Рассказ от замысла до публикации. Выпуск 52. Процесс накопления впечатлений
Здравствуйте, уважаемые читатели и писатели!
Перечитывать книги по выделенными карандашом местам - занятие, оказывается, увлекательное. Всё самое важное становится ещё более важным. Книга предстаёт в совершенно другом свете. Ведь то, что читается по заметкам, именно то, что нужно периодически себе напоминать.
Для творческой работы очень важен процесс накопления впечатлений. Без этой составляющей вряд ли возможно
творчество в принципе. Эти впечатления должны приходить из жизни, а не из других источников. Борис Галанов в книге "Валентин Катаев. Размышления о Мастере и диалоги с ним" так описывает представления писателя об этом процессе.
"Встречая Валентина Петровича на дорожках дачного подмосковного посёлка Переделкино, слушая его или всматриваясь в то, как он слушает других, я вспоминал слова Луи Арагона об Анри Матиссе: "Когда Матисс гуляет, когда он видит кого-то, когда
читает, живопись непременно вторгается и вопрошает: а могу тут поживиться и я? Разумеется, он любит цветы, женщин, птиц. Но по-иному, чем вы или я. Не бескорыстно. Всё, что для других мечта, для него - субстанция, субстанция некоего неумолимого распорядка, распорядка вещей". Процесс накопления впечатлений, казалось мне, не прерывается у Катаева ни на одно мгновение. А ощущение, что всё вокруг материал, что в окружающей жизни всё достойно внимания художника и нет ничего такого, что было бы неинтересно, никогда
его не покидает.
Он говорил: Маяковский всю жизнь опасался "отвердевших представлений" и не боялся разойтись с общепринятым, привнося нечто новое, своё, индивидуальное в установившиеся понятия и представления.
Слышал однажды, как в разговоре Катаев иронически отзывался о литераторах, которые пишут не из жизни, а "с телевизора". Смотрят, как на телевизионном экране люди ходят, сидят, разговаривают, во что одеваются, и потом пишут. Но всё в
их описаниях - пейзажи, интерьеры и краски - разумеется, тоже с телевизора. Розовые облака, голубые озёра марки "Радуги" и "Рубина". А сами-то вы стояли на берегу озера? Видели небо с розовыми облаками? Искали единственное, всегда неповторимое определение цвета и формы? Пытались когда-нибудь израсходовать запасы собственных душевных сил, чтобы выразить свои первичные, а не чужие ощущения?
Катаев не уставал повторять, что добивается предельной лаконичности языка и готов
даже сузить словарь, чтобы оградить прозу от многословия и не тратить попусту место на мотивировки поступков, на объяснение, как, куда и зачем поехали герои. Пусть бы простыми человеческими словами создавался отчётливый зрительный образ, получала толчок фантазия читателя. И какой сильный толчок!"
Только накапливая впечатления, писатель и может творить, создавать нечто, чего до него никто не писал и не мог бы написать.