российских сказочников я давал в предыдущем выпуске рассылки.
---------------------------------------------------------------------------
Сказка-крошка
---------------------------------------------------------------------------
Сказка-крошка - это замечательный жанр, особенно для начинающего сказочника. Мне кажется, было бы здорово публиковать в конце каждого выпуска небольшую сказку.
-= Невежливая шляпа =-
Живет на свете шляпа, которая никогда и никому не оказывает знаков внимания. Ни тебе поздороваться, ни проявить уважение. Сидит шляпа на голове, как припаянная. "Какая невежливая шляпа" - говорят люди неодобрительно. Если бы они знали, как переживает сама шляпа! Но что делать - не может она покинуть головы, потому что иначе все увидят ослиные уши ее хозяина.
(С) Сергей Трубников (ваш покорный слуга)
На этом я заканчиваю третий выпуск рассылки. В следующем выпуске я напишу о разных способах сочинения сказок.